№ 10 (1472) от 23 марта 2017 года
Как занАУкнется…
Чему и как учат аспирантов в США
В продолжение разговора, который начал доктор биологических наук, профессор кафедры экологии, биохимии и биотехнологии Роман Викторович Яковлев (см. №9 «ЗН», 2017 г., статья «Чему не учат аспирантов»), я бы хотел поделиться своим опытом обучения аспирантов (graduate students) в США.

Мой опыт ограничен аспирантами, обучающимися по специальности «Иммунология», но практически все программы по естественнонаучным специальностям в США, которые я знаю, придерживаются четкой структуры. Обучение в аспирантуре рассчитано на четыре года, но я знаю случаи, когда работа над диссертацией длилась более семи лет.
Очень редко студенты, окончившие университет или колледж, остаются в аспирантуре в том же учебном заведении. Поэтому молодые люди, планирующие поступать в аспирантуру, сначала тщательно выбирают университет и специальность, по которой они хотят обучаться. В случае поступления в аспирантуру (после экзаменов, предоставления рекомендательных писем и собеседований с сотрудниками университета, кафедры), аспиранту дается один год для того, чтобы ознакомиться с университетом и выбрать руководителя диссертации.
За этот год аспирант должен прослушать курс лекций по специальности и пройти ротацию (rotation) в трех разных лабораториях университета, чтобы определиться со своими интересами и выбрать лабораторию и руководителя, с которым он хотел бы работать. После того как аспирант определился с руководителем и темой диссертации, создается диссертационный комитет (thesis committee), состоящий из руководителя аспиранта и пяти-шести сотрудников университета (Ph.D.), разбирающихся в теме диссертации. Этот комитет собирается два раза в год, его функция – следить за прогрессом обучения и научных исследований аспиранта.
Всего аспирант за первые полтора-два года (три-четыре семестра) обучения должен набрать 20-25 академических кредитов (один кредит равен 15-16 часам аудиторных занятий), при этом параллельно идет работа в лаборатории. Большинство лекций и семинаров – по специальности (75%), остальные – общеобразовательные предметы (например «Критическое мышление и написание статей», «Этика научных исследований» или «Финансирование науки»).
Очень важным в процессе обучения аспирантов является самостоятельное проведение семинаров. Ежегодно аспирант должен рассказать о прогрессе своей работы перед коллективом университета – это что-то типа открытой лекции. Такие лекции проходят регулярно, каждую неделю. На таких лекциях о прогрессе своей работы рассказывают не только аспиранты, но и руководители лабораторий или подразделений. Другой семинар, который должен провести аспирант, – это «Журнальный клуб», где представляется и критикуется (критика иногда очень жесткая) статья из рецензируемого научного журнала. Это, на мой взгляд, очень эффективная форма обучения, которая позволяет выработать критическую оценку современных методов и результатов передовых исследований.
После защиты диссертации аспиранты редко остаются работать в лаборатории, где писалась диссертация. Начинается новый этап развития научной карьеры – постдокторское обучение (postdoctoral training). Такая схема обеспечивает ротацию специалистов, а также развитие профессиональных связей и навыков молодых научных сотрудников. Поиск лаборатории для постдока – это отдельная тема.
Я не уверен, что структура обучения американских аспирантов может быть применена в России, но убежден, что некоторые ее формы могли бы быть полезными при подготовке кадров высшей квалификации в Алтайском государственном университете.
А.И. Шаповал,
ведущий научный сотрудник РАПРЦ










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: red@email.asu.ru
Internet: http://zn.asu.ru