№ 26 (1155) от 10 июня 2010 года
Многая лета!..
ОСО АлтГУ - 15
В этом году отделению связей с общественностью АлтГУ исполняется 15 лет. Накануне празднования юбилея мы решили задать несколько актуальных вопросов о жизни этого на данный момент автономного подразделения университета декану ОСО Наталье Алексеевне Кузнецовой.
- Насколько правильное понимание термина "PR" имеют "непосвященные" люди, не вхожие в профессиональные круги public relations? Как Вы оцениваете современную ситуацию в сфере связей с общественностью в России? Что представляет собой эта деятельность в нашей стране, на каком этапе развития находится?
- По моим наблюдениям, в обыденном массовом сознании деятельность специалиста по public relation ограничивается понятиями "пиарить", "пиариться" и связывается, как правило, со сферой шоу-бизнеса или политическими коммуникациями ("черный" PR). При этом отрицательные коннотации здесь очевидны. В лучшем случае считают PR бесплатной рекламой.
На самом деле в современной отечественной пиарологии общепризнано представление о связях с общественностью как психологически насыщенной системе управления коммуникационными потоками. Сегодня в России состоялась именно профессия специалиста по связям с общественностью, PR-менеджера, который пришел на смену модному в свое время, но непонятно чем занимающемуся "пиарщику". И отрасль public relation вступила сегодня, по определению Ивана Сухий, в "пору профессиональной зрелости". О справедливости этого определения я могу судить по становлению институтов PR-коммуникации, сформировавшимся интересам и работодателей, и потребителей к такого рода специалистам, по профессиональным сообществам, нацеленным на повышение мастерства и подготовку молодых кадров. О профессиональной зрелости российского PR свидетельствует и большое число хороших, интересных отечественных учебников по разным отраслям связей с общественностью, серьезные работы, написанные профессионалами-практиками. А ведь в середине 90-х, когда новая специальность в нашем университете проходила "пору становления", с учебной литературой было очень трудно, и читали наши первые студенты в основном переводные американские работы.
- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития отрасли в крае?
- Не скажу ничего нового, если отмечу, что рынок PR-услуг в нашем крае еще не сформирован на должном уровне. Но ситуация экономического кризиса выявила закономерность, как оказалось, общую для региональных профессиональных сообществ. Если бизнес-структуры сокращают штаты специалистов по связям с общественностью, то в государственном секторе они остаются востребованными. Конечно, квалифицированные специалисты. Однако даже при сокращении штатов функции связей с общественностью не перестают выполняться, они попросту переходят сотрудникам более высокого управленческого звена в организации. А уж насколько успешно те будут справляться с поставленными задачами - вопрос профессионального мастерства, который еще раз доказывает, что PR-коммуникации становятся важным элементом стратегического планирования и управления в компании. В связи с этим руководители региональных компаний и подразделений (самых разных сфер деятельности и производства) все больше убеждаются на опыте, что контролировать и формировать надо не только финансовые, но и информационные потоки, а это дает надежды на более интенсивный рост регионального PR-рынка.
- Какое место занимает отделение связей с общественностью АлтГУ в системе PR-образования России?
- Специальность "Связи с общественностью" была открыта в нашем университете в 1995 году. Это был один из первых опытов за Уралом. Концепция специальности, основа которой заложена деканом филологического факультета А.А. Чувакиным и первой заведующей кафедрой И.В. Огарь, изначально формировалась на основе идей коммуникативистики. И опыт нашей, теперь уже 15-летней, работы по подготовке PR-специалистов подтверждает справедливость избранной концепции. Понимание связей с общественностью как системы управления коммуникациями, коммуникационного менеджмента отражено в работах (в том числе учебных пособиях) доцента кафедры СО М.В. Гундарина, изданных в Москве и Санкт-Петербурге и отмеченных высокими профессиональными наградами в области связей с общественностью: "Книга руководителя отдела PR. Практические рекомендации" удостоена диплома премии в области связей с общественностью PROBА-IPRA GWA 2007 (г. С-Петербург), а "Теория и практика связей с общественностью: основы медиа рилейшнз" стала лауреатом премии за достижения в сфере связей с общественностью "Белое крыло" (г. Екатеринбург). За совместную работу с А. Ситниковым "Победа без победителей" у Михаила Вячеславовича - "Серебряный Лучник".
Наши студенты - тоже лауреаты всероссийских и региональных премий в области связей с общественностью: у нас и два "Хрустальных апельсина" (приз Всероссийского конкурса студенческих работ в области развития связей с общественностью), и дипломы профессиональных премий PROBА-IPRA GWA (учрежденной Международной ассоциацией по связям с общественностью), и "Белое крыло". В этом году у нас новая награда - премия Всероссийского конкурса "За лучшую выпускную квалификационную работу по рекламе и связям с общественностью".
В учебно-методической работе мы стараемся соответствовать всем требованиям, предъявляемым к подготовке специалистов по связям с общественностью: привлечение к преподаванию квалифицированных специалистов-практиков, проектная деятельность студентов как важнейшая составляющая профессиональной подготовки, система учебно-производственных практик и т.п.
Результатом этой систематической работы стало то, что в 2009 г. отделение связей с общественностью АлтГУ вошло в состав ТОП-10 участников Первого квалификационного рейтинга учебных структур в области развития общественных связей РФ по версии Национальной премии "Серебряный Лучник".
- Какое Вы видите будущее у отделения СО: останется ли оно автономным или же присоединится к другому факультету АлтГУ? Если да, то к какому?
Реформирование высшего профессионального образования и переход к уровневой системе не могли не отразиться на судьбе нашей специальности. С 2011 года две существующие сегодня самостоятельно специальности ("Связи с общественностью" и "Реклама") объединяются в направление под названием "Реклама и связи с общественностью". Будут два уровня подготовки: бакалавриат и магистратура. Подобная реорганизация коснется и других специальностей. Поэтому структурные изменения в университете - веление времени. Какими они будут, пока трудно говорить. Но, видимо, будущее за укрупненными структурами, объединяющими близкие направления профессиональной подготовки. Я уверена в одном: отделение связей с общественностью способно обеспечить подготовку высококвалифицированных профессиональных кадров. Уже в 2009-2010 учебном году наш коллектив работал над формированием основной образовательной программы по направлению "Реклама и связи с общественностью" (уровень бакалавриата). Задача на следующий учебный год - подготовка к открытию магистратуры.

- Каковы наиболее эффективные способы приобретения профессионального опыта для студентов, изучающих public relations? Какие студенческие PR-мероприятия вы считаете наиболее значимыми?

- В профессиональной подготовке специалистов по связям с общественностью мы широко используем проектно-ориентированное обучение, основная цель которого - научить студента самостоятельно добывать информацию и решать конкретную практическую профессиональную задачу. Проектный метод используется в течение всего срока обучения, начиная с дисциплины "Социальный PR" на 2-м курсе и заканчивая "Спецпрактикумом" на 5-м.
Продуманная система практик на отделении позволяет некоторым студентам начать профессиональную деятельность уже в период обучения. Мы обычно не возражаем, когда студенты работают по специальности. Как правило, это не только не мешает учебе, но и усиливает мотивацию к освоению специальных дисциплин.
Важную роль играет проведение профессиональных студенческих мероприятий, которые стали на нашем отделении доброй традицией. Это межрегиональный студенческий фестиваль "Дни PR на Алтае", который мы организуем с 2003 года. В 2010 г. в рамках фестиваля прошел конкурс проектов "Сибирь. Модернизация. Молодежь". Разработанные студентами проекты заинтересовали представителей и молодежного парламента, и краевого управления по образованию и делам молодежи. Проект, отмеченный Гран-при фестиваля, готовы реализовать в техническом университете, а проект первокурсников(!), отмеченный на нашем фестивале, был представлен на IV молодежном региональном фестивале прессы, кино и телевидения "Сибирские Афины", где победил в номинации "Молодежный PR-проект".
Международный Форум по связям с общественностью "PR-Охота!" в этом году мы проводим в пятый раз. Здесь проектную деятельность студентов оценивают эксперты- профессионалы российского и мирового уровня. Для нас важно то, что в результате наиболее интересные и талантливые, с точки зрения экспертов, студенты получают возможность стажироваться в ведущих PR-компаниях региона и России.
Свои проекты и замыслы наши студенты представляют и на других профессиональных всероссийских и международных конкурсах, что также повышает мастерство и укрепляет позиции выпускника при устройстве на работу.

- Что нового и интересного ждет студентов на форуме "PR-Охота' 2010"?

"PR-Охота! 2010" в этом году посвящена теме "PRoДВижение Сибири: устойчивое развитие, эффективные коммуникации". Она определена и актуальностью развития PR-коммуникации в регионе и тем, что наш форум впервые проводится в рамках Международного молодежного форума "АТР. Сибирь 2010: Активность. Творчество. Развитие", организованного Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ, Администрацией Алтайского края при поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе.
Конкурсы и состязания PR-форума на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" дадут шанс участникам проявить себя, познакомиться с ведущими специалистами в области PR и рекламы, получить консультации экспертов, найти партнеров и инвесторов, пообщаться со студентами других вузов, приобрести полезные знания и обменяться личным опытом.
Участников ждут интереснейшие мастер-классы от ведущих российских и зарубежных специалистов: Михаила Дымшица, генерального директора компании "Дымшиц и партнеры", ведущего эксперта-преподавателя Института коммуникационного менеджмента Государственного университета - Высшей школы экономики; Тимофея Ситникова, директора по развитию компании ElectionMall Украина, украинского представительства международной компании ElectionMall Technologies, Inc, имеющей 10-летний опыт работы в сфере политических и избирательных ИТ-технологий в США, Европе и Азии; Марины Шилиной, координатора Центра коммуникологии МГУ, члена экспертного совета Национальной премии с области развития общественных связей "Серебряный лучник"; Ирины Рудаковой, сертифицированного коуч, психолог и бизнес-тренера.
Ну и, конечно же, богатая культурно-развлекательная и туристская программа.

- В последние годы в провинциальных городах среди наиболее активных и амбициозных студентов и выпускников вузов наблюдается тенденция уезжать в крупные города. Насколько это актуально на отделении СО? Каких успехов достигли воспитанники кафедры Связей с общественностью АлтГУ за пределами родного края?

- Очень актуально! Многие наши выпускники обосновались в столице: Елена Аралова, Татьяна Герасимюк, Нина Матусевич, Яна Поляруш, Алексей Буланичев и многие другие. Оксана Юркова работает в Петербурге. Надежда Дубова - в Новосибирске. Вячеслав Коптуревский - в Нью-Йорке, Людмила Дорош - в Шанхае. Список можно продолжать. Сейчас трое наших пятикурсников - Кирилл Козлов, Марианна Милкис, Василина Горовая работают в Москве в международных компаниях. Вот-вот приедут защищать дипломы - снова назад. Приятно следить за их успехами. Вдвойне радостно, когда они приезжают в родной вуз, чтобы встретиться с нынешними студентами и даже дать мастер-класс.

- И все-таки: насколько сейчас, по Вашему мнению, востребована профессия PR-специалиста в Барнауле?

- Хороший специалист найдет себя везде. Мы поддерживаем достаточно тесные связи с нашими выпускниками, работающими в городе. Елена Коротеева - специалист по PR в телекомпании "ЭНТэССи", Елена Жидких - специалист по связям с общественностью ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю, Екатерина Лих работает в управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи, Елена Шпиталева - специалист по связям с общественностью "Сибэнергомаш", Евгения Дайнатович - в отделе маркетинга "Почты России", Елена Кирилова - специалист по рекламе в фирме "Галэкс", Юлия Бузиновская - пресс-секретарь у руководителя регионального отделения ЛДПР. И, конечно, преподаватели нашей кафедры - Анастасия Солнцева, Софья Куликова, Елена Погодаева, - все тоже практикующие специалисты. База данных о выпускниках у нас обширная. И мы гордимся ими по праву!

- Как Вы оцениваете нынешнее подрастающее поколение PR-щиков?

- Я отношусь к своим студентам пристрастно: я их люблю. Они все разные, порой сложные, но тем и интересные. Возможно, бываю излишне строга. Сержусь на нерадивых. Но требовательность наша, преподавательская, продиктована стремлением добиться от студентов максимума. С удовольствием наблюдаю, как они растут, совершенствуются, становясь к пятому курсу взрослыми и профессиональными.

Что настораживает в современном студенте, так это поверхностность. Удивительно, но даже на отделении, где готовят PR-специалистов, можно встретить представление о будущей профессии как о вечном празднике "корпоративов", презентаций, тусовок и о креативности как главном качестве специалиста. На самом деле, нужен профессионал, который сможет эффективно работать в кризисных ситуациях, в условиях цейтнота и даже почти нулевого бюджета. Нужен специалист, владеющий профессиональными знаниями и компетенциями.

Страничка о 15-летии Отделения связей с общественностью АлтГУ на сайте университета.

Мария Давыдова






          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru