№ 35 (1537) от 8 ноября 2018 года
Интервью в тему
Серебряный Хирон теперь у нас!
Доцент кафедры клинической психологии АГУ, кандидат психологических наук Ольга Анатольевна Сагалакова недавно получила престижную награду – Серебряного Хирона в номинации «Молодым ученым». Эту премию ежегодно вручает журнал «Медицинская психология в России». Что это за награда, мы решили узнать поподробнее.

– Ольга Анатольевна, как вы решили принять участие в конкурсе?

– Принимают участие те, кто регулярно публикуются в журнале «Медицинская психология в России». Как правило, в число номинантов попадаю те авторы, чьи статьи содержат интересные и важные результаты исследований в области медицинской психологии. Научно-редакционный совет и главный редактор журнала Владимир Анатольевич Урываев (доцент, к.психол.н., Ярославский государственный медицинский университет) номинировали мою кандидатуру. Научный коллектив нашей кафедры клинической психологии АГУ регулярно публикуется в данном журнале.
– В дипломе, сопровождающем статуэтку лауреата, указано – «Раненый Целитель». Расшифруйте, пожалуйста.
– Это, конечно, метафора. Она часто используется в психотерапии для описания типа отношений между врачом (психологом) и пациентом. Есть такая идея, что психолог, чтобы быть способным к оказанию помощи, должен пройти сам через понимание «болезни» («страдания»). Чтобы помочь пациенту и быть способным понять механизмы нарушения психики, сам терапевт «должен» сочетать в себе обе ипостаси: и здоровье (целитель), и болезнь («раненая часть»). С другой стороны, определенная доля профессионального стресса только развивает компетентность. Мотив «раненого целителя» — это символический образ, а сам термин – из легенды об Асклепии, боге врачевания, известном тем, что в память о собственных ранах и страданиях он основал святилище в Эпидавре, где могли исцеляться желающие. Отсюда и параллель между медицинской психологией и ее разделом психотерапией. Обучающий искусству исцеления Хирон обычно изображался страдавшим от неизлечимых ран.
– Среди ваших профессиональных интересов – арт-терапия, экспериментальная психология, социальные страхи и социофобии. Расскажите, над чем вы в ближайшее время будете работать как ученый?
– Профессиональный интерес связан с изучением патопсихологических, нейрокогнитивных механизмов социальной тревоги, социального тревожного расстройства, других тревожных расстройств, расстройств пищевого поведения, антивитального поведения. Данным направлением занимаюсь в течение многих лет совместно с коллегами – научным коллективом. Исследования нашего научного коллектива кафедры были поддержаны и грантами Президента, и РГНФ, и РФФИ, РНФ. Проблема социальной тревоги – ключевая. Социальная тревога – тревога в ситуациях оценивания – сопровождается опасением негативной оценки, критики, отвержения, повышает вероятность избегания таких ситуаций. В настоящий момент – руководитель научной темы в рамках грантового проекта РФФИ «Нейрокогнитивные механизмы нарушения психической деятельности при социальной тревоге и социофобии».
– В случае тревоги перед экзаменом как рекомендуете поступать, что делать?
– Сама тревога является нормальным состоянием, тем более в ситуации проверки умственных способностей, когда нас оценивают авторитетные эксперты. Само понимание того, что это норма, которая свойственна большинству людей, уже может успокаивать. Скорее, не вполне нормально совсем не испытывать тревогу в стрессовых ситуациях. Тревога и страх – оборотная сторона мотива, это индикатор опасения не реализовать важный мотив (в достижении, признании).
Часто студенты уже тревожатся не столько в отношении экзамена, сколько в отношении самой тревоги. Того, как тревога и ее проявления (дрожь в голосе, покраснение) может им помешать, что тревога будет влиять на поведение, станет заметна окружающим. Все это якобы будут замечать и негативно оценивать, воспринимать как признак некомпетентности или даже «ненормальности». Это такая «дискриминация» тревоги. Негативное отношение к самой тревоге и ее проявлениям в большей степени, чем она сама, начинает дезорганизовывать поведение студента.
Надо помнить, что тревога не длится бесконечно, а, обычно быстро достигая пика, постепенно начинает спадать, так что часто с ней вообще особо ничего не нужно делать, просто немного подождать. Тревогу не нужно пытаться блокировать, это приведет к обратному эффекту (это как «не думайте о хромой обезьяне»), но тревогой можно научиться управлять (и у каждого выработаны свои способы справиться с ней). Считается, например, что состояние спокойствия противоположно напряжению, если этого добиться, то тревога становится управляемой и уже не мешает. Полезна также работа с переключением внимания.
– Выработано чаще всего учить по ночам, причем в последнюю ночь. Какие психологические рекомендации?
– Чтобы лучше помнить материал перед самим экзаменом, не рекомендуется повторять выученный материал. Он лучше запомнится, если в ночь перед экзаменом хорошо выспаться. Сами темы надо хорошо структурировать, разбить на понятные смысловые блоки. Полезно темы обсуждать в группе со сверстниками, на «студенческом» языке. В ситуации стресса наилучший результат на экзамене можно показать, если материал учить постепенно в течение семестра. Полезно участвовать в тренировочных тестах, если их проводит преподаватель, стараться понять индивидуальный стиль преподавателя, критерии оценивания (как он задает вопросы, что для него самое важное в ответе на вопрос).
– Расскажите о каких-то свои увлечениях, хобби, которыми вы занимаетесь, когда наступает свободное время.
– Хобби в большей или меньшей степени связаны с наукой или по крайне мере с получением каких-то новых знаний, сведений. Люблю слушать аудиокниги, общаться с друзьями и семьей, конечно.
Кирилл Безроднов










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru