№ 22 (1484) от 15 июня 2017 года
Культура
Георгий Гребенщиков возвращается на Родину
Сегодня Георгия Дмитриевича Гребенщикова называют великим сибирским классиком (хотя в религиозно-философском плане весьма неоднозначным) и по силе таланта ставят в один ряд с такими знаменитыми земляками-писателями, как Василий Шукшин, Валентин Распутин, Виктор Астафьев. Его наиболее значительные статьи об Алтае, старообрядцах, их нравах и быте «Река Уба и убинские люди», «Алтайская Русь», этнографические очерки «По горам Алтая», роман-эпопея «Чураевы» должны быть известны и современному читателю, который интересуется подлинной историей своей малой родины. Не приняв революцию 1917 года, Гребенщиков вынужден был эмигрировать за границу. Долгие годы его творчество было скрыто от российского читателя «железным занавесом». Но жизнь всегда найдет, через кого тайное сделать явным.
Историк, востоковед, д.ист.н. Владимир Андреевич Росов многие годы, лично работая в американских архивах, формировал и пополнял уникальный фонд Георгия Гребенщикова, справедливо считая, что творческое, литературное и духовное наследие писателя и близких ему деятелей русской культуры – эмигрантов, должно сосредоточиться на малой родине писателя, на Алтае.
Результаты своей поисковой и исследовательской работы последних лет В.А. Росов решил не просто показать в Барнауле, но и подарить музею ГМИЛИКА. А это – уникальное собрание раритетных изданий писателя. Коллекция включает книги, выпущенные во Франции и США эмигрантским издательством «Алатас», которое возглавлял Гребенщиков, его труды, очерки и статьи, опубликованные в зарубежной периодике 1920–50-х годов – 65 изданий. Помимо книг Владимир Росов подарил музею более 150 документов из архива знаменитого авиаконструктора Игоря Сикорского, который был другом Георгия Гребенщикова.
31 мая в рамках гуманитарного проекта «Писатель Георгий Гребенщиков и Алтай» в АГУ состоялась открытая лекция. Владимир Андреевич поделился личным опытом, который составил значительную часть его жизни.

– Будучи в 1989 году на Алтае и прочитав роман Г. Гребенщикова «Былина о Микуле Буяновиче», я решил отправиться в Америку, чтобы разыскать следы писателя в Чураевке. Тогда его имя прозвучало на весь Алтай, однако он едва был знаком российскому читателю.
Географ, этнограф, публицист и фольклорист Григорий Николаевич Потанин был учителем Гребенщикова, вел его на творческом пути. Он не просто поддержал его в литературе, он послал его в путешествие по Алтаю, благодаря чему будущий писатель собрал первый богатый материал для своего литературного творчества. Потанин являлся выразителем сибирской идеи. Он называл Сибирь как бы отдельной страной в лоне России, местом, наиболее полном возможностей, которые трудно осознать современному человеку. Ни восток, ни запад не могут осознать, что такое Сибирь.
Жизнь Гребенщикова постоянно была связана с Алтаем и Сибирью. Когда он был в эмиграции и впервые ступил на землю Америки, на таможне его спросили, как долго он собирается там пробыть. На это он ответил: «Я хотел бы как можно скорее вернуться в Россию, особенно в Сибирь». Но ему не суждено было вернуться.
В Америке начинается творческая жизнь Гребенщикова. После выхода романа «Чураевы» и первого романа в издательстве «Алатас» – былины о Микуле Буяновиче, которая прогремела на всю Европу, через некоторое время Гребенщикова вместе с Буниным и Мережковским хотели номинировать на Нобелевскую премию.
В Америке Гребенщиков не только не перестал думать о родном Алтае, он создает там оплот русской культурной мысли. В штате Коннектикут он своими руками стал создавать русскую деревню Чураевку. Это первый его опыт алтайской жизни в Америке. Жизнь эмигрантов всегда начиналась с храма. Первым делом он построил в Чураевке часовню во имя святого преподобного Сергия Радонежского. Вокруг этой часовни стала объединяться русская колония.

Идея русской колонии в Америке состояла в том, чтобы впоследствии перенести Чураевку в горы Алтая и начать строить там нечто значительное из яшмы и гранита – нерукотворный храм в горах Алтая. Эта идея проходит через все творчество Гребенщикова, через его 12-томную эпопею «Чураевы». По его замыслу 12-й том должен был быть озаглавлен «Построение храма» (всего вышло 7 томов, 8 остался в гранках). Великая идея храмостроительства присуща русскому человеку, созидание храма в душе создавало духовный потенциал в творчестве, который он пронес через всю жизнь.
В первый период своей жизни Гребенщиков был уверен, что он вернется на Родину. Готовился к этому и собирал все сибирские силы, чтобы «под знаменем Ермака снова вступить на сибирскую землю и снова ее завоевать».
Наши русские писатели-классики – особый разряд людей. Изучение русского слова, русской литературы меняет человека, делает его по-настоящему русским. В Америке я смог понять самого Гребенщикова – как он мог, всю жизнь прожив в Америке, писать удивительные уникальные произведения, в которых сохраняется русский дух…
С 1992 г. в Шемонаихинском историко-краеведческом музее ежегодно проводятся Гребенщиковские чтения. А в Барнаульском музее ГМИЛИКА до 12 августа можно посетить выставку, на которой представлены все книги издательства «Алатас», которое основал Гребенщиков. Это уникальная возможность увидеть их. Нет более полной коллекции издательства во всем мире. Директор музея ГМИЛИКА Игорь Коротков дает надежду на издание произведений Гребенщикова:

– Большая часть фонда будет сейчас проходить рутинную музейную работу. После научного изучения материал будет демонстрироваться публике. Кроме того, мы надеемся вести издательскую работу. Произведения Гребенщикова стоят того, чтобы их публиковать.
Справка
Г.Д. Гребенщиков (1883–1964) является признанным классиком сибирской литературы. Писатель родился в селе Николаевский рудник Шемонаевской волости Змеиногорского уезда Томской губернии, на Западном Алтае. Юноша не получил систематического образования, тем не менее много читал и сам стал писать небольшие рассказы. Он довольно рано поступил на службу. Работа письмоводителем у мирового судьи в Семипалатинске дала ему богатый материал для первых литературных опытов. Крестьянское происхождение определило дальнейший путь в литературе. Современники относят сибирского классика к предтече деревенщиков. Деревенскую, или «народную прозу» в русской литературе прошлого века представляют сибиряки Василий Шукшин, Валентин Распутин, Виктор Астафьев и другие. В эмиграции писатель проживал во Франции (1921–1924) и в США (1924–1964), где стал знаменитым благодаря своим романам «Былина о Микуле Буяновиче» (1924) и многотомной эпопее «Чураевы» (1922–1952). Первое из упомянутых произведений было переведено практически на все европейские языки. В начале 1930-х годов писатель выдвигался на Нобелевскую премию. В Соединенных Штатах Г.Д. Гребенщиков основал поселение соотечественников, получившее известность как русская деревня Чураевка, и развернул там широкое строительство (построил часовню преподобного Сергия Радонежского, открыл типографию и книгоиздательство «Алатас» («Белый камень»), организовал детский центр искусств). Писатель возглавил ряд общественных организаций эмигрантов, в том числе, Общество сибиряков в Америке. Он преподавал русскую историю и литературу в университетском колледже города Лэйкленда (штат Флорида), читал лекции в эмигрантских поселениях по всей Америке.
Вера Телегина










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: red@email.asu.ru
Internet: http://zn.asu.ru