№ 34-35 (1212-1213) от 20 октября 2011 года
Твои люди, университет
ОА Ковалев: «Жизнь по Оруэллу - не для нас»
Летом этого года на кафедре русской и зарубежной литературы филологического факультета сменился заведующий. Место д.ф.н., профессора Ольги Геннадьевны Левашовой занял к.ф.н., доцент Олег Александрович Ковалев. С ним мы разговаривали о проблемах кафедры и филологического образования в целом.
Сохранить бескорыстие!

- Олег Александрович, последнее время кафедра сталкивается с большим количеством проблем, последовал ряд увольнений. Расскажите, с чем это связано?
- В настоящий момент кафедра переживает непростой период. Но сложности не связаны со сменой власти. Я как заведующий считаю своим долгом сохранять, поддерживать, развивать те очевидные достижения, которые приходятся на предшествующий период работы. Проблемы объективного характера - сокращение ставок на всем факультете, не только у нас.
Мы вынуждены были снизить нагрузку большинству преподавателей. С этим связаны увольнения Татьяны Георгиевны Черняевой, Людмилы Карловны Вальбрит и совершенно неожиданное для меня увольнение Александра Ивановича Куляпина, которому предложили другое место работы с другими, более выгодными условиями. Парадокс в том, что он ушел в вуз, по своему уровню уступающий АлтГУ, - педагогический институт в г. Ишиме Тюменской области. Но руководство этого вуза может позволить себе пригласить профессора, человека заслуженного и известного в России, у которого есть защитившиеся аспиранты и т.д. Для кафедры это большая потеря. Александр Иванович остается сотрудником кафедры, но только совместителем - будет продолжать вести руководство своими дипломниками, аспирантами, докторантами.
Все это связано с реформой образования в целом. Против самого реформирования ничего сказать нельзя. Но наших преподавателей, и меня, в частности, не устраивает то, как оно оправдывается. Такое ощущение, что основной смысл реформы - задавить те научные школы, направления, которые существуют в провинциальных вузах. Причем от статуса вуза, факультета, от значения научной школы мало что зависит.
Мы не работаем в научно-исследовательском институте - мы работаем в учебном заведении. Занимаясь наукой, мы зависим от того, сколько студентов набираем. В настоящее время срезают контрольные цифры практически на всех гуманитарных факультетах, возможно, полагая, что гуманитарное образование не играет большой роли в обществе. Но я уверен, что это заблуждение. От гуманитарной составляющей зависит очень многое - в частности то, что ожидает в будущем такие регионы, как Алтайский край, уровень преступности.
Прагматизм - это цинизм
Мы теряем что-то очень важное, что потом наверстать будет сложно. В конце концов станет очевидным, полностью прагматически ориентированное общество просто не может существовать. Такое общество будет скорее напоминать анти-утопические миры Хаксли или Оруэлла. Обязательно должно сохраняться бескорыстное отношение к миру, человеку.
Пронизывающий сейчас все структуры общества цинизм - вещь очень опасная, а своим источником он имеет именно эту прагматизацию.
- Не совсем ясным остается, в чем причина уменьшения ставок?
- Срезаются контрольные цифры. Мы - бюджетная организация, не можем набирать студентов сверх того, что нам разрешает министерство. Каждый год министерство сокращает это число. А от этого идет расчет ставок. Сокращается количество студентов, обучающихся на факультете, - сокращается число ставок.
Получается, что достижения кафедры в научном плане ничего не значат ни для министерства, ни для нашего ректората. Как бы ни были эти достижения велики, если студентов будет меньше, мы будем вынуждены сокращать наших преподавателей. Фактически в настоящее время разрушаются те научные направления, которые на кафедре существуют, известные не только в сибирском регионе, не только в России, но и за границей. Наша кафедра - крупнейший центр исследования творчества В.М. Шукшина, что подтвердила последняя ее работа -подготовка к изданию собрания сочинений писателя. Очень значительны достижения кафедры в изучении региональной литературы, которые получили поддержку руководства Алтайского края. Все это в ближайшее время может быть разрушено.
К сожалению, в последнее время престиж филологического образования несколько упал. Может быть, это оправдано тем, что выпуск филологов в Барнауле превышал потребности, но сейчас он сокращен до предела. Потерять же филологический факультет в составе университета недопустимо.
- Ясно, ставки сокращаются, но ведь, вне зависимости от их количества, студенты должны прослушать определенные курсы, которые преподаватель должен прочитать.
- Да, получается, что нагрузка остается прежней, а количество ставок уменьшается. Человек работает больше, а платят ему за это меньше. В некоторых случаях, чтобы у него была более-менее нормальная зарплата, приходится увеличивать нагрузку, что делает практически невозможным заниматься чем-то помимо учебной работы. Для преподавателя университета это нонсенс. Ведь мы обязаны еще и писать, выступать на конференциях.
- Вы видите выход из этой ситуации, или все зависит только от министерства?
- Я думаю, что многое зависит и от руководства нашего вуза, и от состояния общества, от того, появятся ли абитуриенты, готовые платить за филологическое образование, от того, как будет развиваться двухуровневая система образования. Магистратура существует у нас уже давно. Благодаря А.А. Чувакину, наш факультет открыл ее одним из первых в университете.
Бесчеловечная реформа
- Вы лично видите необходимость перехода на эту систему?
- Нет, я не вижу. Мы отказались от старого практически совсем, а сможем ли существовать по западному типу - неизвестно. Я не вижу никаких предпосылок к тому, чтобы наши преподаватели оказались в тех же условиях, что и преподаватели европейских вузов. Скорее всего, у нас будет ни то ни се, как всегда.
Кроме того, если правительство проводит реформу, которая приводит к безработице, если преподавателей сокращают не в пенсионном возрасте, а в том, когда очень сложно получить другую профессию, другое место работы, должны быть социальные гарантии, защищенность. Этого нет, а значит, это бесчеловечная реформа.
- В европейских вузах, где студенты могут сами выбирать курсы и преподавателей, последним не страшно, если их курс не выберут в какой-то момент. У нас же такая система невозможна.
- Да, даже курсы по выбору мы вынуждены только так называть, а на деле читать, лишая студентов выбора, чтобы не увеличивать нагрузку преподавателей.
Брать в качестве примера другие страны - это тупик. Мы с радостью и восторгом пытаемся влиться в систему, которая уже на издыхании.
Елена Залетина








          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru