№ 36 (1020) от 18 октября 2007 года
Летом, в середине февраля
Африканское потрясение
С 10 по 28 февраля довелось трем русским ботаникам с АлтГУ - проф., д.б.н. А.И. Шмакову, к.б.н. С.В. Смирнову, аспиранту А.В. Ваганову (Южно-Сибирский ботанический сад) и prof. dr. R. Viane (Бельгия, г. Гент) поучаствовать в совместной экспедиции в Африке!
"Африка, черная Африка,
Красная пыль дорог.
Африка, знойная Африка,
Равнодушен к тебе Господь Бог.
Африка, нищая Африка, Жизнь здесь бурлит клокоча, Черное племя съедает все ... ... и даже себя".
С.В. Смирнов
В феврале сего года, когда он обозначился счастливой цифрой 7, довелось нам, сибирякам, оказаться в центре Африки - на самом экваторе. Госпожа Удача была к нам благосклонна все три недели, что мы провели на экваторе нашей планеты. Они прошли сказочно, интересно и, порой, комично. Выбор места не случаен. Особый интерес для ботанического маршрута представляет высокогорная птеридофлора гор Ривензор, что находятся на западной границе государства Уганда. Уганда простирается от берегов крупного озера Виктория, гранича с Конго, Сомали, Танзанией и Руандой. Столица государства - Кампала, ближайший аэропорт - Энтебэ, близ Виктории. Крутым виражем - Барнул-Москва-Каир-Энтебе мы направляемся в центр Африканского континента.
Итак, день первый. Где-то над Средиземным морем
Шестой час по Москве. Мы летим Египетскими авиалиниями Egypt Air в Энтебе, с пересадкой в Каире. От Энтебе наземным транспортом до Кампалы. Но это еще впереди, а до этого ...
Как собирались
Продолжительные сборы - три рюкзака по 20 кг, меры предосторожности из 4 прививок (гепатиты А, В, менингококковая инфекция, желтая лихорадка) и курса химиотерапии против малярии ("Лариам", который принимается раз в неделю до, во время и после прибытия из Африки). У "Лариама" огромный список побочных эффектов, среди которых и расстройство желудка. (В нашей аптеке нам поведали, что американцы проиграли компанию "Буря в пустыне" благодаря длительному побочному действию этого антималярийного препарата). Из всех двенадцати месяцев самые комфортные для посещения Уганды (и, в частности, высокогорий) февраль и август. Именно на это время приходится минимальное количество осадков.
Как страховались
Важное действие при подготовительном этапе - это страхование жизни. Некоторые страховые компании с осторожностью подходили к этому вопросу и задавали следующие вопросы: "Не идут ли в тех местах военные действия? Каков риск предполагает сама экспедиция?" и прочее. Но так же нашлись и такие, которые без лишних вопросов провели страхование наших жизней, здоровья и различных частей тела.
Египет с небес
Позади уже суета с визами, билетами и прочей формальностью. Впереди главная цель - Ривензоры. В угандском посольстве, что в Москве, визы в год получает около 400 русских - это очень мало, даже подозрительно мало. Ну, сейчас уже поздно - лодка отчалила от берега и возврата назад нет. Остается не противиться течению и грести, что есть сил. Дорога из Барнаула до Энтебе, с учетом ожидания самолета и переездов, заняла ровно сутки. По пути следования из Москвы мы пролетели Кавказский хребет, пересекли ровно наполовину Черное море, строго на юг над Средиземным морем нас встретили миллионы огней курортной зоны Египта, рассыпанных по дельте Нила до Каира и Александрии. Пилот покачал судно - позволил вполную насладиться зрелищем 20 миллионной столицы Египта. В полусонном состоянии Каир отпечатался в сознании свежим пряным бризом, обволакивающим лицо в тот момент, когда выходишь на трап самолета, а так же толпами кураторов туроператоров, встречающих отдыхающих.
В самолете
Темная (уже африканская) ночь. Самолет набирает высоту - путь в центр Африки. С нами в Уганду летят еще два русских. Кроме нас в самолете французы, германцы, египтяне и, возможно, другие. Типичных темнокожих в салоне три-четыре человека. Вкратце о наших русскоговорящих попутчиках. Константин родом из Москвы. Он летит в гости к брату Валерию, который живет в Уганде уже около 13 лет. Валерий владелец автосалона NISSAN в Кампале. Второй - авиапилот. Облетал половину земного шара и уже большую часть Африки.
В самолете практически не удается выспаться - местами сильная турбулентность. Ну вот, самолет пошел на снижение в аэропорт города Энтебе, что близ озера Виктория. Электричество сама Уганда вырабатывает немного - большую часть покупают в Кении. Поэтому отключать его могут в любое неподходящее время, даже тогда, когда самолет идет на посадку. В этом случае зажигают костры и пилоты садят самолет практически по приборам. Здорово, что нам это рассказали позже, когда мы уже двигались наземным транспортом от аэропорта.
Наши - они и в Африке русские
В Энтебе нас встретил уже не свежий египтянский бриз, а обжигающий духотой угандийский ветер. Уганда страна не туристическая (но это пока) и окружающие на 99% темнокожие - начинаем привыкать. Брат Константина, добрейшей души человек, без всяких сложностей предложил довести нас и пилота до Кампалы. Пилота не встретили. Человек, который должен был его встретить и довести до отеля, просто проспал - так мы начали знакомство с угандийской безалаберностью и ленью. Русских в Кампале живет около ста человек. В основной массе это бизнесмены, врачи и инженеры. Вероятно, поэтому у них сильнее выражен дух сплоченности и безграничной доброты русской души. И, вероятно, поэтому Валерий не бросил нас на съедение местным таксистам и согласился подвезти. Первая угандийская ночь поражает своей обыкновенностью. На экваторе день равен ночи - скучно. Поэтому в три часа ночи в свете фар нам попадались простые гуляки, спортсмены-бегуны (будущие олимпийские надежды), мальчишки-таксисты на мопедах, простые люди, занятые различными хозяйственными делами. Как нам сказал Валерий, здесь народ потерял грань различия, где начинается день и кончается ночь с понятием вечной жизни. Как днем, так и ночью многие мужчины (не только полицейские, охранники и рейнджеры, но и гражданские) носят автоматы и карабины, но большей частью бутафорские. Мужчина с ружьем - сила.
Огромного труда составляет отыскать что-то в Кампале, особенно ночью. Мы потратили пару лишних часов в поисках нашего отеля "Red Chilli", где Рональд (наш коллега из Бельгии) зарезервировал номера. Если бы мы не стали спрашивать правильного направления у местных таксистов и населения, то нашли бы нужный нам отель скорее, без лишних выездов к трущобам и избежали бы попадания в десятки тупиков. Вот такие особенности местного угандийского ориентирования по дорогам, которое просто напрочь расходится с нашим. Движение левостороннее, но большинство придерживается центрального стиля вождения. Отель готов нас встретить, но только в полдень - расчетный час. Рональд прибудет только вечером. Валерий, с присущей русскому человеку щедростью, пригласил нас на завтрак.
(Продолжение следует)
Алексей Ваганов





«За науку!» © 1980-2015
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: red@email.asu.ru
E-mail-2: klim@email.asu.ru
Internet: http://zn.asu.ru