№ 27 (1529) от 13 сентября 2018 года
Кинолента
Джойс от кинематографа
«Без помощи надписей. Без помощи сценария. Без помощи театра»

Газета «За науку» продолжает рубрику – «Кинолента». В ней мы будем рассказывать про интересные фильмы, которые стоит посмотреть каждому киноману. На этот раз в «Киноленту» попал фильм режиссера Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом».

«Человек с киноаппаратом» – одна из самых известных работ, вошедших в анналы мирового кинематографа. Этот фильм занимает верхние строчки даже в самых непритязательных рейтингах, а для студентов режиссерских факультетов он обязателен к просмотру. К тому же эта лента стоит в одном ряду с «Броненосцем «Потемкиным» и «Гражданином Кейном». Чем же так примечательно творение Дзиги Вертова, что его смотрят и поныне, спустя почти сто лет?
Прежде всего тем, что до Давида Кауфмана (настоящее имя режиссера – прим. автора) т а к никто не снимал. Западные режиссеры того времени стремились изобразить жизнь через борьбу человека с природой, прибегая при этом к постановочным съемкам, как это было в фильмах «Нанук с севера» или «Человек из Арана». Здесь же показана жизнь, как она есть, без какой-либо инсценировки.
Безголосая симфония

По сути, перед нами симфония, которая воспевает пробуждение города. Ранние трамваи, одиноко следующие по маршруту, нежащаяся в постели девушка, безлюдные площади. Город только начинает жить, с каждой минутой ускоряя свой темп…

И вот уже видны заполоненные улицы, торопливые горожане, мельтешение транспорта. Кадр мелькает за кадром, удивляя разнообразием ракурсов и объектов съемки. Но что самое поразительное – эта симфония без единого звука! Ведь первый советский звуковой документальный фильм «План великих работ» выйдет только через год, в 1930-м. Поэтому перед Вертовым стояла колоссальная задача: изобразить просыпающийся город не только черно-белым (фильм «в цвете» в СССР также появится в 1930-м), но и немым.
А для этого потребовалось много усилий и новаторских ходов.
Ритм кадра
Во-первых, съемочная группа из двух человек – Дзиги и его брата-оператора Михаила Кауфмана – объездила улицы Москвы, Киева и Одессы в поисках «фактуры». Они проникали на заводы и фабрики, залезали на водонапорные башни, спускались в шахты, заглядывали на стадионы, блуждали по пляжам и висели над ГЭС… Так что действие в этом фильме происходит, как кажется на первый взгляд, не в черте одного города, а как минимум в трех локациях.

Во-вторых, чтобы из всего этого многообразия кадров получился фильм, монтажер Елизавета Свилова (жена Вертова – прим. автора) скомпоновала материал по законам ритмического монтажа. Иными словами, она брала и чередовала только короткие кадры, повествующие историю пробуждения города. Причем сделано это было не формально, методом подгонки кадров по длительности, а с учетом их информационной насыщенности. В результате часовая история сложилась из сотен секундных «монтажных фраз», которые понятны любому человеку, и в этом – суть вертовских изысканий. Ведь Дзига Вертов утверждал, что язык кинематографа – язык универсальный, а потому он должен быть доступен всем.

Наконец, такая компоновка кадров породила несметное число образов и смыслов, которые можно обнаружить с первой минуты просмотра. В этом смысле «Человек с киноаппаратом» напоминает джойсовского «Улисса», о чем неоднократно говорили киноведы, в частности кинообозреватель The New York Times Джим Хоберман. По его мнению, в «этом панегирике человеческому труду как процессу преобразования реальности цикл кинопроизводства сопоставлен с индустриальным конвейером, а ритмы обычного дня уподоблены круговращению жизни и смерти».
В свете замысла
Примечательно, что мы видим не просто фиксацию городской жизни на камеру, а ее преломление в свете авторского замысла. И хотя по содержанию «Человек с киноаппаратом» насквозь документален, о чем говорит название ленты, по форме он… насквозь художественен. А значит режиссер, показывая действительность таким образом, все равно создает произведение не документалистики, а искусства.
В этом – прелесть киноленты.
Аркадий Шабалин










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: red@email.asu.ru
Internet: http://zn.asu.ru