№ 27 (1105) от 28 мая 2009 года
Культура-Мультура
В ожидании Зобо
30 мая в рамках литературно-музыкального фестиваля "Эра Ликбеза", который пройдет в корпусе "С" АлтГУ, состоится премьера первого полнометражного художественного фильма, снятого в Барнауле.
Главным режиссером "Зоба" стал преподаватель кафедры социальной философии, онтологии и теории познания АлтГУ Вячеслав Корнев, председатель клуба интеллектуального кино и редактор литературного альманаха "Ликбез". Помощь в работе над фильмом оказала Лига студентов АлтГУ. В картине играют студенты разных факультетов (ФПиФ, ИФ, ЭФ), но главные роли исполняют философы: Василий Сыроежкин (Ленин) и Андрей Кузькин (Сталин/Троцкий).
- Вячеслав Вячеславович, как бы вы смогли объяснить идею фильма?
- Революционер Эйген Левине на суде, приговорившем его к расстрелу сказал: "Революционер - это мертвец в отпуске". Эту знаменитую фразу можно считать эпиграфом к нашему фильму (не случайно главная музыкальная тема картины обыгрывает мелодию из фильма Джармуша "Мертвец"). И речь не только о революционерах - людях особой человеческой закваски, идеалистах, героях, гениях... Дело еще в том, что все мы в этом мире бесприютные странники, и потому даже сидя где-то в провинции на диване у телевизора, нужно понимать, что ты находишься в пути, обрывающемся внезапно и почти бессмысленно. А все окружающие нас вещи - лишь декорации театра абсурда. Таково, наверное, главное ощущение нашего фильма.
- Как родилась идея создания фильма "Зоб"?
- Задолго до фильма была пьеса "Зоб", которую мы написали с моим университетским товарищем Сергеем Липовым. Это было еще в 91-м году. Чуть позже в наши руки попала видеокамера, которая тогда была настоящей редкостью. Честно говоря, мы просто подделали ключи от сейфа в одном учреждении и брали ее незаметно на время. Но все тайное становится явным. Наш коварный замысел открылся и в один фатальный момент мы лишились видеокамеры вместе с отснятым материалом. Пришлось снимать фильм заново. Вторую камеру мы брали у одного неприятного типа, своровавшего ее при разорении крайкома партии. Иронично было снимать этим аппаратом фильм о Ленине, при том, что в нашей истории образ вождя мирового пролетариата соответствовал всем канонам советской ленинианы... Однако то был совсем наивный фильм. Потребовалось почти 15 лет, чтобы выросло новое поколение актеров, а идея "Зоба" окончательно оформилась в то, что она собой сейчас представляет.
- И что же такое "Зоб"?
- Слово без смысла. Это как Годо в пьесе Беккета, который так и не появляется на сцене, и никто не знает, зачем он вообще нужен. Слово "Зоб" просто сбивает с толку, в этом его смысл. Может быть, истинное назначение нашей картины - сбить зрителя "с копыт", огреть по голове здоровеннейшей дубиной.
- Главным героем вашего фильма является Ленин. Почему вы обратились именно к этому образу?
- Сразу скажу, что я считаю себя коммунистом. Поэтому я ненавижу фильмы, наподобие сокуровского "Тельца" и вообще всю эту современную муть с установкой на обязательное "разоблачение" исторического героя. Но мой Ленин, вместе с тем - это не иконописная догма, не однотонная картинка. Сначала наш Владимир Ильич выглядит как классический герой ленинианы или даже народных анекдотов - с тем же знакомым акцентом, шуточками, трогательно нелепыми словами и поступками. Но дальше и ближе к финалу образ наполняется совсем другими красками. Мы видим и несвоевременного мыслителя и разочарованного в учениках учителя и просто одинокую, но сильную личность... Надеюсь, наш зритель за два часа экранного времени тоже переживет некоторую внутреннюю эволюцию.
- А как этот образ соотносится с реальным историческим лицом?
- В "Зобе" используются реальные письма Ленина, написанные в период ссылки в Шушенское. Этот текст используется без иронии и правки. И мне тоже очень интересно, что переживал, думал и чувствовал молодой человек (ему не было еще и тридцати), выступивший против системы, оказавшийся во внутренней иммиграции, на выселках в какой-то сибирской дыре, в деревушке, которую он называл Шу-шу-шу. Поскольку сам я себя чувствую таким маргиналом, не находя, правда, в себе настоящей революционной решимости, я искренне хочу понять психологию бунтаря. Мне интересно подлинное человеческое содержание, скрывающееся за лакированной оболочкой исторического героя.
- Нет ли у вас опасений, что современный зритель, далекий от советских реалий, не поймет, о чем фильм?
- Этот фильм вообще не о конкретном времени и месте. Действие происходит в некой параллельной реальности. Мимо дома Ленина идут современные поезда, но при этом весь интерьер "Шушенского" выдержан в духе ХIХ века. Например, Крупская расхаживает в настоящем музейном платье позапрошлого века. Той же цели служат старинные книги, деньги и прочие детали, но юмор именно в том, что весь этот исторический колорит мирно уживается с очевидно современными вещами. Простите меня за пафос, но в "Зобе" ставятся вечные вопросы: об отношении человека к обществу, его близким, смысле жизни и творчества. Именно жанр киноабсурда позволяет осмысливать такие проблемы, не впадая в банальную морализацию.
- А как же удалось снять антибюджетный фильм?
- В убыток режиссеру и актерам. Хорошо еще, что с камерой нам помогла Лига студентов АлтГУ. Расходные материалы (пленка, реквизит, провиант для актеров) обеспечивал конкретно главный режиссер со своей нищенской зарплатой преподавателя вуза. Зато права на окончательный монтаж, весь отснятый материал и возможность распоряжаться судьбой фильма принадлежат самим его создателям, а не паразитам-продюсерам. Ведь современное кино - это именно продюссерское кино, где режиссер лишь играет роль наемного работника и не волен распоряжаться даже развитием сюжета своего фильма.
- Где снимался "Зоб"?
- Большинство сцен снимались на природе в районе села Зудилово, на даче моей мамы (за что ей большое спасибо). Благодаря этому одним из героев фильма является прекраснейший зимний лес. А сцену Тайной Вечери мы тайно снимали в ДК "Трансмаш". Там же мы нашли жуткие и мрачные подвалы для сцены смерти и воскрешения Троцкого.
- Кто вас обеспечивал костюмами и реквизитом?
- Все энтузиасты, входившие в нашу съемочную группу, озаботились тем, чтобы привлечь к делу любые необходимые ресурсы. Например, Василий Сыроежкин раздобыл в своем родном Троицком музее аксессуары XIX века. Я как бывалый коллекционер старинных книг и монет тоже кое-что нашел. Каждый исполнитель продумал образ персонажа, которого играл, со всей возможной тщательностью. Когда в самый первый день съемок я увидел в руках у актеров огромные баулы, набитые костюмами и прочими прибамбасами, я понял, что фильм получится. Плюс еще нам бескорыстно помогали разные хорошие люди - например, Михаил Лифуншан, Аня Прокопьева, Таня Бородина...
- Трудно ли было найти актеров для фильма?
- Как честный человек, я проводил открытый кастинг, но по иронии судьбы, отобранными на главные роли оказались совсем не посторонние мне люди. В роли Ленина снимался талантливейший поэт, музыкант, разносторонне одаренная личность - студент философского факультета АлтГУ Василий Сыроежкин. Впрочем, Вася стал истинным соавтором фильма, поскольку тоже руководил постановкой, придумывал массу занятных эпизодов и реплик прямо по ходу дела. В других же ролях - замечательные, умные и интересные ребята: Ирина Рак (ИФ), Андрей Кузькин (ФПиФ), Яна Бубнова (ЭФ), Алексей Боровец (ИФ), Иван Шабалин (АлтГТУ). А вообще по фильму "Зоб" в ближайшем будущем можно будет изучать историю барнаульского андеграунда. Здесь даже во второстепенных ролях мелькают интереснейшие молодые литераторы и музыканты. Показательно, что оригинальную музыку к фильму написали лидеры двух городских рок-групп "Партизаны" и "Beauty sleep" Алексей Боровец и Александр Жулин.
- Меня фрагменты вашей работы по-настоящему впечатлили. Не думаете ли вы серьезно переквалифицироваться в режиссеры?
- Спасибо, но комплименты до премьеры я не приму. Режиссером себя тоже не назову, скорее - чертовым психом с кинокамерой, предводителем "зобовцев".
Алена Аккуратова






          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru