№ 29 (1531) от 27 сентября 2018 года
Опорный университет
Лучшие практики региональных вузов
20-21 сентября в Алтайском государственном университете прошла Всероссийская научно-практическая конференция по вопросам развития и улучшения качества высшего образования в вузах России

Конференция стала площадкой, где представители высшей школы смогли обсудить самые насущные проблемы. 338 делегатов из 60 городов – у каждого из вуза-участника есть свои трудности, но и свой эффективный способ их преодоления.

Отвечая реалиям современной жизни и общества, меняется как форма, так и сам принцип образования. Сегодня на первый план выходит не просто получение знаний, а продуктивное их применение на практике. Сделать высшее образование более практико-ориентированным, гибким и удобным для современного поколения – вот одна из задач, которую предстоит решить руководству вузов.

Гостей конференции поприветствовали Сергей Валентинович Землюков, председатель Совета ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай, ректор АГУ, Александр Викторович Ерохин, врио заместителя министра экономического развития Алтайского края, Максим Викторович Герасимюк, врио начальника управления связи и массовых коммуникаций Алтайского края и Республики Алтай, Александр Анатольевич Жидких, врио министра образования и науки Алтайского края, Александр Федорович Лазарев, председатель комитета по здравоохранению и науке Алтайского краевого Законодательного собрания, Заслуженный врач РФ.

«Региональные университеты сталкиваются с новыми вызовами и проблемами. И надо признать, что среда, в которой функционируют университеты, постоянно меняется. Меняются и требования к фундаментальному образованию: абитуриенты и студенты выбирают современные программы, которые дают наиболее востребованные компетенции для дальнейшего развития и реализации в профессии. Необходимо удержать высокий уровень подготовки специалистов, особенно в региональных вузах, понять свою специфику и найти свое место», – обозначил повестку конференции Сергей Валентинович Землюков.

«Сегодня высшие учебные заведения должны стать центрами регионального развития. Образовательное пространство страны сложно назвать единым: у каждого вуза свое место и роль, как с точки зрения общей позиции, так и с точки зрения преподавания и научно-исследовательской деятельности. На конференции мы сможем обсудить важнейшие вопросы и приблизиться к их решению», – дополнил напутствия коллег Александр Анатольевич Жидких.

В ходе пленарного заседания участники обсудили общие тенденции образовательной среды. На сегодняшний день можно выделить четыре самых актуальных формата образовательных программ высшей школы: практико-ориентированный, исследовательский, междисциплинарный и с применением онлайн-обучения. Причем эти подходы легко комбинировать в зависимости от потребностей и направлений вуза.
Представители ведущих университетов региона и страны рассказали об успешных практиках развития образования в своих вузах. В нашем Алтайском госуниверситете, например, эффективно работает система междисциплинарных образовательных программ, а также модульного построения учебного курса. Модульный элемент образования включает в себя модуль (направление) вуза, модуль работодателя, а также модульный элемент другого вуза. К 2018 году в АГУ также сменился общий подход к передаче знаний студентам: от коммуникативно-деятельностного к междисциплинарному. По словам Евгения Евгеньевича Швакова, первого проректора по учебной работе АГУ, этот переход позволяет подготавливать специалистов широкого профиля и знаний, что, безусловно, поможет выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда.

В Тюменском государственном университете реализуется похожая практика: предметы делятся на базу, профиль и электив. Базовые знания студенты получают на первом и втором курсах, на третьем профильные предметы и элективные курсы (дополнительные предметы по выбору) составляют уже 74 и 26 процентов по отношению друг к другу. Такая компоновка программы помогает студентам осознанно относиться к своему профессиональному выбору, повышает их мотивацию к учебе.

Интерес участников и гостей конференции вызвал доклад о практике онлайн-образования в ТГУ Галины Васильевны Можаевой, исполнительного директора САЕ «Институт человека цифровой эпохи», доцента ТГУ: «Когда мы говорим о том, можно ли отказаться от онлайна, то нужно принимать те реалии, в которых мы сегодня с вами работаем, и в которые выпускаем наших студентов. У миллениалов, «нулевых», сегодня даже руки работают по-другому, большие пальцы куда активнее, а мы-то привыкли ими только ручку придерживать. Или все мы знаем портал «Госуслуги», которым активно пользуемся. Почему мы не пускаем онлайн-технологии в образование – вопрос к нам с вами, к педагогам». Одна из важных задач для решения этого вопроса: комбинирование аудиторных и онлайн-занятий, а также подготовка специалистов, готовых в будущем работать с информацией и компьютерными технологиями. Плюсом онлайн-образования Галина Васильевна называет также его доступность и легкость в индивидуальном восприятии каждого студента, адаптивность программ. Один из простых способов внедрения этой технологии в образование – массовые открытые онлайн-курсы для всех, которые не нужно будет дублировать для применения в образовательных программах. В Томском государственном университете создан Томский региональный центр компетенций в области онлайн обучения, сотрудники которого как раз занимаются разработкой и публикаций таких курсов на общедоступной базе («Pro-online.TSU»).
Помимо пленарного заседания в рамках конференции работали пять секций:
«Трансформация региональных университетов в центры инновационного, технологического, социального развития региона»;
«IT-образовательная среда как новая реальность развития университетов»;
«Развитие экспорта образования: актуальные вопросы, механизмы и опыт межвузовского взаимодействия»;
«Траектории обучения в магистратуре и аспирантуре: лучшие практики»;
«Непрерывное профессиональное образование в регионе: социально значимые направления, ресурсы, механизмы интеграции».
Также проходили параллельные сессии: открытие выездной площадки Благотворительного фонда «Рыбаков Фонд», презентация Всероссийского конкурса «Инноград», «Школа кураторов» (мастер-класс по развитию молодежного наставничества в сфере технологического предпринимательства «Инноград»), коворкинг-площадка «Научный журнал как фактор интернационализации научного, образовательного и культурного пространства вузов России», публичная лекция «Университетское образование в глобальном мире: диалектика национального и интернационального». Завершился мозговой штурм профессионалов в области высшего образования выездной экскурсией в Горный Алтай.
Юлия Абрамова










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru