№ 39 (1541) от 6 декабря 2018 года
Кинорецензия
Фальсификация? Мистификация!
Рассказываем о фильме Вуди Аллена «Зелиг»
Незаурядный гений Вуди Аллена в конце прошлого столетия воплотил донельзя заурядную мысль: все течет, но ничего не меняется. Толки в газетах, споры по радио, пересуды на телеэкране. А главное – люди, которые готовы верить всему, о чем напишут, расскажут, покажут. Но обо всем по порядку.

1938 vs 1983

Фильм «Зелиг» – великая мистификация, уходящая своими корнями в недавнее прошлое.

Фильм снят в жанре мокьюментари, то есть обладает псевдодокументальным характером. Это – одна из немногих кинолент, сделанных по такому лекалу. Мокьюментари также являются «Гражданин Кейн», «Военная игра», «Забытое серебро».

В 1938 году Орсон Уэллс, известный радиоведущий, в преддверии Хэллоуина разыграл спектакль в эфире станции CBS. За основу он взял роман Герберта Уэллса «Война миров», где описано вторжение пришельцев на Землю. Шутка ли, но сотни тысяч американцев высыпали из домов, прихватив документы и дробовики, а кто-то и вовсе забаррикадировался в подвалах, трепеща от ужаса. В общем, спектакль возымел ошеломляющий эффект.

И вот, пятьдесят лет спустя, уже Вуди Аллен решил повторить что-то подобное, но с несколькими весьма существенными отличиями. Во-первых, он, по понятным причинам, использовал не радиопостановку, а киноленту. Во-вторых, мистификация никоим образом не была привязана к ходячим мертвецам, летающим привидениям и прочей нечисти. Наконец, сценарий фильма полностью оригинален, то есть написан самим Вуди Алленом. Всего этого хватило, чтобы вновь вызвать ошеломляющий или, скорее, ошеломительный эффект, правда, не такого масштаба, как ранее. Однако киноведы до сих пор превозносят эту кинокартину как величайшую мистификацию всех времен и народов, а имя главного персонажа даже закрепилось в психиатрии под названием «синдром Зелига».
В поисках интриг
Сюжет таков. Неказистый очкарик Леонард Зелиг живет среди вальяжных дам и господ, отплясывающих под оглушительные звуки тромбонов. Нескончаемым потоком льются напитки, клубятся сигары, то и дело падают монеты на барные стойки. Процветает эпоха джаза. В это самое время журналисты рыскают в поисках интриг и скандалов, прославляющих маленького человека… И тут-то они натыкаются на ничем не примечательного с виду Леонарда.
На самом же деле Леонард – человек-хамелеон, который подстраивается не только под окружение, но и под поведение собеседника. Иными словами, вживается в роль каждого человека, будь то гангстер или музыкант. Причем делает это так мастерски, что редкий прохожий узнает в Зелиге его настоящего. Однако все хорошее когда-нибудь кончается, и чудака Леонарда помещают в больницу под опеку молодого психиатра Эйдоры Флетчер. Весть об этом хроникеры разносят по всей Америке, которая с болью в сердце наблюдает за судьбой подопытного. Любовь и расставание, побег, выступление на вечеринке республиканцев… Авантюра сменяется авантюрой, и кажется, что это гротескное действо не кончится никогда.
Остроумный розыгрыш
Удивительно, но за внешним лоском этой комедии стоит по-настоящему экзистенциальная проблема: как перестать быть конформистом, когда кругом – одни лицемеры и подхалимы? Как научиться жить в обществе, где у одних – слава и богатство, а у других – ничего? Наконец, как устоять над пропастью фрондерства и не стать изгоем? Отсюда – высмеивание обывательщины, приспособленчества, серости.
Надо заметить, что Вуди Аллен не был бы гениальным режиссером, если бы не включил в повествование целую россыпь исторических персонажей. Чарли Чаплин, Альфонс Капоне, Чарльз Линдберг, Уильям Херст… Вплетение хроникальных кадров заставляет уверовать, что все происходит на самом деле, и только сказочный сюжет время от времени напоминает об эфемерности происходящего. Для пущей убедительности в фильме звучит музыка 1920-х годов, причем несколько песен о хамелеоне были специально написаны и стилизованы под этот фильм. А оператор Гордон Уиллис в ходе съемки даже использовал старые линзы, а также якобы топтал кинопленку, чтобы состарить ее. И это при всем при том, что фильм о начале XX веке снимали под его «закрытие»!

В общем, остроумный розыгрыш остроумного человека.

Аркадий Шабалин










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru