№ 37 (1539) от 22 ноября 2018 года
Ломоносовские чтения
В.П. Голубятников: «Я всегда стараюсь для своих учеников сделать как можно больше»
«ЗН» публикует интервью с одним из лекторов Ломоносовских чтений – известным российским ученым из Института математики им. С.Л. Соболева Сибирского отделения РАН Владимиром Петровичем Голубятниковым
Владимир Петрович Голубятников – математик с мировым именем, доктор физико-математических наук, фулбрайтовский профессор, которого в разные годы приглашали для работы в институт Вейцмана (Израиль), Стэнфордский, Эгейский и Оклендский университеты. Он уже давно тесно сотрудничает с АГУ и является постоянным гостем Ломоносовских чтений. Мало кто знает, что Владимир Петрович не только великолепный специалист в области геометрии и топологии, но и талантливый поэт. Он выпустил уже четыре сборника стихов. Экземпляр одного из них, под интригующим названием «Спектральная последовательность», математик подарил управлению информации и медиакоммуникации нашего университета. В 90-х Владимир Петрович был ярым поклонником «старой» команды КВН НГУ, три раза выходившей в финал высшей лиги клуба. А еще он совершенно не смотрит телевизор. Его у Владимира Петровича попросту нет.

– Владимир Петрович, вы уже не первый раз приезжаете в АГУ с открытыми лекциями и не только. Что вы представили на Ломоносовских чтениях в этом году?

– На этот раз главным образом труды своих учеников. Неважно, кто ты – студент, магистрант или аспирант, – тебе обязательно нужно представлять коллегам свои научные достижения. Так сказать, обкатать их перед написанием диплома. Поэтому все молодые ученые регулярно участвуют в разных научных мероприятиях: форумах, конференциях, симпозиумах. Например, весной в Новосибирском госуниверситете проводится Международная научная студенческая конференция «Студент и научно-технический прогресс», но туда достаточно представить только тезисы. Вместе с указанием научного руководителя и его регалий это – всего один лист текста. А на Ломоносовские чтения ребята уже присылают полноценную статью в пять – семь страниц. Это считается более солидной публикацией и серьезным вкладом в будущую дипломную работу. К тому же электронные сборники по итогам Ломоносовских чтений, где каждый год размещаются статьи молодых ученых, включаются в базу Российского индекса научного цитирования. Я считаю, что моим ученикам просто необходимо регулярно участвовать в этой конференции.
– Вы стараетесь привозить своих учеников ежегодно?
– Не всегда удается поучаствовать, так сказать, «живьем», то есть очно. Бывает, студенты участвуют со своими докладами заочно. Я всегда стараюсь для своих учеников сделать как можно больше.
Кстати, я когда-то учил профессора кафедры математического анализа вашего университета Евгения Дмитриевича Родионова. Я не был его научным руководителем, но вот стандартные занятия по геометрии проводил. Надо отдать должное, Евгений Дмитриевич стал хорошим геометром. Он – отец-основатель и идейный вдохновитель конференции «Ломоносовские чтения на Алтае», а это очень важный вклад в такое непростое дело, как вовлечение молодежи в науку. В одной группе с Евгением Дмитриевичем учился будущий Филдсовский лауреат, который сейчас живет в США, – Ефим Исаакович Зельманов. Было приятно, что он пригласил меня в гости, когда я приехал в Америку на семинар.
– Владимир Петрович, все-таки с чем вы приехали к нам на этот раз? О чем будет ваша открытая лекция?
– Тема звучит так: «Монотонность отображения Пуанкаре в моделях генных сетей». Это продолжение моей более чем десятилетней работы. Около 15 лет мы тесно взаимодействуем с сотрудниками новосибирского Института цитологии и генетики СО РАН. Бывает, вместе публикуемся, в том числе в биологических журналах. Для них мы разрабатываем математические модели генных процессов. Там просто бездна всего. Тема также неисчерпаема, как и молекула этилового спирта (улыбается). Чем глубже биологи проникают в гены, тем больше появляется математических задач. Мы способны смоделировать процессы, в которые просто невозможно проникнуть в реальности. Как попасть в клетку, не разрушив ее? Никак. Зато можно смоделировать процессы, которые в ней протекают. Это совершенно другой уровень научного эксперимента, ведь модели позволяют его уточнять, направлять в нужное русло или априори отбрасывать. Грубо говоря, ученые-биологи могут провести целую серию экспериментов, используя только математическую модель, чтобы отмести провальные варианты и просчитать риски. В какой-то степени это упрощает работу биологов.
– А за последнее время в вашей работе был прорывной момент, качественно новый скачок на другой уровень исследования?
– Дайте подумать… Ну, например, удалось построить очень точную модель ранней стадии развития плодовой мухи – дрозофилы. Конечно, это не бог весть какое достижение, с точки зрения медицины, но с точки зрения биологии – очень важная работа. Мы смоделировали очень важный для биологов процесс, который проходит в комплексе соседних клеток тканей. Благодаря получившейся модели можно поэтапно просмотреть, как из конгломерата клеток выделяется так называемая «родительская клетка», из которой потом вырастает какой-нибудь ус, глаз или, может быть, что-то злокачественное.
– Так кто вы все-таки? Математик или уже биолог?
– Я математик. Однако как-то раз мой коллега из ИЦиГа даже предложил мне защитить кандидатскую диссертацию по биологии. Дело в том, что там работает много кандидатов и даже докторов биологических наук, окончивших механико-математический факультет НГУ. Все они – своеобразное переходное звено между двумя науками. Так вот, публикаций для защиты у меня было предостаточно, но в какой-то момент я осознал, что вряд ли сдам кандидатский минимум по биологии. Поэтому я решил, что буду заниматься своей работой, а биологи пусть делают свою. Тем более что они нам часто подкидывают действительно интересные математические задачи. И это действительно мое.
– Вы очень разносторонняя личность, поэт. Скажите, что должен знать математик, кроме математики?
– Полагаю, что у любого математика должен быть широкий кругозор. И это касается не только математиков. Любой человек должен развиваться интеллектуально и физически. У меня есть знакомый мастер спорта, заведующий кафедрой физвоспитания в одном из военных учебных заведений. Так вот, он часто жалуется на то, что в вуз приходят студенты с никудышной физической подготовкой. Они с пятого класса все свободное время проводят в интернете. Интернет засасывает по-черному. И здесь, как с алкоголизмом, – нужно и ограничивать себя и закусывать в меру.
– А в литературе математик должен разбираться?
– Это будет только на пользу. Я иногда пишу стихи. У меня уже вышло четыре поэтические книжки. Одна из них у меня как раз с собой, и я готов ее вам подарить (улыбается).
– И напоследок. Что бы вы пожелали молодым, начинающим ученым как состоявшийся, маститый математик?
– Что можно пожелать? Учиться, учиться и еще раз учиться. Задач перед наукой стоит много, все они ждут своего решения. Фундаментальная наука, конечно, не приносит баснословных заработков, зато это невероятно интересно.
Есть еще такой нюанс. Существует крылатое выражение про изобретение велосипеда. Если не знать того, что появилось «в веках, бывших прежде нас», то будешь каждые десять лет изобретать тот самый велосипед. Есть замечательная повесть Апостолоса Доксиадиса под названием «Дядя Петрос и проблема Гольдбаха». Главный герой романа уехал в деревню, где занимался математикой. Вернулся домой к началу учебного года и привез решение, как ему казалось, неразрешимой математической проблемы. Он отправил статью в научные издания, откуда ему пришло сообщение: «Уважаемый Петрос, это было напечатано еще 20 лет назад». Чтобы, так же как Петрос, не попасть впросак, нужно следить за научными открытиями своих коллег: бывать на конференциях и научных форумах. И Ломоносовские чтения – это прекрасная возможность показать себя и пообщаться со старшими коллегами – опытными профессорами, маститыми учеными.
Евгения Скаредова










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2020
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru