№ 21 (1483) от 8 июня 2017 года
АГУ – опорный университет России
Е.Е. Шваков: Опорный вуз должен формировать повестку развития
Пять сотрудников Алтайского государственного университета приняли участие в образовательной программе Московской школы управления «Сколково» «Школа ректоров 13: управленческие команды опорных университетов». В число «сколковцев» вошел первый проректор по учебной работе Е.Е. Шваков. Евгений Евгеньевич рассказывает подробности обучения в «Сколково», которое проходило с 22 по 26 мая рамках модуля «Проблематика создания опорных университетов в контексте развития региона».

– Обучение в Московской школе управления «Сколково» – это очень позитивный опыт. За массой повседневных дел не всегда удается правильно оценить современные тенденции развития образования не только российского, но и мирового, увидеть те требования, которые предъявляются к формированию современной образовательной среды, организации кадровой работы, внеучебной деятельности и управлению вузом. Обучение в школе управления «Сколково» позволило по-иному взглянуть на перспективы дальнейшего развития высшего образования России в целом и Алтайского государственного университета как опорного вуза региона в частности.
Сегодня высшее образование вступило в новую эпоху – эпоху информационного образования, когда не студент приходит в университет, а университет приходит к студенту. Подтверждением данного факта является инициируемый Правительством и Министерством образования и науки РФ проект создания современной образовательной цифровой среды. Для АГУ как опорного вуза чрезвычайно важно в своем развитии следовать этому процессу.
Другая тенденция касается образовательных программ. Сегодня мы имеем рассредоточенные по факультетам программы. Студент оказывается привязанным к факультету, к конкретному учебному плану. Это создает для него минимальные возможности в части формирования индивидуальной образовательной траектории. Опыт других, в частности передовых, вузов показывает, что построение образовательных программ должно быть иным. Студенту дается единый блок общих дисциплин, близких по содержанию направлениям подготовки, например, гуманитарным. После его изучения повзрослевший студент, имеющий уже более четкие представления о будущей профессии, самостоятельно выстраивает дальнейшую образовательную траекторию – он может выбрать журналистику или социологию, политологию, юриспруденцию и так далее, то есть альтернатив построения этой траектории может быть несколько.
Еще один момент, который хотелось бы отметить, – это новые требования к построению кадровой работы в вузе. Представление о преподавателе как о человеке, который только ведет занятия, не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Современный преподаватель должен не только вести занятия, но и активно заниматься наукой и внеучебной деятельностью. Сложившиеся тенденции развития образования будут априори сокращать учебную деятельность преподавателя – чтение лекций и проведение семинаров, и увеличивать его научно-исследовательскую деятельность и внеучебную работу со студентами.
Таким образом, обучение в школе управления «Сколково» показало, что современный вуз – это место, где не только реализуются современные образовательные программы, но и осуществляется активная научно-исследовательская деятельность, формируются инновации. Говоря об опорном вузе, следует отметить, что такой университет должен не столько готовить кадры для региона, сколько формировать повестку регионального развития.
Записала Александра Артемова










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: red@email.asu.ru
Internet: http://zn.asu.ru