№ 1 (1463) от 12 января 2017 года
Стратегия развития
Настало время восстановить значение классических университетов
22 ноября 2016 г. ректор АГУ, председатель совета ректоров Алтайского края и республики Алтай С.В. Землюков выступил с докладом на заседании РСР с участием Министра образования и науки РФ О.Ю. Васильевой и помощника Президента РФ по научно-образовательной политике А.А. Фурсенко. Предлагаем вниманию читателей текст этого доклада.

Уважаемые коллеги!
Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева в своем выступлении на заседании Российского союза ректоров 22.11.2016 г. в числе приоритетных задач высшего образования обозначила важность поддержки гуманитарного и педагогического образования.
Такой подход, несомненно, заслуживает всяческой поддержки. При этом задача повышения роли гуманитарного и педагогического образования лежит в одной плоскости с восстановлением статуса и роли классического образования, классических университетов. Не секрет, что в последние десятилетия эти темы оказались без соответствующего государственного внимания и ушли на второй план.
В последние годы профильные технические вузы получили больше возможностей в своем развитии. Позиции классических университетов в России стали менее значимыми. Большинство региональных классических университетов России стали терять свои позиции и свое предназначение.
В этой ситуации перед классическими региональными университетами встает проблема выбора дальнейшего развития. Большинство имеющихся ресурсов вкладывается в развитие естественнонаучных образовательных программ и научных исследований.
С чем это связано и чем это вызвано?
Во-первых, осуществляемая в РФ в последние годы поддержка ведущих вузов, как в национальных проектах, так и через конкурсы и гранты, была в большей степени ориентирована на результаты прикладной научно-исследовательской деятельности. И это понятно и объяснимо. Но только немногие классические университеты могли рассчитывать на такую поддержку. Социально-гуманитарные направления большинства классических университетов не могли дать необходимых показателей исследовательской и инновационной и внедренческой деятельности и, следовательно, победить в этих конкурсах.
Например, из 29 научно-исследовательских университетов только 8 классических – это 28%. Из 21 ведущего университета по проекту 5ТОР-ЮО, только один классический университет, не имеющий статуса НИУ или федерального. Из 11 опорных университетов – 3 классических (27%). Стоит вспомнить и историю с РФФИ.
Во-вторых, с введением ФГОС происходит определенная унификация учреждений высшего образования, не содержащая различий между профильными и классическими университетами. Унифицируются и образовательные стандарты и направления профессиональной подготовки. Наверное, в этом есть прагматизм и практичность.
При этом следует учитывать, что университетское образование принципиально отличается от подготовки в профильных вузах. Система подготовки в классических университетах отлична от подготовки в профильных вузах тем, что она предполагает результат, выходящий за пределы формирования профессиональных компетенций и состоящий в формировании исследовательских и лидерских качеств выпускников. Единые для всех образовательные стандарты нивелируют классическое образование, снижают фундаментальность и широту подготовки, не дают развития навыкам исследователя-новатора.
В-третьих, за последние десятилетия существенно снизилась поддержка гуманитарных направлений подготовки, которые сосредоточены как раз в классических университетах. Социально-гуманитарные направления подготовки финансируются по остаточному принципу. При этом многие из них, например, филология, искусствоведение и т.д., не могут обеспечить набор с полным возмещением затрат на обучение. Например, за последние 10-15 лет для Алтайского государственного университета не выделялось совсем либо выделялось всего 5-10 бюджетных мест по направлениям филологии, истории, политологии, философии, психологии и т.д. Это приводит к утрате специалистов высшей квалификации, к провалам в формировании региональных элит, снижению воспроизводства человеческого капитала. У нас в Алтайском крае до 2014 г. было 8 диссертационных советов по гуманитарным наукам, в 2016 г. осталось всего три.
В выступлении О.Ю. Васильевой на заседании РСР приводились примеры вопиющего незнания гражданами РФ истории страны. Не лучшая ситуация складывается в изучении русского языка и литературы. Мы не восполняем специалистов с университетским фундаментальным образованием в гуманитарных сферах. Снижение уровня гуманитарной подготовки и классического образования приводит к тому, что в российском образовании резко ослаблена одна из важнейших его функций – формирование и трансляция ценностей, убеждений и норм поведения, обеспечивающих устойчивое развитие нашего общества. В результате распространяются идеи и модели поведения, противоречащие нашей истории, менталитету, развитию России.
Педагогическая общественность очень позитивно оценила внимание руководства Министерства образования и науки к подготовке педагогических кадров. Здесь есть немало проблем, особенно в регионах. Одна из них – это уровень подготовки в педагогических институтах и, как следствие, в школах. Этот круг причинно-следственных зависимостей слабых знаний и подготовки нужно прервать.
По нашему мнению, повысить престиж учителя и повысить качество подготовки могут классические университеты. Традиционно, в классических университетах развивалась методика педагогического образования, университеты всегда готовили учительские кадры. И они составляли элиту педагогического образования. Например, сегодня из всех директоров школ г. Барнаула более 30% – это выпускники АГУ. В Алтайском государственном университете сегодня готовят учителей химии, физики, биологии. Эта подготовка не является массовой, но это высокий уровень. Связь педагогических и классических университетов должна укрепляться. Подготовка в классических университетах является основой конструирования, апробации и оформления будущих образовательных технологий, в том числе предназначенных для применения в профильных вузах.
В европейской и российской образовательных традициях классическим университетам отводится важная социальная функция, которая направлена на формирование будущей образовательной, политической, экономической, научной элиты, определенных инновационных идей, ценностей и смыслов развития страны; обеспечивает поддержание культуры и социальной организации общества.
При обсуждении Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации мы говорили о существенных рисках и вызовах для общества и экономики России. Достаточно ли только достижений науки и технологии, чтобы обеспечить эффективное решение и позиции в этой конкурентной борьбе? Думается, что не достаточно. Мало получить высшее образование, соответственные компетенции. Здесь важно не упустить формирование личности и жизненных приоритетов, мировоззренческих позиций. И здесь важна роль региональных классических университетов.










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: red@email.asu.ru
Internet: http://zn.asu.ru