№ 17 (1519) от 10 мая 2018 года
Культура
Музыка и война
«Война – это всё преходящее.
А музыка вечна. От винта!..»
Из к/ф Л. Быкова
«В бой идут одни старики»
Во все времена, начиная с сотворения мира, люди всегда пели. И всегда воевали. С этим, увы, ничего нельзя поделать. Музыка – прекрасна. Война – страшна. Тем не менее, однажды встретившись, Красавица и Чудовище уже не расставались никогда. И со временем они стали продолжением и отражением друг друга. Сторонами одной монеты. Хотя… Иногда кажется, что монета встала на ребро, да так и вертится до сих пор.

Великая Отечественная война стала для нашей страны ужасным испытанием. Наши отцы и деды с честью прошли его. Но как бы плохо им ни было, они всегда пели. И в окопах под обстрелом, и после войны, вспоминая погибших товарищей. А как принимали на фронте артистов, приезжавших с концертами! Они ведь тоже герои. Только вместо автомата в руках у них был баян, а вместо гранаты – голос. И мы до сих пор поем те удивительно красивые, щемящие сердце песни. Песни военных и послевоенных лет. Поем – значит помним.

Музыка и война.
Об этом нам расскажут два замечательных музыканта, имена которых вам прекрасно известны.
Итак…
Олег Степанович Мезенцев, музыкант, продюсер, заведующий концертным залом АГУ.
У нас была очень музыкальная семья. Ни отец, ни мама ни на чём не играли, но оба прекрасно пели. Мы жили после войны в городе Енисейск Красноярского края. Я хотя и был еще совсем маленький, но прекрасно всё помню. На все праздники или после рыбалки-охоты у нас в доме всегда собиралось много народу. Было шумно и весело. И, конечно же, люди пели. Как же без песен!
Что пели? Было много народных песен и, конечно, были песни о войне.
Она ведь только недавно закончилась.
Слишком свежа была еще у людей память об этом ужасе. Хотя мой отец, да и все фронтовики, которых я помню, никогда ничего о войне не рассказывали. Но пели. Фронтовые «Эх, дороги», «Землянка», «Огонек», «Случайный вальс» – да много еще настоящих, человеческих, удивительных и трогательных вещей.
Когда мне было 7 лет, у нас в доме появился квартирант-гармонист. Гармонь стояла на шкафу в картонной коробке, на которой было написано «руками не трогать!». А мне было очень интересно, была какая-то великая тяга к этому инструменту. И я тайком ее брал и учился играть. Ну и подсматривал, подслушивал, как он это делает. И однажды во время одного застолья, когда хозяин инструмента уже «устал», я «выдал» русскую плясовую. Взрослые обалдели. Позже играл на слух практически все. Особенно любили «Случайный вальс». Когда вышел фильм «Два бойца» с Бернесом, конечно же, все пели «Темную ночь». Надо сказать, что «простые люди» воспринимали Марка Бернеса как-то ближе, чем Утесова.
Народ действительно любил эти песни. Это какое-то обостренное чувство любви к своей Родине, настоящее, без какого-то пафоса.
В США давно уже живет мой хороший друг, замечательный музыкант, композитор Николай Качанов. Он даже там, тем не менее, активно пропагандирует именно нашу музыку, наши песни, особенно то, что сделано его земляками, сибирскими музыкантами. И это востребовано. Потому что это искреннее, это настоящее.
Меня часто волнует такая тема. Мне кажется, что музыкальное искусство должно быть чуть-чуть выше, чем потребности зрителей. В то время песни писали профессиональные композиторы. И слова имели огромный смысл.
Песни были хорошие, но репертуар был сложный, и тем не менее самые «простые смертные» люди его запоминали и пели правильно. Может быть, для этого всё так и делалось, чтобы людям было куда стремиться. А сейчас у нас, увы, всё наоборот.
Александр Георгиевич Россинский, профессор кафедры инструментального исполнительства факультета искусств АГУ.

Время открывает в людях какието невероятные океаны скрытых возможностей и скрытых чувств. Война и вообще такие огромные душевные потрясения открывают сердце человека, распахивают сердца людей для музыки, для какого-то обострения. И вот это обострение чувств, которое от Бога или от гения, когда композиторы находят ту самую нужную мелодию, сплачивает души людей и объединяет их. Я считаю, что войну выиграла тоже и песня. «Вставай, страна огромная» была написана в первые дни войны.

У Сергея Острового в песне на музыку Марка Фрадкина есть такие слова: «А песня тоже ходит на войну, а песня рушит доты». Песня действительно соединила громадную страну в общность.
И в самом деле, когда слушаешь «Священную войну» Александрова, вскакиваешь – и мороз по коже. Настолько она сплотила народ. Песня поднимала людей на подвиг, обостряла чувства русского человека, который за Родину без колебаний отдаст жизнь. Это очень хорошо понимали поэты-песенники. Когда Константин Симонов принес свое стихотворение в «Правду», ему сказали: что это у вас за заклинание какое-то? Какие-то желтые дожди. И никто не мог и подумать, что этот текст люди всей страны будут переписывать сотни и тысячи раз.
Сердца открывались не только для песни, но для симфонической музыки Есть удивительная книга пианиста Маргулиса об исполнении 7-й «Ленинградской» симфонии Шостаковича. Страшная книга. Музыканты умирали прямо на концертах. От голода. Но оркестр продолжал играть…
Люди слушали эту симфонию под обстрелами, бомбежками, кто-то тащил гробы… Но город выстоял.
Люди живут, пока жива музыка.
Она всегда помогала людям в самые страшные времена. И будет помогать и дальше.
И напоследок. Мой вам совет (перефразирую всемирно известный лозунг хиппи): занимайтесь музыкой, а не войной. Но никогда не забывайте о тех, кто уже ничего не споет…
Сергей (СЮР) Скаредов










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: red@email.asu.ru
Internet: http://zn.asu.ru