№ 11-12 (1089-1090) от 2 марта 2009 года
...ars longa
Диалоги о поэзии
В прошлую субботу в библиотеке им. В.Я. Шишкова состоялся литературный вечер "Поэзия в прагматическом веке". Предлагаем вниманию читателей наиболее интересные фрагменты дискуссии.
О прагматическом веке
Владимир Токмаков (журналист, поэт, редактор отдела поэзии интернет-журнала "Ликбез"):
- Глупо говорить, что наше время для поэзии - самое сложное. Я не думаю, что когда-либо поэзии было лучше жить. Я не знаю, каким тиражом выходили Виргилий, Гораций и Овидий, допустим. Максимум, я думаю, на всю Грецию триста экземпляров было. По крайней мере, сейчас не расстреливают поэтов, не сажают и так далее.
Об интернете
- Заходишь в интернет, а он просто переполнен стихами. Другое дело, насколько это сейчас востребовано публикой. Но в этом, как говорится, виноваты не поэты.
О востребованности
- Возьмем 70-80-е годы, когда еще было Алтайское книжное издательство. Мне было интересно сопоставить тиражи издаваемых книг и то, как они продаются. Вот, допустим, заявлялась книжка, ну, того же Панова - хорошего, кстати, поэта. Тираж у этой книжки - двадцать тысяч экземпляров. Она вышла в 82-м или 83-м году. За четыре-пять лет разошлась тысяча экземпляров. А куда остальной тираж делся? Оказывается, существовал какой-то определенный период - пять или шесть лет, после чего книжки отправлялись на переработку. Сказать, что тогда больше читали стихи?.. Я думаю, что время никак абсолютно не влияет на поэзию, на отношение к стихам.
О контексте
- Был такой замечательный поэт - Афанасий Фет. Его постоянно обвиняли в том, что он печатается во всевозможных консервативных изданиях, в бульварных листках и так далее. А он говорит: да мне наплевать, где печататься, потому что поэзия - она очищает. Поэзия замечательная, газета - г..., понимаешь?
Александр (из зала):
- Если газета плохая, то и стихи тоже никудышные.
Дмитрий Мухачев (поэт):
- В современной культуре контекст очень важен.
В.Т.:
- Ну а чем он важен?
Д.М.:
- В разных контекстах одна и та же вещь воспринимается совершенно по-разному. Помните, такой художник был, перформансист Марсель Дюшан? Помните его знаменитые редимейды, выставку? Просто набрал предметов домашнего обихода, взял унитаз - назвал унитазом, и поместил в контекст как объект искусства. И со стихами, и с прозой, и с чем бы то ни было сейчас ситуация совершенно та же, потому что сегодня литература - это часть медиабизнеса.
О литературных журналах
В.Т.:
- К сожалению, они сейчас умирают. Если их не финансировать...
А.:
- Потому что там нет рекламы.
В.Т.:
- Реклама: Реклама идет туда, где есть хороший тираж.
А.:
- Либо где есть хорошее содержание.
В.Т.:
- Подожди. "Новый мир", допустим, - там отличное содержание... Это главный толстый журнал. Сейчас тираж у него семь тысяч экземпляров, "Знамя" и "Октябрь" - вообще по полторы тысячи, это смешные тиражи.
А.:
- Вот журнал "Максим" - отличное содержание, и я думаю, издатели не вкладывают в него деньги.
В.Т.:
- Мы говорим о литературных журналах. Ты можешь сказать "Плейбой", "Пентхаус", там еще больше тиражи.
А.:
- Я таких слов даже не знаю.
Д.М.:
- Рано или поздно придем к тому, что литература сольется и с этими изданиями тоже. Год назад при поддержке "Справедливой России" был создан первый и на данный момент единственный сейчас в России социогуманитарный журнал "Русская жизнь". Это глянцевый журнал, достаточно толстый, красиво оформленный и очень дорого стоит, там печатают нормальные, умные, вменяемые тексты публицистические, и вот они, да, периодически печатают также и прозу, стихи у них есть, критика. Так что процесс уже идет.
О преемственности поколений
Евгения Дацык (библиотекарь, соруководитель литературного кафе):
- В Барнауле большой литературный процесс. Я не успеваю ходить по этим мероприятиям, вот честно скажу. И я не вижу там молодежи. Потому что у них интернет. Они там, мы здесь. Меня преемственность поколений беспокоит сейчас. Вы думаете, Тихонов (Валерий Тихонов, редактор отдела поэзии журнала "Барнаул") не рад будет хорошим произведениям молодого автора? Очень рад будет.
Д.М.:
- Он не напечатает ни одного произведения современного молодого автора.
Е.Д.:
- Придите и убедите. Я не знаю, почему-то Деревянкин (Артем Деревянкин, поэт) убеждает...
Фарида Габдраупова (поэтесса, руководитель детской поэтической студии):
- Деревянкин - давно уже свой человек.
Е.Д.:
- Потому что он еще со школы приходил в литературное кафе, потому что он сейчас во всех процессах участвует, куда бы я не пришла, я везде вижу Деревянкина, и он несет свои произведения во все журналы. Действительно, может быть, трудно вклиниться в литературный процесс. Так приди второй раз, третий раз. Есть литературное кафе при Союзе писателей, есть литературное кафе при "Открытом небе", абсолютно бесплатно, приходите, читайте свои стихи. Ну так нету же вас.
О том, как напечататься
В.Т.:
- Есть такие случаи, когда автор, не найдя возможности публиковаться в журналах, в издательствах, выставил свой текст на литературном сайте, это вызвало обсуждение и человеку потом предложили издать его произведения. Либо этот автор стал известен в интернете, о нем стали говорить, в комментариях упоминать. Издательства это отслеживают. Многие издательства почувствовали, что для молодежи очень важно, чтобы писали молодые авторы.
О направлении
В.Т.:
- Каждый журнал имеет свое направление, они очень консервативные. Это называется кружковщина. Есть новоалтайские поэты, есть бийские, а есть барнаульские - из журнала "Барнаул". То же самое можно сказать про "Новый мир", про "Знамя". Там же тоже одни и те же авторы печатаются.
Ф.:
- Мне недавно подарили "Бийский вестник". Там были авторы из разных городов, в том числе дети. Я читала все. И дети - чужие, просто дети! - интереснее написали, чем взрослые тети и дяди. Дяденьки, тетеньки - настолько все мхом поросшее, и дети - живо, искренне, с какими-то пробами, формами! И если мы в толстые журналы не будем детей давать, не будет вот этого свежего воздуха, этой открытой форточки.
О творческой лаборатории
Марина Зимина (ведущая):
- А у вашего журнала есть какая-то концепция?
В.Т.:
- Хорошая проза, хорошая поэзия. "Ликбез" - это электронный литературный журнал, и его можно как раз ругать за то, что он часто напоминает винегрет.
Д.М.:
- "Ликбез" - это творческая лаборатория, а не литературный журнал.
В.Т.:
- У журнала "Барнаул" есть обязательства перед администрацией города, у журнала "Алтай" - перед администрацией края, потому что они дают деньги. У "Ликбеза" нет таких обязательств, мы работаем бесплатно, гонораров не платим, поэтому имеем возможность печатать то, что интересно. Это не всегда нравится. Процентов на 70-80 мне не нравится из того, что там печатается. Но мы печатаем, потому что из этих ребят может что-то получиться в будущем.
О содержании
Ф.:
- Большинство, конечно, тем - перепевы, подражания. Подражают Есенину, Бродскому. Деревня пишет про деревню, город - о разном. Есть молодежь, которая пишет под рэп - вольный, рваный стиль, и получается неплохо. Замечательно могут писать классическим стихом. Девочки, конечно, пишут про любовь, но сейчас у меня почему-то такая группа детей собралась, они такие опригоченые немножко, у них все смерть, все такое черное, печальное... Готанутые. И что интересно: эти дети мало что читали, но они как-то откуда-то напитались настроениями...
О премиях
Ф.: - Я бы давала премии только пацанам. Девочек пишущих в десять раз больше, чем мальчиков. Мальчики стесняются, они неудачи переживают сложнее, им больно, им же не разъяснить эту конъюнктуру рынка. Я всегда говорю: да не лезь ты, не суйся. А они все равно лезут, верят в прекрасное, светлое... Что делать? Поэтому, когда у меня выбор между девочкой и мальчиком, я даю премию мальчику, потому что знаю, что девочка и так пробьется, а если мальчик начал писать, то он не только про любовь пишет, у него все серьезно, и он это будет до конца жизни нести. А девочка родит ребенка - и забудет, что стихи писала.
Об актуальности
В.Т.:
- "Алтай" и "Барнаул" не могут себе позволить напечатать такие стихи, которые, может, и слабы в чем-то, но сейчас актуальны. Мне кажется, Мухачев и Сыроежкин - актуальны сегодня. Так же, как Емелин, допустим, и поэты окружения "Лимонки", нацболы. Эти стихи не переживут даже этого десятилетия, они забудутся завтра, но сегодня они актуальны. Тот же Захар Прилепин. Я не считаю, что это серьезная литература, при всем уважении. До него был Ермаков, который про Афган писал замечательные романы, круче гораздо, чем пишет Прилепин, но сейчас это актуально, и все это читают. И Гришковец актуален, его сейчас все слушают. Я бы печатал Гришковца и Захара Прилепина, чтобы потом дискуссия возникла, и чтобы потом критики могли бы говорить и спорить. Чтобы Мухачев лучше писал стихи. А Фарида чтобы возмущалась.
Марина Зимина








          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2020
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru