№ 7 (1387) от 26 февраля 2015 года
Пресс-конференция
В режиме реального времени
19 февраля в конференц-зале Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина АлтГУ состоялась онлайн пресс-конференция с заместителем министра образования и науки РФ В.Ш. Кагановым.

Благодаря новым технологиям в режиме реального времени был налажен телемост между несколькими городами: Барнаулом, Екатеринбургом, Казанью и Москвой. В пресс-конференции участвовали молодые журналисты, филологи, будущие специалисты по связям с общественностью Казанского, Уральского федеральных университетов, а также представители ряда вузов Москвы. От нашего университета были приглашены студенты ФМКФиП. Нужно отметить, что среди федеральных университетов АлтГУ являлся единственным представителем государственных вузов.

Для обсуждения было заявлено две темы: «Год литературы России» и «Русский язык». В своей приветственной речи Вениамин Шаевич пообещал «тщательно и коротко отвечать на вопросы собравшихся молодых журналистов, представителей молодежных СМИ». Как известно, 2015 год был объявлен Годом литературы в России. Очень символично, что он пришел на смену Году культуры, которым ознаменовался прошлый 2014 год. Литература в нашей стране всегда была и будет напрямую связана с русским языком. Родной язык для любого народа – это, в первую очередь, его культура. В своей вступительной речи Вениамин Шаевич также заметил:

– Любая страна старается, чтобы ее культура и ценности сохранялись и транслировались. К большому сожалению, за последние двадцать лет количество носителей русского языка во всем мире сократилось. Этому есть ряд причин, одна из которых связана с развалом Советского Союза и геополитической ситуацией в целом. Но исторические события свидетельствуют о том, что возможность говорить на родном языке очень важна для любого народа и является ключевым моментом его культуры. По нашему убеждению, мы должны делать все возможное для распространения и сохранения русского языка как среди соотечественников за рубежом, так и внутри страны.

Достаточно много было сказано о масштабных программах, направленных на обучение русскому языку, одной из которых является портал «Образование на русском». Он был открыт на базе Государственного института русского языка (ГИРЯ) им. А.С. Пушкина. Как выяснилось, любой желающий может пользоваться ресурсом, который помогает выучить русский язык не только его носителям, но и тем, для кого он является иностранным. Учителя и преподаватели также не оказались «обделены вниманием». Для них на том же портале существуют программы переподготовки по специальности «Русский язык как иностранный и методика его преподавания». Для чего это нужно? Ответ на этот вопрос можно найти в приветственной речи В.Ш. Каганова:
– Я убежден, что подарок, который нам дала природа, наши предки, – владение красивым и звучным русским языком – не только приятен для слуха, но, в целом, очень полезен. Звучание, грамматический строй, культура языка помогают правильно формировать мышцы, а мышцы, в свою очередь, влияют на наши действия. Если мы будет красиво и грамотно говорить, то наши поступки также будут положительными во всех отношениях.
Немало было сказано о запланированных к Году литературы мероприятиях, которые будут осуществляться при поддержке ГИРЯ им. А.С. Пушкина и Центра художественно-эстетического воспитания при Министерстве образования и науки РФ, список которых по уверению Вениамина Шаевича, будет доступен на портале Министерства образования. Среди них конкурс рисунков, написание сочинений и различные акции.
В конце Года литературы на базе Царскосельского лицея в Санкт-Петербурге планируется провести Бал литературных героев, на который будут приглашены все победители местных и федеральных конкурсов и акций этого года. Как отметил В.Ш. Каганов, у каждого есть возможность проявить себя и попасть на бал, представив образ своего любимого литературного героя.
Иностранные студенты и русский язык
В ходе пресс-конференции молодыми журналистами и филологами было задано немало вопросов, на которые, как и обещал, Вениамин Шаевич отвечал максимально коротко и четко. Вопросов к заместителю министра накопилось много, но по причине ограниченности времени удовлетворить пытливые умы всех участников пресс-конференции возможности не было. Первым дали слово студентам ФМКФиП АлтГУ. Дискуссию открыла будущий журналист Евгения Родочинская:
– Какие меры по поддержке иностранных студентов будут проводиться в этом году?
– Очень правильный вопрос. В российских вузах на бюджетной основе учится много иностранных студентов. И эта цифра растет. Но существует ряд проблем, одна из которых – незнание русского языка. Если ребята из стран СНГ неплохо им владеют, то абитуриенты из других стран (например, азиатских) такими навыками зачастую не обладают. В этой связи мы предпринимаем серьезные шаги. Во-первых, уже сейчас существует открытый портал Центра «Образование на русском», на базе которого создана заочная школа русского языка. И любой житель планеты может изучить русский язык. Причем уровень полученных знаний будет равен уровням С1 и С2 Общеевропейской компетенции владения иностранным языком. Во-вторых, мы поддержали письмо Российской ассоциации педагогов в области русского языка в университеты о том, чтобы студенты-иностранцы могли изучать русский язык как иностранный. Это позволит больше внимания уделять учебной программе. Я считаю, что это важно.
Изъять или оставить?
Юлию Величко, также будущего журналиста, заинтересовал вопрос о русской литературе в школьной программе:
– Почему многие классические произведения, которые изучались в школах десятилетиями, например, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Отцы и дети» Тургенева, лирика Некрасова, сказки Салтыкова-Щедрина признаны потенциально опасными для школьников и действительно ли произойдет их изъятие из школьной программы обучения?
– По этому поводу постоянно идут обсуждения. Вопрос, который был задан,– это, скорее, вопрос приоритетов. В рамках школьной программы нельзя изучить все предметы и все произведения, поэтому речь, на мой взгляд, идет не об изъятии чего-то, а об укреплении перечня произведений, которые рекомендуется изучить в первую очередь. Причем, нужно учитывать ценностные ориентиры конкретного произведения и возраст ученика, его читающего. И эти проблемы должны решаться не чиновниками, а людьми, сведущими в данном вопросе, связанными с педагогикой. Я думаю, школьный период в жизни ребенка призван привить ему вкус к литературе. В этом, на мой взгляд, и заключается главная задача школьной программы.
Мы подумаем…
Софией Кондратьевой, студенткой ФМКФиП АлтГУ был задан вопрос, отчасти поставивший в тупик Вениамина Шаевича:
– Какие меры будут приняты в Год литературы для увеличения престижа филологического образования и филологии как науки?
– Вы знаете, вопрос оказался достаточно сложным. В отношении филологии как направления мы уже говорили, а филологии как науки… Давайте мы подумаем над ним и, может быть, организуем научную конференцию на эту тему.
«Крепкое словцо»
Студентов Уральского федерального университета волновали вопросы о ненормативной лексике:
– В прошлом году вступил в силу законопроект об использовании ненормативной лексики в общественных местах. В нем прописано, что он должен действовать, в том числе, и на крупных медиа-площадках в сети Интернет. Но на сегодняшний день сложилась такая ситуация, что закон существует, но, видимо, не хватает ресурсов, чтобы следить за его исполнением. В тех же социальных сетях, в блогах так или иначе «проскакивает» нецензурная лексика. Можно ли изменить ситуацию в лучшую сторону?
– Этот вопрос присутствовал в речи В.В. Путина на открытии Года литературы, которое проходило в МХТ. И речь шла о том, что некоторые деятели искусства настаивали на изъятии закона, они это мотивировали тем, что ненормативная лексика – это часть нашей культуры и «из песни слова не выкинешь». На это Владимир Владимирович ответил, что деятели искусства – это «наше культурное все» и нужно находить иные средства, чтобы самовыражаться. Я сам учился в университете, был в студенческих отрядах и порой использовал «крепкое словцо». Это не говорит о том, что нужно постоянно и прилюдно нецензурно выражаться. Решить этот вопрос можно, воспитывая в обществе неприятие к подобным выражениям. Человек должен понимать меру ответственности за пользование языком. Если вы примете решение не употреблять слова такого рода и не относиться спокойно к их использованию людьми из вашего окружения, ситуация начнет меняться. За свои взгляды нужно бороться. Этим нужно заниматься обществу, ведь без поддержки общества у нас ничего не получится.
Филология. Перспективы
Свой вопрос задал декан филологического факультета УрГУ В.А. Гудов:
– В течение последних 6 -7 лет набор на филологические специальности в целом в стране сократился в несколько раз. Причем «по иронии судьбы» эта тенденция началась в Год русского языка в России. Планируются ли какие-то меры по повышению доступности филологического образования для граждан России?
– Проблема эта известна. До определенного момента у населения, у абитуриентов был спрос на филологическое образование, который постепенно уменьшился. Также не стоит сбрасывать со счетов вопрос трудоустройства. Помимо этого существует система прогнозирования востребованности той или иной специальности. В зависимости от этого выделяется определенное количество мест на ту или иную специальность. Я разделяю ваше беспокойство. Мы с коллегами тщательно изучаем данный вопрос и порой ставим на повестку дня. Я думаю, что в течение нескольких лет ситуация улучшится, поэтому давайте все вместе будем активно работать в данном направлении.
От физиков – лирикам
Проблемы русского языка не обошли и студентов физико-технического направления. Злободневным для них оказался вопрос уменьшения объема информации гуманитарных предметов в программе своего направления.
– В связи с переходом на болонскую систему произошло сокращение часов, отведенных на изучение русского языка у студентов технических специальностей вузов. Не произойдет ли полного изъятия русского языка из программ или, наоборот, лучше увеличить количество часов?
– Учебный план формируется непосредственно вузом. Если вы считаете, что должно быть увеличено количество часов по русскому языку, то я думаю, что нужно ставить в известность деканат и ректора. В отличие от школы в вузе действуют образовательные стандарты, а не четкие программы. И если вы считаете, что нужно увеличивать количество часов по тому или иному предмету, то вопрос можно решить непосредственно с руководством, а мы поддержим.
В качестве решения проблемы В.Ш. Каганов предложил создать первую в стране площадку, где будут запущены онлайн-курсы по русскому языку для студентов технических направлений подготовки.
«Терпимость» или «толерантность»?
Московские студенты порадовали интересным вопросом о заимствованных из других языков словах. Не разрушают ли они русскую культуру изнутри?
– Все чаще в русской речи можно услышать иностранные слова, обозначающие то или иное понятие. К примеру, вместо слова «терпимость» мы настолько привыкли говорить «толерантность», что уже не замечаем того, что происходит подмена исконно русского слова заимствованным. Как вы относитесь к тому, что русские слова зачастую отходят на второй план?
– Язык – это постоянно развивающаяся система, она не может не подвергаться изменениям. Иностранные слова чаще всего помогают нам понятнее донести свою мысль. Другое дело, что не должно быть нарочитой подмены.
И напоследок, заместитель министра выступил с поддержкой инициативы о создании видеороликов, в которых известные люди и простые граждане России читают свои любимые стихи. Он записал первый ролик, прочтя отрывок из стихотворения Константина Бальмонта «Русский язык», положив, таким образом, начало всероссийскому стихомарафону. Предлагаем отрывок из этого произведения:
Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.

Березовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

В завершение декан ФМКФиП С.А. Мансков похвалил молодых журналистов за интересные вопросы. Он также отметил, что наш университет достойно поучаствовал в пресс-конференции, без каких бы то ни было технических сбоев и накладок.

Евгения Скаредова










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru