№ 30 (1492) от 12 октября 2017 года
Наши экспедиции
В поисках новых видов
Как ударно провели летние каникулы студенты-биологи
Четыре истории о том, как молодые ученые, занимающиеся изучением биоразнообразия под руководством профессора кафедры экологии, биохимии и биотехнологии Романа Викторовича Яковлева, ради новых открытий отправились в экстремальные путешествия.
Галина Куфтина, магистрант БФ:

Галина Куфтина - специалист по бабочкам и жукам
– Изучаю насекомых, в основном бабочек и жуков-листоедов. В июне я поехала в Национальный парк Куршская коса Калининградской области, чтобы собрать материал для магистерской. А еще в июле в рамках госзадания Минобрнауки приняла участие в экспедиции по Катон-Карагайскому государственному национальному природному парку в Восточном Казахстане. Мы исследовали четыре точки: Катон-Карагай, Коробиха, Урыль и Рахмановские ключи. Удалось изучить фауну разных типов биотопов. Мы поймали новые виды насекомых для национального парка, и сейчас я планирую написать статью-дополнение к фауне в соавторстве. Самым интересным местом для изучения оказалось село Рахмановские ключи. В 2008 году здесь горел лес, горельник до конца не разработали по сей день. С тех времен флора и фауна этого места сильно изменились. Рахмановские места – не только интересная точка для изучения фауны беспозвоночных, но и живописное место. На высоте 1800 метров над уровнем моря поражают красотой прозрачные Рахмановские озера в горных котловинах и водопады. С высоты более 2000 метров над уровнем моря виднеется гора Белуха, до которой, кажется, рукой подать. Надеюсь, в ближайшем будущем удастся изучить изменившийся Рудный Алтай полноценно.
Александр Фомичев, аспирант БФ:

Александр Фомичев со щитомордником
– Я знал, что буду заниматься биологией, еще в детском саду. А в школе уже активно искал тему исследования, и в седьмом классе мне учитель биологии подсказал заняться пауками. Пауки мало изучены, это одна из самых интересных и богатых групп, но при этом одна из самых отверженных и забытых учеными.
В этом году у меня было четыре поездки: в Ирак, Туву, Монголию и Северный Тянь-Шань. Практически из каждой экспедиции удалось привезти несколько новых для науки видов пауков. Обычно мы отправляемся изучать горные территории или пустыни. В горах с высотой меняются условия жизни, и на небольшой площади могут быть и голые скалы, и льды, и степи, и леса, и пустыни. Этим объясняется высокое разнообразие и своеобразие видов.
В пустынях тоже велика вероятность встретить что-то неизвестное. Мне нравятся экстремальные ландшафты, потому что здесь эволюция идет своим путем, а пауки являются доминирующей группой хищных членистоногих. На Северный Тянь-Шань мы отправились с одногруппником Юрием Дьячковым. У нас экологически сходная ниша: он занимается многоножками, а я – пауками. Экспедиция в Туву тоже была интересной: это один из самых необычных в плане фауны регионов России. И хоть в Туве долгое время работал известный арахнолог Дмитрий Викторович Логунов, и регион хорошо изучен, эту местность еще нужно исследовать.
Экспедиция в Монголию прошла очень продуктивно. Мы месяц провели в высокогорьях, которые изолированно находятся в пустыне Гоби. Это несколько массивов, которые не имеют связи с другими горами, поэтому там живут такие виды насекомых и пауков, которых больше нигде нет. С моим научным руководителем Романом Викторовичем Яковлевым мы были на территории Северного Ирака, в окрестностях Мосула, который часто показывают по новостям. Это территория Иракского Курдистана, который сейчас хочет отделиться. Мы посетили три провинции, но посмотреть природу особо не удалось, собрали немного материала. Но о фауне этой местности известно очень мало, поэтому материал уже представляет научную новизну.
Наша экспедиция, к сожалению, прошла не очень спокойно. Мы всю поездку сталкивались с разными трудностями. Ирак – место боевых действий, здесь через каждые 200 метров встречаются люди с оружием, в какой-то момент мы даже перестали обращать внимание на автоматы. Были и еще другие сложности, но они все, к счастью, были успешно решены.
Юрий Дьячков, аспирант БФ:

Юрий Дьячков ударно провел лето
– Этой весной мне удалось принять участие в масштабной экспедиции в Южный Казахстан. Для меня она была грандиозной, как по продолжительности (два месяца!), так и по материалам, которые удалось собрать. Начав поездку в Оренбурге, мы проехали степи северной части Казахстана, полупустыни и настоящие пустыни юга, заезжали довольно далеко в горные ущелья и поднимались на приличную высоту. В поездку мы отправились небольшим составом – всего три человека: начальник экспедиции, орнитолог – Корнев Сергей Викторович, энтомолог, лепидоптеролог (специалист по бабочкам) Шовкун Дмитрий Федорович и я.
В Казахстане я увидел животных и растения, которые раньше встречал только в учебниках: многочисленные змеи, черепахи, гекконы, агамы, ящерицы-гологлазы, дикобраз и, конечно, удивительные вараны, встретить которых в природе – большая удача. Интересен был и мир беспозвоночных: богомолы и палочники, огромные жуки-навозники тмолы, рогатый испанский копр, сольпуги и тарантулы, сколопендры и мухоловки.
Растительный мир, естественно, также разительно отличается от привычных нам в Сибири растений: саксаул и ядовитая ферула в Кызылкумах, а также огромные поля из красных маков, чингил в пойме Сырдарьи, эндемичные тюльпаны в Каратау, арча на Тянь-Шане...
За два месяца нам удалось объездить около 20 точек в самых различных местах: пустыня Кызылкумы, озеро Кызылколь, пойма Сырдарьи, Каратау, Тянь-Шань, горы Бельтау. Многие места мы посещали несколько раз, чтобы пронаблюдать весенне-летние изменения в растительном и животном мире региона. Благодаря такой тактике удалось собрать совершенно удивительный материал разнообразных насекомых, паукообразных и некоторых других групп беспозвоночных, а также губоногих многоножек, необходимых мне для диссертационного исследования.
Фауна губоногих многоножек в Южно-Казахстанской области слабо изучена. В экспедиции мы обнаружили около десятка новых для науки видов костянок, несколько видов геофилов, мухоловок и сколопендр – представителей всех четырех широко распространенных отрядов губоногих многоножек. Но помимо многочисленных удивительных растений и животных были и палеонтологические находки: в Кызылкумах множество гор, состоящих из осадочных пород, в которых можно найти окаменелые останки древних двустворчатых моллюсков и ростры белемнитов (отряд вымерших головоногих моллюсков). В Каратау были обнаружены петроглифы, изображающие копытных животных.
Местное население было гостеприимно. Не обошлось, естественно, в дороге без приключений. К счастью, экспедиционная машина УАЗ «Буханка» чрезвычайно ремонтопригодна. Самыми трудными моментами в поездке оказались начало мая в Кызылкумах и начало июня в горах Бельтау из-за небывалой жары. В пустыне Кызылкумы этой весной, видимо, из-за небывалого разлива Сырдарьи, появилось невообразимое количество мошки, от которой не было никакого спасения. Появлялась она в 7 утра и пропадала лишь с заходом солнца. После двух дней с энтомологическими сачками на голове или футболками в качестве импровизированной паранджи было решено вернуться в пустыню позже.
Конечно, были и забавные случаи. Однажды из-за продолжительного переезда на новое место мы ставили лагерь уже поздно вечером. Утром я обнаружил, что моя палатка стоит на зарывшейся на ночь в песок черепахе, которая утром выползла и была крайне озадачена появившейся над ее норой палаткой.
В горах из-за проливных дождей, наоборот, приходилось по несколько дней не выходить из палатки, а ночью могли случиться заморозки и тогда все вокруг покрывалось инеем. Благодаря экспедиции я смог собрать обширный и поистине уникальный материал для дальнейших исследований и по-настоящему полюбил эту самобытную, непривычную и безумно красивую, хоть и суровую природу Казахстана.
Елизавета Непаева, студентка БФ:

Елизавета Непаева с детства мечтала стать энтомологом
– Занимаюсь изучением божьих коровок. Энтомологом я мечтала стать с детства: просила родителей купить мне сачок, чтобы ловить насекомых. Мой первый настоящий полевой сезон начался с поездки в Тигирекский заповедник вместе с волонтерами научного отдела и научным сотрудником Татьяной Круговой. За окном тянулись бесконечные луга, сменяющиеся холмами и, наконец, горами. Заповедник встретил нас тихой звездной ночью и не менее тихим туманным утром, скрывающим от взора горные вершины. Мне предстояло жить здесь и собирать материал почти две недели. За это время я получила массу самых ярких впечатлений, но, пожалуй, наиболее запоминающимся оказался подъем на «Избушку» – на ручье Бабий Ключ. Путь был долгим и утомительным, нам пришлось преодолеть участок тропы, заваленный упавшими деревьями, несколько снежников, залитый талой водой березовый лес, однако вид, открывшийся после последнего подъема, заставил напрочь забыть об усталости. Весенние альпийские луга с пробивающимися на месте стаявшего снега цветами в отблесках закатного солнца, подсвечивающего розовым редкие облака, – это то, ради чего стоило терпеть изнуряющий подъем и боль в мышцах. А с ближайших скал открывался прекраснейший вид на горные долины и хребты, от высоты захватывало дух. Два дня, проведенные на «Избушке», пролетели как один миг.
Второй была поездка с Галиной Куфтиной в Казахстан в Катон-Карагайский национальный парк. Это был мой первый выезд за пределы России, и я очень сильно волновалась. Но в итоге это стало самой продуктивной экспедицией. Мы побывали в нескольких точках: в Катон-Карагае, Коробихе, Урыле, на Рахмановских ключах. Меня поразил водопад, срывающийся бурным потоком с крутой скалы. А после преодоления долгого крутого подъема на перевал Радостный (2300 метров над уровнем моря) появилась гора Белуха, чья снежная вершина скрывалась в хмурых серых облаках. Я никогда прежде не видела ничего более холодного, неприступного и величественного. Однако на этом путешествия не закончились. Новая поездка в Тигирекский заповедник не заставила себя долго ждать. Я уезжала из еще по-летнему теплого и зеленого Барнаула, а приехала в осенний холодный заповедник, устланный золотистыми березовыми листьями. Но исследования и сбор материала все равно шли по плану.
Мария Криксунова

Мы Вконтакте

Мы в Facebook

«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.