№ 29 (1158) от 1 сентября 2010 года
Трибуна ректора
Ю.Ф. Кирюшин: Надо объединять усилия!
Лето - для кого-то отдых, а для руководства университета и для приемных комиссий - напряженнейшая пора. И сейчас деканы, встречаясь друг с другом, первым делом спрашивают: "Ну, как набор?" А мы этот же вопрос традиционно задаем ректору университета профессору Ю.Ф. Кирюшину:
- Юрий Федорович, самый жизненно важный для нас вопрос сегодня - набор первокурсников. Раньше мы более уверенно смотрели в будущее, еще 5-10 лет назад абитуриентов хватало, было из кого выбирать. В последние годы демографическая ситуация резко ухудшилась, и хотя сейчас кривая рождаемости поползла вверх, пока мы еще находимся "в яме", а потому с определенной долей тревоги задаем вопрос: "Каковы итоги набора 2010 года?"
- Итоги набора как это ни удивительно, прекрасные. Мы опасались повторения прошлогодней ситуации. Тогда были сложности у математиков, химиков, и мы все три волны набора работали над зачислением. В этом году на Ученом совете факультеты рассказывали, как они готовились к набору, как проводили профориентационную работу. Такое повышенное внимание к этому вопросу дало результаты. В итоге ситуация резко изменилась. В этом году и химики, и математики с первого раза полностью закрыли госбюджетный набор. Более того, химики даже немного и допнабор, и целевиков набрали. В целом очень хорошо сработали все факультеты. У нас было более 6 тысяч не заявлений, а реальных, живых абитуриентов, оформленных приказом. На всех факультетах был конкурс, и все они достойно провели набор. Очень высокие баллы в этом году были у физиков, традиционно хороший конкурс - у экономистов, юристов, социологов, психологов, историков, политологов. Проблема была в том, что в этом году было много льготников - порядка 200 человек. Они поступали, если у них были хотя бы тройки. В этом году нам разрешили у инвалидов проверять законность документов, зато втрое больше стало сирот. А их проверить гораздо труднее. Таким образом, у нас свободные места на дефицитных специальностях, по сути дела, заполнили льготники. Мы приняли победителей и призеров олимпиад и: льготников. Такая ситуация была у юристов, экономистов, социологов, психологов и по ряду других специальностей. У меня была абитуриентка с мамой - у нее 283 балла, и при этом она не прошла по конкурсу, потому что все места были отданы льготникам. И вынуждены были оформить учебу на допнабор. Особенностью набора-2010 стало и то, что, несмотря не демографический провал, мы на допнабор - на все формы обучения, включая вечернее и заочное, приняли 1814 человек. Неожиданностью стало и то, что в этом году нам дали 300 мест на средне-профессиональное обучение (СПО)(в прошлом году было 35), и мы опасались, что эти места не удастся заполнить, но все они оказались заполненными. Особенно хорошо сработали в филиалах. Более того, почти 200 человек взяли на СПО по допнабору. В целом, набор прошел хорошо, качественно, - всего приняли 3690 человек. И хотя бюджетный набор в этом году сократился - по решению министерства - на 150 человек, но мы это компенсировали допнабором, в частности, на ДО в этом году было принято на 75 человек больше на допнабор, чем в прошлом. Приняли и на вечернее, и на заочное отделения. То есть перекрыли в целом набор прошлого года.
- Чем это можно объяснить, кроме целенаправленной профориентационной работы на факультетах и в целом в университете? Все-таки абитуриентов, выпускников школ по статистике становится меньше, а набор растет?
- Я думаю, дети хотят получить не просто диплом за более дешевую цену, а стремятся получить качественные знания. А знания классический университет все-таки дает лучше. У нас и кадры, и техническая база. Мы гораздо лучше работаем, чем филиалы негосударственных вузов, и даем более качественные знания. С дипломом АГУ, если есть вакантные места, очень легко устроиться на работу. А по другим вузам: В этом году к нам приходили учиться на второе высшее образование, получив уже диплом специалиста в области экономики и права, чтобы, проучившись 2 года и 10 месяцев, получить диплом Алтайского госуниверситета, потому что с дипломом филиала негосударственного вуза они не могут устроиться на работу. И, естественно, получить соответствующие знания. Вот такая ситуация.
- Выходит, практически каждый третий абитуриент - наш?
- Да. А в итоге мы набрали почти 4 тысячи первокурсников, включая средне-профессиональное обучение. У нас же учебные планы скоординированы, и ребенок, окончив СПО, при этом осваивает программу на уровне первого, а то и второго курсов (в зависимости от специальности) и по сокращенной форме может за 3 года получить уже высшее образование. Дети и родители научились считать, думать, разбираться.
- В прошлом году летом царила неразбериха из-за того, что заявления с результатами ЕГЭ принимались без ограничений, и многие абитуриенты направляли документы сразу в ряд вузов... Нормализовалась ли ситуация в этом году или все осталось по-прежнему?
- В этом году стало получше, хотя, конечно, ребят все равно переманивали. У нас несколько призеров олимпиад получили звонки из классического Новосибирского университета. Так, внук А.Е. Глушкова сдал документы к нам на матфак, будучи призером совместных с НГУ олимпиад. Из Новосибирска ему позвонили и пригласили туда. Он забрал свои документы, уехал в Новосибирск и поступил. Несколько призеров уехало в Томск, Москву. Но и к нам тоже много победителей и призеров олимпиад поступило, и мы этому рады. Мы провели совместные олимпиады с Новосибирским классическим и техническим университетами, затем - с Уральским университетом. И с МГУ провели олимпиады буквально по всем предметам, кроме обществознания. В целом в олимпиадах участвовало более двух тысяч абитуриентов, причем школьники были не только наши, но также из Горного Алтая, Новосибирска, Бийска, Камня-на-Оби: Ребят привлекает в олимпиадном движении возможность поступления в вуз через участие. Ведь победитель сразу получает 300 баллов и идет вне всякого конкурса.
- Для успешного выживания университета, конечно, важны итоги как бюджетного, так и внебюджетного наборов, что помогает более уверенно чувствовать себя в материальном плане. Судя по Вашим словом, Юрий Федорович, финансовая устойчивость вузу на ближайшее время обеспечена?..
- Да, по крайней мере на 3-5 лет мы обеспечили финансовое существование университета, и это очень радует. Действительно, выпускников школ было на 2 тысячи меньше в крае, а к нам живых реальных абитуриентов пришло больше, чем в прошлом году. У меня душа пела, и я радовался за все наши факультеты, которые закрыли набор. Все факультеты в этом году что-то заработали.
- Планируются ли в ближайшее время шаги по дальнейшей реорганизации структуры вуза?
- Согласно требованиям нашего министерства, традиционно факультет считается самодостаточным, если на нем учится 250 - 300 студентов госбюджетного набора (вечерники считаются из расчета 1:4 и заочники - 1:10). И сейчас у нас ряд факультетов по госбюджетному набору не соответствуют рангу факультетов. Наша комиссия по оптимизации начнет работать осенью. Я вижу такой путь: в учебном корпусе на Димитрова объединить часть факультетов и создать на их базе Гуманитарный институт. Туда могут войти филологи, политологи, журналисты, социологи.
- А историки?
- Они могут объединиться с теми же политологами, искусствоведами, которые вышли из них. Вариантов много. В этом году философы ушли от психологов и пришли к политологам. А психологи по госстандартам стали ближе к биологам. Поэтому им проще объединиться с биологами. На их базе можно создать институт биологов и психологов, подумать, как быть с географами. Туризм сейчас ближе к категории специальностей сферы обслуживания, таких как маркетологи, торговля. Они по стандартам стали ближе к музеологам, историкам. Надо все хорошо взвесить и продумать. Мне видится перспективным и объединение физиков с математиками. Самое удивительное, что физики готовы, а математики сопротивляются. А ведь был бы хороший физматинститут. У них сейчас много стыковок в области информатики:
- Кроме реорганизации, какие еще задачи, стоящие перед университетом на ближайшую перспективу, Вы видите?
- Необходимо добиваться прорыва в научных исследованиях. Мы подавали заявки, которые, к сожалению, никак не проходят. Здесь есть и наша вина. Сейчас все заявки и гранты требуют значительного софинансирования со стороны университета. Но не у всех эти средства большие. Если мы создадим институты, то гораздо легче будет участвовать в конкурсах и, объединив средства сразу нескольких факультетов, получать гранты. Вот политех на 3 года получил 95 миллионов рублей, добавив на это 60 своих миллионов. Мы тоже подавали заявку, но указывали всего 20 своих миллионов, и заявка не прошла. Если объединить финансовые возможности нескольких факультетов, тогда эти заявки станут более весомыми, и мы сможем получать эти гранты. И, конечно, надо значительно улучшать материальную базу, получать современное оборудование. В связи с кризисом в этом году не было выделено средств на приобретение госбюджетного оборудования - только на оборудование противопожарного назначения. Поэтому надо выделять свои деньги, в том числе путем объединения создавать межфакультетские лаборатории, центры коллективного пользования. В этом - залог движения вперед. Надо объединять усилия. Химики могли бы кооперироваться с биологами, географами. Надо пытаться создавать центры коллективного пользования. Опыт такой работы у других вузов есть, надо его использовать. Я давно об этом говорю на ученых советах. Просто легче было средствами воспользоваться. В этом году какая-то умная голова в Москве придумала, что экономические факультеты являются непрофильными для классического университета. И у нас в этом году срезали на 50 процентов набор на экономические специальности (а в других вузах - технических, сельскохозяйственным - вообще закрыли).
- Принимались ли в летние месяцы решения на уровне министерства, которые бы непосредственно касались судеб нашего вуза? Не готовит ли нам министерство какой-нибудь очередной "сюрприз"?
- Пока нет, но уже формируются департаменты, уже назначены начальники департаментов. Это совершенно новые люди. Старые кадры или уволены, или уволились сами. Уже получаем предписания. Лично я получил предписание, запрещающее в свой отпуск ехать за границу по турпутевке без разрешения министерства. А чтобы поехать в командировку, я должен получить разрешение в министерстве, и не просто ставить вместо себя какого-то из проректоров, но и давать на него характеристику.
- Конфликтные ситуации этим летом в связи с набором возникали?
- Практически нет. Было несколько писем, в том числе в администрацию Президента, но, в основном, такого плана: "Почему у нас много баллов, а мы не проходим, почему все места занимают льготники? Было селекторное совещание, где нами поднимались эти вопросы. Все-таки надо принимать какие-то меры, устанавливать квоты, ограничения по льготам - 30 или 40%. Но нельзя, чтобы весь бюджетный набор состоял из льготников. Ведь большинство из них - просто троечники, имеющие по 100 - 115 баллов на 3 экзамена по ЕГЭ. И, как показывает практика, эти люди не могут учиться, объем университетской учебной нагрузки и уровень их базовых школьных знаний и умений несопоставимы. В итоге они не могут учиться. Они или забирают документы и сами уходят после первой сессии, или мы их отчисляем по причине неуспеваемости. Это проблема. Мы не можем учить одних троечников. Видимо, теперь льготников будут проверять и по линии экономических преступлений, ведь государство на них тратит немалые средства.
- Чем лично Вам запомнилось лето 2010 года, кроме деятельности приемной комиссии, конечно? Какие важные, а может быть, и радостные события Вы бы отметили еще?

- Мы получили грамоты для команды математиков из Израиля - победителей международного конкурса. Кроме того, наша волейбольная команда "Университет" заняла второе место в общероссийской олимпиаде по волейболу среди всех вузов России! Это тоже очень радостное событие. Причем, эта команда состояла только из наших студентов. Мы их поощрим материально.

- И, конечно же, хотелось бы попросить Вас высказать традиционные пожелания коллективу университета, в том числе первокурсникам, ко Дню знаний...

- Как всегда, желаю нашим преподавателям крепкого здоровья, терпения, оптимизма, всего самого хорошего, а студентам - хорошей учебы, как я всегда говорю, чтобы в их жизни было всего два главных приказа: о зачислении в АГУ и второй приказ - об отчислении в связи с окончанием учебы. Студенческие годы - самое прекрасные и незабываемые в жизни, они останутся в памяти на всю жизнь. И от каждого студента зависит, какая это будет память - добрая или плохая. Студент - он первый год работает на свой авторитет, а все оставшиеся годы авторитет работает на студента. Так что желаю, чтобы о каждом студенте у преподавателя сложилось хорошее мнение, и чтобы это хорошее мнение все пять лет работало на студента.

- Новый год Вы начинаете с хорошим настроением?

- Конечно.

С.А. Кушвид и В.Ф. Клименко






          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru