№ 9 (1553) от 14 марта 2019 года
Доброе сердце
Школа клоунов
История о том, как смех врачует душу
Кто не читал в детстве замечательную повесть Эдуарда Успенского «Школа клоунов»? Помните, там были озорные ребята и девчата, которые мечтали во что бы то ни стало научиться смешить людей. В нашем городе, благодаря преподавателям АГУ такая школа есть. Но учат в ней не обычной, а больничной клоунаде – с помощью смеха облегчать страдания детей.
Все начинается … с улыбки
Терапия смехом зародилась в Америке, когда доктор медицины Патч Адамс понял, что в деле лечения хороши все методы, – и основал «Институт доброго здоровья», где каждый желающий мог бесплатно пройти целый комплекс процедур: от иглоукалывания до возделывания почвы (да-да, Целитель Адамс, как его называли окружающие, предпочитал нетрадиционные способы лечения). Идею тут же подхватили другие, в том числе известный клоун Владимир Ольшанский, который в 80-е годы покинул СССР и обжился в США. Там он примкнул к организации больничных клоунов Clown Care Unit, помогающей пациентам в нью-йоркских госпиталях. У нас же смеховая терапия появилась всего около десяти лет назад, когда в Москве заработала первая школа «Доктор Клоун» при одноименном благотворительном фонде. С тех пор подобные школы открылись во многих городах России, среди которых и Барнаул.
От чистого сердца
По словам Дарьи Бородич, преподавателя факультета социологии АГУ и координатора «Городской школы больничной клоунады», смехотерапия – это необычная и, главное, эффективная технология, которая помогает решить множество проблем. Во-первых, во время смеха вырабатываются эндорфины, они же болеутоляющие. Во-вторых, увеличивается выработка Т-клеток, отвечающих за иммунитет. Наконец, снижается уровень кортизола в крови – исчезает чувство беспокойства, тревоги. Но это если на биохимическом уровне, а на житейском – появляется желание жить!

– Устранение шокового синдрома, социальная реабилитация и адаптация ребенка, психоэмоциональная разгрузка – все это достижимо благодаря смеху. Конечно, в буквальном смысле он не лечит, зато позволяет закрепить усилия медработников, поверить в себя. Только так, рука об руку с медициной, достигаются положительные результаты, – утверждает Дарья Ивановна.

В первую очередь больничный клоун приходит к тяжелобольным детям, которым, как никаким другим, необходима поддержка. Родители не всегда могут уделить внимание своим дочкам и сыночкам – и тут на помощь приходит «человек с красным носом». Но обделенных вниманием детей по-прежнему много, а «носов» в Барнауле – раз-два и обчелся.
– Люди с опаской относятся к нам, многие не понимают, кто мы и зачем мы. Бывает, придешь в больницу – а тебя не пустят или еще что-нибудь в этом духе. Но мы не обижаемся. Бояться всего нового и непривычного свойственно всем людям, надеюсь, когда-нибудь ситуация изменится, – рассказывает координатор школы Дарья Бородич.
На пути у больничных клоунов стоит не только непонимание со стороны окружающих, но также и административный ресурс. Та же школа больничной клоунады пока ютится в Комплексном центре социального обслуживания населения города Барнаула – спасибо, что хоть кто-то предоставил угол, где можно проводить занятия. К тому же самих волонтеров, готовых ходить по больницам, не так уж и много – около тридцати человек. Понятно, что по всем больничным учреждениям таким составом не пройдешься.
– Было бы здорово, если школа стала бы неким «конвейером клоунов». Пока же мы существуем, так скажем, на добровольных началах: захотели провести занятие – провели, а нет – так и нет. Но с таким распорядком далеко не уедешь. В тех же столичных школах такой проблемы нет – там задействованы актеры, музыканты, профессиональные доктора-клоуны получают гонорары. То есть, у них есть денежный, организационный стимул как-то расти, развиваться – у нас же только духовный, – констатирует Дарья.
Вообще, проблема добровольной помощи на коммерческой основе не нова. С одной стороны, само понятие «волонтер» подразумевает безвозмездную помощь, помощь от чистого сердца. Но с другой – чтобы эффективно помогать, необходимы занятия, мастер-классы, выступления экспертов, а это требует финансовых вложений. Одним желанием учиться здесь вряд ли обойдешься.
– Больничная клоунада – это не просто вышел, надел нос и пошел к детям. Эта очень тонкая философия, сочетающая в себе и актерское мастерство, и психологическую зрелость, и подкованность в каких-то этических вопросах. Но главное – человек никогда не станет больничным клоуном, если у него нет правильной мотивации, которая заключается в помощи детям, а не в самоутверждении за их счет, – говорит Дарья.
К слову о мотивации. У больничных клоунов есть свой профессиональный документ, регламентирующий их деятельность. Он так и называется: «Кодекс клоуна». В нем чуть более десяти пунктов, каждый из которых устанавливает «что можно и что нельзя». Например, больничный клоун обязан «понимать и уважать атмосферу медицинского учреждения», «стремиться включить юмор и фантазию в повседневную жизнь детей», «быть партнером семьи». Среди обязательных условий – и работа в паре, иначе вся терапия пойдет насмарку. – Вообще, наша школа существует благодаря Татьяне Мазайловой, моей коллеге, которая тоже преподает на факультете социологии АГУ. В Барнауле она одна из первых загорелась идеей помогать деткам смехом и основала эту школу. С тех пор прошло не так много времени, но мы уже помогли многим ребятишкам, – подчеркивает Дарья.

Веснушка-хохотушка

Среди немногочисленных волонтеров школы – студентка четвертого курса ФС АГУ Яна Дубровина. Симпатичная, рыженькая и с веснушками – она напоминает солнышко, которое своими лучами согревает все вокруг. У нее даже прозвище солнечное! И это не случайно. Дело в том, что у каждого клоуна свое амплуа. Кто-то грустный и хмурый – тогда ребенок пытается его утешить. Кто-то спокойный – тогда ребенок пробует его расшевелить. А кто-то, как Яна, озорной и веселый – тогда ребенок даже может его пожурить. Так налаживается обратная связь, дети начинают с охотой идти на контакт.

– Я Веснушка. Эта такая непоседливая нагловатая девчонка, которая привыкла все хватать без спросу. Знаете, как Пеппи Длинныйчулок, – объясняет Яна. – Дети любят моего персонажа.

Как это часто бывает, первая встреча с чем-то выходящим за рамки повседневного у Яны до сих пор стоит перед глазами. Учась еще на первом курсе, она поехала в Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Там проходил спектакль, где часть ребят играла, а часть, в числе которой оказалась Яна, помогала детям держать реквизит.
– Я сидела с мальчиком, у которого не двигались ножки. Неподалеку стоял шатер. Сидит он, сидит, рассказывает мне что-то – и как рванет к шатру. На одних руках! Я испугалась, что его затопчут, а он смеется: «А мне не страшно…», – вспоминает Яна.
Этот пример смелости и упорства показал Яне, что не стоит бояться сказать или сделать что-нибудь не то и не так. После этой истории ей стало гораздо легче общаться с больными детьми, появилась уверенность в своих силах. Сейчас девушка пишет дипломную работу, связанную как раз с помощью таким ребятишкам. А после защиты диплома планирует снова поступать на факультет социологии – уже в магистратуру – где продолжит изучать эту тему.
Цитата
Года два-три назад к нам домой пришли три клоуна! Для нас это было полной неожиданностью. Они разыграли перед моей внучкой Полиной целый спектакль. Она не ест сама, не разговаривает и не ходит, даже сидеть не может – у нее ДЦП. А тут Полина заметно приободрилась, было видно, что ей нравится, девочка расслабилась, кулачки у нее уже не так сильно сжимались. Вокруг летали воздушные шарики, какая-то непривычно праздничная атмосфера была… Спасибо большое докторам-клоунам, они делают святое дело.
Валентина Александровна Бирченко, бабушка Полины, которой помогли клоуны
Навигатор ЗН
Факультет социологии АГУ – флагман помощи и поддержки жителей Алтайского края. Благодаря ему реализуются социально значимые проекты, которые помогают людям поверить в себя, вновь обрести духовные и физические силы. Среди них – и «Городская школа больничной клоунады». Выпускники ФС работают в органах власти, социальных учреждениях, бизнес-структурах. Обучение на факультете ведется по четырем направлениям: «социология», «социальная работа», «организация работы с молодежью» и «конфликтология». Срок обучения – четыре года. Чтобы поступить, необходимо сдать ЕГЭ по истории, обществознанию, русскому языку и математике (профильный уровень).
Аркадий Шабалин










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru