№ 31 (1533) от 11 октября 2018 года
В центре внимания
«Университету важно не потерять набранный темп»
На вопросы «ЗН» ответил Сергей Николаевич Бочаров, исполняющий обязанности ректора Алтайского госуниверситета

– Сергей Николаевич, за всю 45-летнюю историю университета, вы, пожалуй, самый молодой руководитель вуза. Как вы ощущаете себя в этом статусе?

– Я чувствую большую ответственность. И это связано с целым рядом причин. Во-первых, университет участвует в программе развития опорных университетов. 3 октября в Москве состоялась защита отчетов опорных университетов о реализации программы развития за период 2017 г. и 8 месяцев 2018 года. Университет, благодаря руководству Сергея Валентиновича Землюкова, смог продемонстрировать высокие результаты – в ряду с другими опорными университетами наш вуз смотрелся весьма достойно. И нам важно не потерять набранный темп изменений. Время сложное: усиливается конкуренция среди университетов за абитуриента, меняются требования к формам и содержанию образования.
Во-вторых, университету в ближайшие месяцы предстоит пройти процедуру аккредитации. Поэтому важно обеспечить соблюдение всех требований, быстро решить многие вопросы и проблемы, скоординировать деятельность коллектива. А это большая и кропотливая работа, в которой много зависит от усилий команды ректората.
В-третьих, я чувствую тревогу со стороны коллектива. Не понаслышке знаю, как много и упорно работают наши преподаватели, ученые, творческие коллективы и вспомогательный персонал, каждый из них делает свой вклад в развитие университета. Важно, чтобы каждый человек был убежден, что руководство университета держит руку на пульсе и делает все возможное, чтобы коллектив чувствовал уверенность в завтрашнем дне. Это ключевые моменты, которые заставляют меня осознавать, что впереди меня ждет много работы.
– Предложение стать исполняющим обязанности ректора для вас было ожидаемым?
– Нет, предложение было для меня неожиданным. Я, как и многие коллеги из университета, рассчитывал на то, что Сергей Валентинович Землюков останется руководить и далее: по поводу такого ходатайства мы все голосовали на ученом совете. Однако обстоятельства сложились так, что Сергей Валентинович принял решение об уходе с должности ректора. Он предложил мне стать временно исполняющим обязанности до момента проведения выборов ректора. Аргументы, которые привел Сергей Валентинович, он уже озвучил ранее. Это, во-первых, сохранение выбранного направления развития, логику которого я, как руководитель офиса проектного управления, понимаю и разделяю; во-вторых, сохранение сложившейся конфигурации управления в ректорате. За тот период, что я проработал с проректорами, я убедился, что это сильная команда молодых профессионалов с чувством глубокой ответственности за судьбу университета. Это все положительно повлияло и на мое решение.
– Вы защитили докторскую диссертацию по теме управления бизнес-процессами, предприятиями и организациями, являетесь опытным менеджером, возглавляете в университете проектный офис АГУ. Какие первые задачи ставите для себя на посту исполняющего обязанности ректора? Как управленец на что вы в первую очередь делаете ставку?
– Тема моей докторской диссертации называется «Организация вертикальных интегрированных образований (на примере зернопродуктового комплекса)». Эта тема действительно охватывает широкий круг управленческих проблем от организации сложных бизнес-процессов до исследования экономических механизмов. И весь мой опыт показывает, что самой сложной управленческой проблемой является налаживание взаимоотношений с людьми и их мотивация.
На кафедре экономики предпринимательства и маркетинга, которой я руководил шесть лет после Виктора Ивановича Беляева, сложилась комфортная, дружеская атмосфера, в которой легко работать.
Cамой первоочередной задачей, которой планирую заниматься, – это обеспечить благоприятный рабочий климат в коллективе, минимизировать неизбежные конфликты, связанные со сменой руководства университета. Чтобы коллектив университета работал в комфортной обстановке без «великих потрясений».
Поэтому главной и основной ставкой для меня являются наши сотрудники – глубоко уважаемые мною профессора, доценты, научные сотрудники, все работники университета. Именно они обеспечивают высокие результаты деятельности университета, формируют его имидж.
Подлежат вниманию и финансовые вопросы. Все остальные направления работы вытекают из реализации текущей Программы развития университета на 2017–2021 годы. В ней уже содержится такое количество запланированных показателей и мероприятий, что их выполнение само по себе является амбициозной задачей.
Другое дело, что из-за постоянных изменений вынужденно будут меняться и заложенные в Программе мероприятия.
Так уже сейчас стало очевидным, что первоначально заявленные стратегические проекты должны быть пересмотрены и переконфигурированы под требования окружения вследствие более глубокого переосмысления задач развития.
Хотелось бы подчеркнуть, что в приоритетах, поставленных перед опорными университетами, основным требованием является установление как можно более тесного взаимодействия с региональными партнерами: органами власти, индустриальными партнерами, местным сообществом. Поэтому и передо мной как руководителем университета, и перед всем коллективом стоит задача развивать сотрудничество в целях решения задач регионального развития, повысить уровень вовлеченности университета в проекты, реализуемые в крае.
– Вы погружены в программу стратегического развития АГУ, впереди – защита наших проектов на федеральном уровне. Как оцениваете потенциал университета, что необходимо именно сейчас сделать для удачной защиты?
– Как я уже отметил, промежуточный отчет о результатах деятельности университета по Программе развития состоялся 3 октября. Я докладывал о результатах, полученных университетом перед экспертной комиссией в Министерстве науки и высшего образования. Также были доложены результаты, полученные в ходе реализации стратегических проектов «Создание в Алтайском края инновационной модели разработки и внедрения конкурентоспособных отечественных биологических продуктов и технологий для АПК» и «Внедрение инновационных методов получения и использования лекарственного сырья природного происхождения и лекарственных средств на его основе». По достигнутым индикаторам и наш университет, и защищаемые проекты вполне достойно смотрятся. Хотя, следует признать, что за объемы финансирования в программе опорных университетов с нами конкурируют весьма достойные университеты. О результатах защиты мы сможем узнать только в конце октября после подведения итогов работы экспертной комиссии.
– Вы много лет преподавали на экономическом факультете, были заведующим кафедрой, а экономисты всегда любят цифры и формулы. Как бы вы представили формулу успеха опорного университета? Из каких числительных она, по вашему мнению, состоит и какие операции в ней необходимы?
– Я, может быть, намеренно упрощу, но самая главная формула для экономиста: это сопоставление полученного результата с понесенными затратами. Если разница положительна – значит, деятельность была эффективной, если отрицательна – наоборот, убыточна и нерациональна. Именно с такой позиции нужно подходить к принятию экономических решений. Несмотря на свою простоту, формула очень глубока по своему содержанию: если выбран правильный стратегический вектор развития, корректно определен целевой рынок, то полученные результаты всегда будут значимы и покроют вложения. И наоборот, при неверно выбранном векторе развития можно вхолостую потратить много усилий с получением невысоких результатов. Мне кажется, что выбранная стратегия развития опорного университета была верной, – она уже начала приносить свои плоды, прежде всего в укреплении бренда Алтайского государственного университета, повышении его значимости для региона и увеличении числа первокурсников. Нужно продолжать систематически работать по выбранному направлению, и успех будет неизбежен. Но следует оговориться, что, к сожалению, в такой большой системе, как университет, не все можно измерить с помощью экономического подхода. Гораздо более существенную роль играют вопросы психологии и управления. Наверное, повторюсь, но главное в работе руководителя – это умение работать с людьми, найти общий язык, суметь подобрать нужные слова, чтобы мотивировать коллектив.
– Хороший управленец – это всегда лидер. Как вы считаете, какие ваши личные качества помогают вам добиваться успеха? И какие качества вы цените в людях?
– Как менеджер по своему базовому образованию, я прекрасно понимаю все сложности выстраивания лидерских моделей. Их довольно много, и они опираются на различную основу: от авторитарного стиля руководства до признания людьми уровня компетентности. Я склоняюсь к тому, чтобы работать над формированием лидерских качеств через повышение своего профессионального уровня.
В людях также ценю профессионализм и честность. Готов всегда идти на компромиссы, если понимаю рациональность доводов собеседника и его компетентную аргументацию.
Особенно это важно в такой среде, как университет, где каждый профессор или доцент – это Личность, с большим опытом, научными достижениями, богатым внутренним миром и обширными связями за пределами университета. В университете мнение каждого члена коллектива важно, и к нему нужно прислушиваться.
– Сергей Николаевич, мы задали вам много вопросов о профессиональной деятельности, но хочется узнать вас с личной стороны: расскажите о ваших хобби, увлечениях, занимаетесь ли спортом, какую любите музыку, что любите читать для души?
– По мере возможности стараюсь заниматься спортом, хожу в тренажерный зал. В прошлом я увлекался легкой атлетикой, прыжками в длину, даже поступил в Алтайское училище олимпийского резерва. Еще студентом защищал честь нашего университета на соревнования в Казахстане, принимал участие в легкоатлетических эстафетах на 9 Мая – в «Кольце победы».
Поэтому сейчас, если появляется время, с удовольствием бегаю, а зимой – хожу на лыжах.
Из-за высокой занятости мало остается времени на чтение книг. В основном в дороге читаю что-нибудь из легких жанров: фантастику, мистику. А так больше уделяю внимания профессиональной литературе. В школьные годы я играл на скрипке, вообще люблю хорошую музыку: классику, русский рок. Когда есть время, с удовольствием посещаю наш концертный зал АГУ.
Женат, воспитываю двух дочерей (7 и 15 лет), которых очень люблю. Жаль, что в последнее время моя семья почти перестала меня видеть.
Управление информации и медиакоммуникаций










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru