Алтай-Азия

Во имя Евразии

15 сентября в Алтайском госуниверситете состоялось торжественное открытие V Международного образовательного форума «Алтай – Азия – 2022». После него началось пленарное заседание форума. Девять ведущих экспертов в сфере высшего образования выступили с докладами по самым актуальным темам: от трендов в интернационализации высшей школы до экспорта образовательных услуг.

Результаты и вызовы

Открыл пленарное заседание президент АлтГУ, профессор, д. ю. н. С. В. Землюков. Сергей Валентинович рассказал об истории форума «Алтай – Азия», обозначив его ключевые результаты за десять лет.

С 2012 года, с первого форума «Алтай – Азия», в нем поучаствовало 1 500 российских и иностранных экспертов, 100 ведущих университетов (в том числе 48 зарубежных). Форум объединил 12 стран ближнего и дальнего зарубежья, его постоянные партнеры: Ассоциация азиатских университетов, Российский университет дружбы народов, Российский Союз ректоров, Ассоциация классических университетов, журнал «Аккредитация образования». Как отметил докладчик, основные темы «Алтай – Азии» менялись от форума к форуму, но его суть оставалась неизменной: развитие совместного евразийского образовательного пространства. Так, по итогам первого форума было решено создать Ассоциацию азиатских университетов. В рамках второго форума прошел уже съезд этой ассоциации, на третьем пришли к решению пересмотреть подходы, процедуры, содержание госаккредитации вузов и образовательных программ, на четвертом рассмотрели лучшие модели дистанционного обучения и практики реализации сетевых международных образовательных программ. Здесь же раз появилась острая необходимость наметить перспективы глобального образования в современном мире, провести аудит моделей высшего образования РФ, вывести сотрудничество российских и азиатских вузов на качественно новый уровень. Как подчеркнул Сергей Валентинович, при модернизации национальной образовательной системы необходимо опираться на принципы, обозначенные министром науки и высшего образования РФ В. Н. Фальковым: открытость, фундаментальность, гибкость, практичность, а главное – направленность на достижение национальных целей. Докладчик отметил:

– Мы все, участники этого форума, внесли свой вклад в укрепление сотрудничества между университетами, в интеграцию университетского сообщества, народов, которых связывает общность исторических корней, традиции и ценности. Эти традиции и ценности проявляются не только в образовании, но и в других сферах нашей жизни. Но, замечу, образование является ключевым звеном передачи того исторического опыта, который накапливался тысячелетиями. Именно оно – залог нашего дальнейшего сотрудничества.

По мнению президента АлтГУ, международное академическое сообщество должно решить ряд важнейших научно-образовательных задач. В частности, необходимо уделить особое внимание интеграции российских и азиатских университетов в сфере гуманитарного образования с учетом общих культурных ценностей и традиций. Добиться наибольшей совместимости национальной системы высшего образования РФ с центральноазиатскими системами высшего образования, в том числе при реализации совместных двудипломных образовательных программ. Расширить академическую мобильность студентов и преподавателей. Все эти и другие подобные задачи можно решить только совместными усилиями. Поэтому на основе резолюции форума «Алтай – Азия – 2022» будет предложено создать рабочую группу при Минобрнауки РФ, которая бы учитывала глобальные риски, стоящие перед всеми работниками образования.

Вот такая геополитика

Следующий доклад был посвящен такой актуальнейшей теме, как интернационализация образования. Президент Российского университета дружбы народов, председатель ВАК РФ, академик РАО В. М. Филиппов выступил экспертом на тему стратегий интернационализации образования в новых геополитических реалиях.

Как заметил докладчик, тема эта актуальна по двум причинам. Во-первых, в отдельных академических кругах все еще неверно толкуют понятие «интернационализация», сводя его лишь к числу иностранных студентов или преподавателей в университете. Во-вторых, новые геополитические реалии диктуют и новые форматы партнерского взаимодействия как самих вузов, так и всех участников международного образовательного процесса. Эксперт В. М. Филиппов выделил три существенных изменения в общественно-экономическом развитии мира: формирование глобального общества знаний и – шире – экономики знаний; усиление процессов экономической интеграции; рост внутрирегиональных и межрегиональных политико-экономических отношений. Все они, так или иначе, сказываются и на евразийском образовательном пространстве.

– Если говорить о России, то мы, к сожалению, не реализовали еще все необходимые этапы интернационализации. Современный этап касается внутренней интернационализации университета: это важная часть стратегии современного международно-ориентированного вуза. Когда у нас 20 % иностранных студентов в вузе, а 80 % наших российских студентов не интернационализированы, государство говорит: «Это неправильно». Эти 80 % российских студентов, а также сами преподаватели высшей школы, должны быть интернационально ориентированы, то есть знать межкультурную специфику и как минимум два иностранных языка. На примере РУДН, его задач по программе «Приоритет-2030», могу сказать: действительно, 90 % студентов – и российских, и иностранных – к 2030 году должны в обязательном порядке владеть двумя иностранными языками. Австралия, отдельный континент, достигла замечательных успехов именно за счет внутренней (или «домашней») интернационализации каждого университета.

Говоря о практиках интернационализации, Владимир Михайлович напомнил: сначала они были стихийными. Студенты из разных европейских государств сами выстраивали Болонскую систему образования, приобретая межкультурный опыт. Затем появилась интернационализация элитная, она делилась на два вида. Первый, когда дети богатых дворян из разных государств поступали в лучшие университеты Италии, Германия, Франции. И второй, когда отдельные страны начали готовить для себя элиты из других стран. Так поступала Англия. То же самое делала Франция во франкофонных странах. А первым интернациональным университетом стал Американский университет в Каире, открытый в 1919 году. США уже тогда понимали, что арабский мир, его элиту надо готовить под себя самим. Советский Союз тоже стал готовить элиту для десятка развивающихся стран, ориентированных на социализм. Это была именно целевая подготовка. После Второй мировой войны, констатировал В. М. Филиппов, начался новый этап интернационализации: массовое высшее образование. Новейший этап интернационализации – это не просто массовый набор, но отбор лучших студентов. Владимир Михайлович подчеркнул:

– Алтайский государственный университет занимает ту интеграционную нишу, благодаря которой все мы, участники форума «Алтай – Азия», можем обсудить актуальные проблемы в сфере образования, ее тренды. Спасибо АлтГУ за эту уникальную возможность.

Также докладчик объяснил специфику интернационализации научной деятельности, отметив, что ее цель на уровне вуза: привлечение новых ресурсов, чтобы укрепить позиции в науке. И заострил внимание на том факте, что повысить качество образования можно, лишь учитывая мировой опыт. Это еще одна веская причина, по которой университетам необходимо интернационализироваться.

Оперативные меры

Советник министра науки и высшего образования РФ Е. В. Тумакова рассказала, как высшее образование адаптируется к новым условиям.

Прежде всего изменения произошли в международной образовательной деятельности. До 2022 года стабильно работали программы академической мобильности, двудипломного образования и обучения за рубежом. Но в свете новых геополитических реалий часть из них аннулирована, ограничена или приостановлена. В связи с этим Минобрнауки РФ приняло следующие оперативные меры: перевод более 1 500 российских студентов из-за рубежа, выделение 23 000 квот для иностранных студентов, разработка совместных ОП с университетами ЛНР и ДНР, аудит международных договоров и программ. Именно сейчас, по мнению Елены Вадимовны, настало время в корне пересмотреть подходы не только к национальному высшему образованию, но и к образованию вообще. Эксперт Е. В. Тумакова подчеркнула:

– Мы уже видим отдельные примеры, как российским вузам можно эффективно сотрудничать с зарубежными университетами, создавать научно-образовательные коллаборации. Одна из них – совместная программа Псковского госуниверситета с Белорусским национальным техническим университетом. Она получила грантовую поддержку во многом благодаря именно такому продуктивному сотрудничеству. Но есть такая проблема, как формализация двудипломных и других образовательных программ. Акцент, на мой взгляд, все же нужно делать на их содержательной, а не формальной стороне, четко понимать, зачем и для кого они разрабатываются. Это еще одна возможность существенно повлиять на качество образования, денонсировав формальные договоры об образовании.

Среди перспектив развития евразийского образовательного пространства: ориентация университетов на СНГ, БРИКС и другие центральноазиатские союзы, а также усиление роли славянских университетов в программах развития международного образования. Не менее важная задача – переход на отечественное научно-исследовательское оборудование и ПО.

Аркадий Шабалин

Справка

На I части пленарного заседания также выступили президент Ассоциации азиатских университетов К. Ж. Садыков, вице-президент НИУ «Высшая школа экономики» И. Г. Карелина, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Д. Ю. Гужеля, председатель Совета ректоров вузов Юга России М. А. Боровская, проректор по академическим вопросам Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева Е. А. Онгарбаев, ректор Тольяттинского государственного университета М. М. Криштал.

Цифра

Больше 300 человек участвовали в пленарном заседании очно.

406 просмотров

Related posts

Новые вызовы и лучшие практики

Треки форума «Алтай – Азия 2024»

Экспертный взгляд