№ 18 (1317) от 30 мая 2013 года
Инновации в образовании
Умный на Moodle
Подведены итоги конкурса учебно-методических материалов по использованию дистанционных технологий в учебном процессе. Конкурс прошел под громким девизом «Дистанционное обучение - обучение без границ» и был посвящен 40-летию университета.
В программе стратегического развития АлтГУ на 2012-2016 годы приоритетным направлением деятельности является (НОК-4) развитие информационных технологий в образовании; в частности, запущен проект 1.1.2. «Развитие информационно-коммуникационных технологий дистанционного образования, как элемент реализации непрерывного образования». Руководителями проекта являются Е.С. Аничкин, первый проректор по УР и О.А. Ковалев, к. филол. н., заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы. В состав временного научного коллектива входят Н.В. Волженина к.п.н., доцент кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий, Г.Б. Кравченко, к.п.н., доцент кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий и А.Ю. Юдинцев, к. ф.-м. н., доцент кафедры прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении. На заседаниях временного научного коллектива обсуждаются вопросы, требующие детальной проработки: каковы оптимальные формы дистанционного обучения; каковы этапы внедрения дистанционных образовательных технологий; какие существуют формы дистанционного обучения; какие из них могут быть успешно адаптированы в вузе на этапе развития дистанционного обучения.
С целью популяризации использования дистанционных технологий в образовательном процессе АлтГУ в университете был организован конкурс учебно-методических материалов «Дистанционное обучение - обучение без границ» в соответствии с разработанным ранее ПОЛОЖЕНИЕМ. Конкурс проводился в три этапа с 1 марта по 28 мая 2013 года. Положением предусмотрено награждение победителей денежными премиями (1 место 10 000 рублей, 2 место 7 000 рублей и 3 место 5 000 рублей).
В конкурсе учитывался и объем материалов, и количество студентов, которые записались на курс. Победителем стал к.ф-м.н., доцент кафедры вычислительной техники и электроники А.В. Калачев. Его материалами пользуются далеко за пределами АлтГУ. О.А. Ковалев, к. филол. н., заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы занял 2-е место, Г.В. Кравченко, к.п.н., доцент кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий - 3-е место. Помимо денежных премий, было решено всем участникам конкурса вручить сертификаты, а также поместить информацию об итогах конкурса в газете «За науку» и на основном сайте университета.
Дистанционное обучение существует в университете достаточно давно. Начинали его С.А. Безносюк, после развивали Д.Д. Рудер, Д.В. Папин, сменявшие друг друга на посту декана факультета открытого образования. Сейчас дистанционным обучением занимается кафедра ЮНЕСКО, возглавляемая Е.С. Аничкиным. Доцент этой кафедры Н.В. Волженина рассказала, что сначала создавались бумажные «Кейсы»; затем на базе своего интернет-сайта АлтГУ был создан портал открытого образования (http://edu.asu.ru/foo), который использует технологии электронной обучающей среды Moodle, как одной из наиболее эффективных платформ. Электронная обучающая среда Moodle позволяет организовать процесс обучения со студентам на «расстоянии», что, безусловно, в некоторых случаях упрощает процесс взаимодействия «преподаватель-обучающийся». Для организации «этого самого взаимодействия» опубликованы учебное пособие «Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения» (Н.В. Волженина) и учебное пособие для студентов и преподавателей «Работа в системе Moodle - руководство пользователя » (Г.В. Кравченко, Н.В. Волженина).
В целом с внедрением системы дистанционного обучения Moodle возможности организации обучения студентов дистанционно значительно расширились.
Одним из пионеров дистанционного обучения в АлтГУ является заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы филологического факультета О.А. Ковалев. Олег Александрович рассказал нам о своем отношении к этой новой современной форме обучения:
- С 2010 года я начал выставлять на сайте Moodle материалы к семинарам, задания для студентов филологического факультета и факультета журналистики, изучающих отдельные курсы, прежде всего - теорию литературы.
Дистанционное образование предполагает не только доступность материалов, но и дистанционную поддержку обучения. Выставить материалы совсем несложно - на сайте АГУ, сайте факультета. Но в данном случае речь идет о специально разработанной электронной среде или платформе, которая позволяет давать студентам задания, тесты, организовать общение. Все это в комплексе невозможно сделать с помощью электронной почты, социальных сетей.
Учитываются пожелания студентов, которые или не успевают, или желают сдать курс досрочно. На этом сайте можно найти эссе, которые студенты регулярно пишут. Там есть материалы не только мои, но и всей кафедры - всего 77 курсов.
Хорошо, когда студенты привыкают к такой форме с первого курса. Студент может взять любые материалы, не выходя из дома. Мир меняется, очевидно, что и формы обучения должны тоже меняться. Пока в университете, к сожалению, наблюдается некоторый скепсис в отношении дистанционного образования».
- Но живое слово все равно не заменить. Ведь преподаватель оказывает еще и эмоциональное воздействие вместе с подачей информации.
- Верно. Я из этого и исходил. Для меня не стоял вопрос: дистанционное или не дистанционное обучение. Для меня это только вспомогательное средство для того, чтобы активизировать студентов, попробовать другие формы работы.
Кроме того, привычные нам лекции часто не предполагают живого контакта. Преподаватель нередко просто пересказывает чужие книги. Хорошо, если он знакомит со своими открытиями, но для молодых преподавателей это редкость.
- А видеообщения эта программа не предполагает?
- Туда можно загрузить практически любые материалы: не только тексты, но и видео, аудиоматериалы. Можно вести вебинары.
- А мнение студентов Вам известно?
- Да, я интересовался. Есть те, кто относится к этому с некоторым недоверием, другим нравится. Но важно иметь в виду, что, выполняя задания, студенты получают дополнительные навыки работы с информацией, которые в будущем могут им пригодиться.
Участница конкурса и активный пользователь СДО Moodle Е.Ю.Сафронова, доцент кафедры русской и зарубежной литературы так оценила новые возможности:
- «Программное обеспечение Мооdle, презентуемое разработчиками как система дистанционного обучения, может успешно использоваться преподавателем для организации различных форм работы при обучении студентов на заочном и на очном отделении. Область применения этой технологии максимально широка, эту систему можно назвать методической «палочкой-выручалочкой» преподавателя, позволяющей оптимизировать и повысить качество обучения студентов. В отличие от «причесанных» УМК и «рабочих» программ, интернет-страничка курса - это реальное рабочее пространство, место встречи преподавателя и студента.
При разработке новых курсов Moodle позволяет преподавателю решать задачи накопления, систематизации и каталогизации информации. Система дает возможность производить автосвязывание элементов ресурса и размещать ссылки на учебные материалы в Интернете или созданные преподавателем и размещенные в каталоге системы Moodle.
Moodle представляет возможность организации самостоятельной работы студента, позволяет не только рекомендовать наиболее авторитетные книги, статьи, фильмы, видео- и аудиоматериалы, поместив ссылки по темам на странице курса, но и проверить, кто из студентов открывал эти ссылки. Возможность контроля преподавателем подготовки студентов позволяет учитывать систематичность самостоятельной работы студента в итоговой оценке по курсу.
Кроме того, система предоставляет огромные возможности по размещению на странице курса труднодоступных источников. Moodle позволяет оперативно решить эту проблему. Например, работа А.Д. Михайлова «История легенды о Тристане и Изольде» в г. Барнауле есть в одном экземпляре на художественном абонементе университетской библиотеки и в одном экземпляре редкого фонда в Алтайской краевой библиотеки им. В.Я. Шишкова, что неудобно для курса в 48-50 человек.
И подводя итоги, можно констатировать, что система дистанционного обучения Moodle - современная, постоянно развивающаяся среда. Разработчику учебно-методических комплексов она предоставляет достаточно разнообразные возможности взаимодействия со студентами, содержание дисциплин проектируется как набор модулей с последующим их варьированием.
Елена Залетина










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru