№ 40 (1542) от 13 декабря 2018 года
Гость номера
Междисциплинарный подход
«ЗН» публикует интервью с одним из самых многопрофильных ученых Алтайского госуниверситета, протянувшего крепкие связующие нити между математикой и разными областями науки

Доцент кафедры теоретической кибернетики и прикладной математики Елена Владимировна Понькина – пример неутомимого исследователя, для которого не существует границ, кроме собственного желания познавать. Елена Владимировна провела десятки междисциплинарных исследований в смежных с математикой отраслях географии, экономики, социологии и т.д. Она участвовала в большом международном проекте «Кулунда», по результатам которого стала лауреатом премии Алтайского края в области науки и техники. Является действующим членом Европейской ассоциации аграрных экономистов (EAAE). А еще Елена Владимировна замечательный преподаватель. Корреспондент «ЗН» на себе испытал неповторимое обаяние увлекательного рассказчика, слушать которого было большим удовольствием.

Мой выбор – наука!
Елена Владимировна изначально выбрала междисциплинарный путь в науке. Тема кандидатской диссертации, которую она защитила в 2003 году, уже тогда была на стыке нескольких дисциплин: математики, географии и экономики сельского хозяйства. Звучала она так: «Разработка геоинформационных технологий для анализа и прогноза технико-экономических параметров производства продукции растениеводства».
– Затем мой научный руководитель профессор Николай Михайлович Оскорбин поставил меня перед выбором: устроиться на хорошее место в коммерческой компании, работать на себя, либо остаться в АГУ и преподавать. В то время нагрузки на кафедре теоретической кибернетики и прикладной математики особо не было, зато на химическом факультете открылась новая специальность «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», в рамках которой мне и предложили преподавать. Николай Михайлович сразу предупредил, что будет тяжело, к тому же преподавать придется не классическую математику. Но для меня выбор был очевиден. Конечно, я согласилась, ведь моей главной целью было остаться в университете и заниматься наукой.
Сельский Кулибин
Наша героиня адаптировала и преподавала курсы системного анализа и математического моделирования на факультетах политологии и социологии. Она до сих пор ведет курсы прикладного системного анализа не только для студентов родного факультета, но и для будущих химиков и биологов. Но откуда взялась такая тяга к познанию, желание постоянно расширять горизонты?
– Любознательность, конечно, присуща всем детям. И я была не исключение. Возможно, это передалось по наследству, потому что мой отец своеобразный Кулибин на селе и славится своими изобретениями. В советское время он работал механиком на автозаправочной станции в селе Кытманове, где самостоятельно разработал и внедрил автоматическое управление счетным устройством (до этого было ручное управление). Мама – педагог, преподает биологию и географию. Думаю, что тяга к новому и разработка новых решений передалась мне от родителей, прежде всего от отца – очень творческого человека.
Математика и информатика в помощь фермерам
Основной вехой в формировании нашей героини как универсального ученого стала разработка тем, связанных с сельским хозяйством. Этот большой пласт научных исследований начал формироваться еще в аспирантуре, когда Елена Владимировна писала кандидатскую диссертацию. Разумеется, тему определил научный руководитель – д.т.н., профессор Николай Михайлович Оскорбин.
– На тот момент он уже много лет занимался сельским хозяйством, в частности анализом систем субсидирования и господдержки регионального сельского хозяйства и является, несомненно, экспертом в этой области. Вы не представляете, насколько это многогранная тема! Даже сейчас в мировой науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: нужно ли субсидировать сельское хозяйство и как это делать более эффективно. С этой темой мы довольно долго работали, и у нас накопилось много совместных публикаций, мы пытались сравнить разные системы субсидирования и оценить эффекты, которые может получить региональный АПК, в частности обеспечение некоторого порога рентабельности. Получается, что за время написания диссертации и нескольких лет после защиты я достигла некоторого максимума интереса к исследованиям в данной области. И сделала все возможное для внедрения полученных результатов.
В 2004–2005 годах я в составе инициативной группы, возглавляемой Сергеем Ивановичем Рогальским (глава Союза свеклопроизводителей в Алтайском крае), при непосредственном сотрудничестве с начальником Центра агрохимической службы (ЦАС) «Алтайский» Юрием Анатолиевичем Гладковым, участвовала в разработке Краевой целевой программы «Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае в 2005–2007 годах и на период до 2010 года». Мы много ездили по краю, общались с фермерами, участвовали в совещаниях в районных управлениях сельского хозяйства и ГУСХ.
Юрий Анатолиевич до этого возглавлял отдел земледелия в ГУСХ и очень заинтересовался моими разработками, в том числе ГИС-технологиями. И действительно, тогда ГИС на уровне предприятия было в новинку, а тематические карты содержания тех же макроэлементов на полях хозяйства в ЦАС рисовались вообще вручную. О системах точного земледелия я была наслышана и, конечно, читала, но в реальной жизни в Алтайском крае мы такого не видели… Это было что-то призрачное. В ходе встреч с фермерами мы демонстрировали возможности новых программ и методов. Кроме того, в рамках сотрудничества с одной из коммерческих фирм мы пытались продвинуть наши разработки на рынок, участвовали в различных выставках и семинарах, разработали ряд рекламных проспектов и пр.
Но все попытки оказались безуспешными, какого либо коммерческого успеха эти разработки не получили. В конце концов мой интерес к этой тематике постепенно угас… Я решила уйти в чистую математику, заниматься математическим моделированием и анализом систем субсидирования региональных рынков…
«Кулунда»: No-Till и многое другое
Как мы уже упоминали, Елена Владимировна – лауреат премии Алтайского края в области науки и техники. Премия была присуждена ученому в этом году за разработки, сделанные, в том числе, в рамках проекта «Кулунда».
– Я работала в составе рабочей группы ученых из Университета Мартина Лютера Халле-Виттенберг – с Мирославой Баворовой и Норбертом Хиршауэром – в сотрудничестве с учеными из АГАУ под руководством Владимира Ивановича Беляева. Мы изучали различные аспекты внедрения ресурсосберегающих технологий на территории Алтайского края, в частности технологию No-Till (система нулевой обработки почвы) и экономическую целесообразность ее внедрения. Это был один аспект исследования.
Второй касался нашей совместной работы с географами и физиками, а именно с Андреем Александровичем Бондаровичем и Всеволодом Владиславовичем Щербининым. По проекту «Кулунда» университет получил в распоряжение уникальное, дорогостоящее оборудование: лизиметрическую станцию и набор почвенно-гидрологических станций, а также автоматические метеостанции. Было оборудовано нескольких полигонов наблюдения (мы их называем стационарами), один из которых расположен в условиях сухой степи на территории базового сельхозпредприятия ООО КФХ «Партнер» (с. Полуямки). С помощью этого оборудования мы измеряем, во-первых, метеорологические параметры, а во-вторых, то, что происходит в почве (температура, влажность, доступность почвенной влаги для растений и пр.) на разных глубинах. При этом почвенно-гидрологические станции были установлены непосредственно на полях, обрабатываемых по разным технологиям. Одно из полей обрабатывалось по технологии No-Till, другое – по технологии глубокого рыхления. Собрав все данные, мы их проанализировали и получили сравнительные оценки двух технологий. Конечно, окончательные выводы делать еще рано. Нужно собирать данные как минимум в течение восьми – десяти лет, чтобы получить адекватные оценки. А пока можно сказать, что No-Till по ряду характеристик выигрывает…
Кроме того, я работала с представителями Института исследования проблем аграрного развития стран с переходной экономикой (IAMO, Германия). В команде, в которую входили Александр Прищепов, Джерри Сан, а возглавлял Даниэл Мюллер. Мы анализировали факторы, в том числе социально-экономические, применения различных элементов технологии возделывания пшеницы: применение\неприменение удобрений и гербицидов, следование севообороту и т.д. В результате мы смогли проанализировать влияние этих факторов на урожайность яровой пшеницы в синтезе, т.е. получить синтетические оценки действия данных факторов по данным реальной хозяйственной практики.
Несмотря на то, что проект «Кулунда» завершился два года назад, работа с результатами продолжается: проводится анализ полученных данных, пишутся и публикуются научные статьи. А в следующем году в издательстве «Шпрингер» по итогам работы по проекту планируется выпустить книгу. В нее войдет четыре главы, где Елена Владимировна Понькина является соавтором. По словам нашей героини, в издании будет в полной мере отражен вклад АГУ в реализацию данного значимого для региона проекта.
Математик – живет в каждом!
Сегодня Елену Владимировну можно смело назвать универсальным ученым, ориентированным на аналитику и количественный анализ различных процессов в различных сферах научного знания. Однако первоначально, будучи в выпускном классе, наша героиня даже не думала поступать на математический факультет.
– В одиннадцатом классе на уроке математики я сказала своей двоюродной сестре (мы сидели за одной партой): «Знаешь, а вот математика мне в жизни точно не пригодится!» Если честно, я собиралась поступать на юридический. Но походив на подготовительные курсы, поняла, что могу не пройти… И мама как-то мне заметила, когда мы шли мимо стенда факультета математики, что как раз с математикой у меня проблем не было никогда. И мы решили: все, на юрфак мы не идем, поступаем на матфак. А дальше… Первые два года было тяжело: не хватало знаний, полученных в сельской школе. Потом стало гораздо легче, особенно когда я попала на кафедру теоретической кибернетики и прикладной математики. Здесь мы, студенты, поняли, где можно применять наши математические знания. Оказалось, что ты можешь анализировать процессы, делать выводы, прогнозировать, пытаться что-то имитировать, планировать. Постепенно наши замечательные педагоги вложили в нас понимание, что мы можем изучать абсолютно разные процессы и явления – будь-то рост и развитие растений или работа любого предприятия. А это затягивает. Поэтому и своим студентам я говорю: «Не зарекайтесь! Вы не можете точно знать, что ждет вас в будущем и какие знания вам будут нужны! Учитесь и цените время, отведенное на учебу! Лишних знаний не бывает!»
В заключение скажем, что на будущее у нашей героини большие планы. Из ближайших – вместе с коллегами создать центр проведения междисциплинарных исследований в области сельского хозяйства, к работе в котором будут привлекаться ученые из других вузов и иностранные партнеры.
Евгения Скаредова










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru