№ 61-62 (1288-1289) от 22 ноября 2012 года
...ars longa
«Ликбез» с «Ремнем»
Недавно в Арт-галерее «Республика ИЗО» состоялась презентация очередного бумажного номера журнала «Ликбез» и премьера фильма «Ремень». Свои комментарии по случаю этих культурных событий дал главный режиссер и издатель д.ф.н. В.В. Корнев.
Про журнал
– Вячеслав Вячеславович, чему в номере Вы особенно рады? Чем он отличается от предыдущих? Кто из авторов удивил Вас свежими творческими открытиями?
– Последние несколько лет мы выпускаем бумажные номера в качестве сборников лучших произведений ликбезовских авторов за период от нескольких месяцев до полугода. Отбор в живой номер особенно строг и принципиален, поэтому проходных материалов тут не бывает. В прошлый раз, например, номер украшала пьеса современного чилийского драматурга Марко Антонио Де Ла Парра (ее специально предложил для «Ликбеза» переводчик из Москвы Евгений Шторн).
В этот раз у нас тоже настоящая литературная сенсация – первая публикация на русском языке известного в Европе сербского писателя Владана Матиевича. Главы из романа «Уроки радости» перевел хороший друг «Ликбеза» Вадим Вязанцев. Он лично знаком Мативичем и сам провел многораундовые переговоры о возможности такой публикации. Однако «Уроки радости» хороши сами по себе, без этих переговорных историй. Яркий, образный, остроумный текст о приключениях Кисы Аксентиевич в русском переводе не потерял своих красок, а где-то даже выиграл. Спасибо Вадиму Вязанцеву, удивившему еще одним своим талантом.
Помимо этой литературной бомбы, в 21-м «Ликбезе» есть очень сильные персональные подборки стихотворений. Наталья Николенкова представила одну из лучших подборок за последние годы, Лена Гешелина, Михаил Гундарин, Владимир Токмаков традиционно хороши, плюсуем сюда еще несколько интересных дебютов и «Осеннюю двадцатку» лучших авторов из разных городов России.
Среди прозаиков отмечу Игоря Корниенко из Ангарска – отменные сюжеты, точный стиль, наблюдательность и рефлексивность его рассказов меня давно восхищают.
В фирменном нашем отделе «Культуры-мультуры» тексты на любой вкус – ироничные, изобретательные, провокационные. В разделе с красноречивым названием «Для умных» – заметки о мужском шовинизме и капитализме. В рубрике «Из истории самиздата» – репринтное воспроизведение 3-го номера легендарного журнала «Графика» (1990).
А еще хочу отрекомендовать нашему новому читателю старого ликбезовского бойца Паутиныча с его авторским словарем всякой всячины (во избежание кривотолков ответственно заявляю, что Паутиныч – это не мой творческий псевдоним).
Ну и еще разное другое, что найдет всякий любознательный ценитель литературы, если ему удастся завладеть бумажным номером альманаха. «Ликбез» как обычно распространяется бесплатно, но не тысячным, к сожалению тиражом. Пока можно и ко мне персонально обращаться за экземплярами.
Про кино
– Совместно с презентацией журнала состоялась премьера вашего нового фильма. Расскажите про него: какова была основная идея? Удалось ли осуществить замысел? Или в процессе съемок он трансформировался? Вы довольны работой?
– Фильм «Ремень» – это кинорефлексия на тему социального и культурного феномена. Фильм начинается как постапокалиптическая драма – несколько выживших после конца света людей сбиваются в импровизированную коммуну, но и в ней начинают проступать черты патриархального мужского доминирования. Впрочем, потом этот центральный сюжет уходит в тень и в фильме возникает эффект синема-верите – картина становится почти документальной, герои снимают свои маски и оценивают фильм в самом фильме.
«Ремень» возник как раз из шутливой зарисовки о роли ремня в гендерных взаимоотношениях, но потом идея переродилась. Катакомбы, целый квартал разрушенных зданий, заброшенное жилище героев – все эти стильные детали ушли на второй план вместе с атрибутами мужской власти (ремнем, веревкой и т.п.). Ближе к финалу оказалось, что это фильм о «геноме ремня» или о вирусе мазохизма. А таковой вирус не имеет половой принадлежности, да и среди современных слабодушных мужчин распространяется еще быстрее.
Отмечу в фильме актерскую работу Насти Радцевой – главное, что она очень органично и правдоподобно сыграла эти якобы документальные фрагменты, где нужно было выдавать чужой все же текст вместе с эффектом искреннего и непосредственного переживания. А вот мой любимый актер Андрей Кузькин, сыгравший главные роли в «Зобе» и «Кадо» за всю картину не произносит ни слова – его персонаж намеренно плоский, как собственно и мифы о мужском шовинизме.
Вообще же я к «Ремню» отношусь довольно спокойно – он не претендует на лавры серьезного фильма. Это всего лишь киноанекдот с шлейфом ироничного смысла.
Фильм очень легко и быстро снимался, в отличие от моего долгостроя – «Обезьяны Дон Кихота», работа над которой затянулась на два года. Причем после всех переделок, вырезок, бесконечного перемонтажа «Обезьяна» тоже приближается к формату корокометражки.
Вот там тема посерьезнее – про геном капитализма и черные дыры провинциальной психологии. Потому и работа идет так трудно, хочется избежать банальностей и вообще слабостей. Хотя в провинциальном кино можно удачно обыграть и некоторые естественные слабости – неспешный ритм действия, актерский минимализм и т.п.
Ну а пока в недовведенной до ума «Обезьяне» самое лучшее – это музыка Александра Жулина, яркого и интересного алтайского композитора.
Забыл еще сказать, что в «Ремне» музыка тоже оригинальна и очень выразительна – ее написал Александр Сухарев из Казахстана.
Расспросила Елена Залетина








          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2020
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru