№ 25 (1569) от 5 сентября 2019 года
Путешествие
Горы меня любят
Старший преподаватель Алтайского госуниверситета Марина Владимировна Танкова отметила Международный день альпинизма, поднявшись на вершину одного из «семитысячников» бывшего СССР – пик Ленина

Старший преподаватель кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга географического факультета АГУ, начальник отдела развития туризма управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности и альпинист Марина Владимировна Танкова этим летом лишний раз доказала себе и своим студентам, что лучше гор могут быть только горы. Побывав на таких известных вершинах, как Эльбрус, Килиманджаро и Аконкагуа, Марина Владимировна решилась подняться на «семитысячник». Как призналась сама альпинистка, в этой экспедиции все сложилось на удивление удачно, даже погода не подвела. А как иначе, ведь Марина Владимировна любит горы, и они отвечают ей взаимностью.

«Хрестоматийная» гора
– Когда я только начинала заниматься альпинизмом, пик Ленина был, скажем так, «хрестоматийной» горой. В советское время с восхождения на пик Ленина начинали свой высотный опыт сильнейшие альпинисты-высотники. О самой вершине и восхождениях на нее написано много воспоминаний известных альпинистов. К тому же, пик Ленина входит в топ вершин, покорение которых обязательно для получения альпинистского звания «Снежный барс». Оно было учреждено в советское время. Чтобы его заслужить, нужно подняться на пять «семитысячников». С другой стороны, данный «семитысячник» считается одним из самых доступных. К другим вершинам из списка «Снежного барса» заброска происходит только с вертолета. Иными путями туда не добраться. А здесь до базового лагеря можно доехать на четырехведовом автомобиле. В том числе и поэтому она так популярна среди альпинистов, особенно тех, кто приезжает из других стран. Когда я была в базовом лагере, процентов 70 от всей массы спортсменов были иностранцами. Причем, благодаря своей доступности, гора считается довольно бюджетной для восхождения. Например, у меня на экспедицию ушло порядка 100-120 тысяч рублей. Для «семитысячника» это не так дорого.

Постепенно набираем высоту

– Наша экспедиция длилась около трех недель. 24 июля я вылетела из Новосибирска в Киргизию, город Ош, а уже 13 августа вернулась обратно. Почему так долго? Дело в том, что восхождение на такую вершину требует особой подготовки, важная часть которой – обязательная акклиматизация перед самим восхождением. Конечно, встречаются такие экстремалы, которые слету заходят на «семитысячники», но это, скорее, редкое исключение. В норме – грамотная, плановая акклиматизация. Как это обычно проходит? Сначала мы прибыли в базовый лагерь. Уже оттуда начали постепенно набирать высоту – поднялись на две ближайшие вершины высотой 4400 и 4800 метров. Потом перешли в первый лагерь на пути к пику Ленина, откуда совершили восхождение на ближайшую вершину, пик Юхина, высотой 5100 м. Из первого лагеря отправились во второй, который находится на высоте 5300 м. Следующим этапом стал переход из второго лагеря в третий и восхождение на вершину Раздельная, а это уже – 6100. Потом мы спустились до базового лагеря, чтобы пару дней отдохнуть – надышаться кислородом, посмотреть на зеленую травку, после чего уже можно было начинать само восхождение. У каждой группы этот этап проходит по-разному. Нам хватило для отдыха двух дней и трех ночей.
В целом хочу отметить, что для успешного достижения вершины требуются хорошая физическая подготовка, выносливость, соответствующее снаряжение и, конечно же, грамотная акклиматизация. Основными трудностями, с которыми сталкиваются горовосходители, совершающие восхождение на пик Ленина, являются высота, низкие температуры, периоды непогоды и, конечно, ледниковые трещины.
Трое в связке
– На этот раз наша группа состояла из трех человек. С одним из партнеров, Ильей Паперным из Владивостока, мы уже вместе поднимались на Килиманджаро и Аконкагуа (восхождения 2017-2018 гг.). С третьим участником, Игорем Малкиным из Алматы мы познакомились уже в экспедиции этого года. Вот такая у нас была тройка. В связке чаще всего я шла в середине, берегли единственную девушку (смеется).
Прекрасная погода
– Часто погодный фактор может сбить режим восхождения или спуска. Но нашей экспедиции в этом году очень повезло. Было солнечно и практически безветренно. Пару раз прошел небольшой дождик, но он нас настигал уже на спуске к базовому лагерю, либо когда мы отдыхали в нем после акклиматизации. Очень хорошая погода была и в день восхождения. Гиды и альпинисты, которые не раз бывали на пике, просто удивлялись такому безветрию. Еще седьмого августа альпинисты поднимались на гору в пуховках и масках, а уже восьмого было так тепло, что на саму вершину мы зашли во флисовых кофтах, спрятав свои пуховки в рюкзаки. Для такой высоты, на мой взгляд, было очень даже жарко, особенно когда мы шли по снежным предвершинным полям плато Парашютистов.
Бег от лавины и другие сложности
– По сравнению с моими предыдущими вершинами пик Ленина, безусловно, сложнее – как в высотном, так и техническом плане: крутые склоны (участки между вторым и третьим лагерем, участок «нож» на отрезке 6100 – вершина), много трещин разной степени сложности прохождения (некоторые проходили по снежным мостам, другие с помощью лестниц, а в наиболее сложных местах, где ледник наиболее разорван (ледопады), приходилось идти на передних зубьях кошек). Практически весь маршрут ты проходишь в связке, где очень важно умение работать в команде. В альпинизме очень важна и эмоциональная (психологическая) составляющая. В нашем случае было несколько «сбивающих» факторов, которые могли повлиять на ход восхождения. Во время нашего пребывания на маршруте произошло несколько несчастных случаев, а в день, когда мы уже спускались с вершины пика, едва не попали под лавину. Пришлось буквально убегать от опасности. «Сковородка» с лавинами
– Перед вторым лагерем есть довольно известный участок на маршруте, который называется «сковородка» – вогнутая часть ледника, которая в ясную погоду подобно линзе отражает солнечные лучи и делает пребывание здесь особенно «жарким». Все знают, что это место нужно успеть пройти до 10 утра. Все это усугубляется еще и тем, что это самый лавиноопасный участок восхождения – лавины сходят здесь по нескольку раз в сутки.
Именно в этом месте во время акклиматизации мы наблюдали сход лавины, которая перекрыла тропу. Обычно они там сходят во второй половине дня. Первый раз, когда поднимались во второй лагерь (во время акклиматизации) мы проскочили «сковородку» до 10 утра.
А когда спускались в первый лагерь, уже после восхождения с вершины, то проходили это место в восемь утра (у нас как раз должна была быть связь с базовым лагерем). Впереди и сзади шли группы таких же альпинистов, как мы. Уже практически пройдя «сковородку», мы услышали треск. Подняв головы, увидели, что сверху на нас несется лавина. Я услышала: «Беги!», и мы побежали. В полной экипировке, с тяжелыми рюкзаками. Лавина прошла позади нас, чудом не зацепив группу, которая шла за нами. Нам всем очень повезло, нас только обдало волной поднявшейся снежной пыли. Сход видели из базового лагеря и все те, кто в этот момент шел недалеко по маршруту – место хорошо просматривается со всех сторон. Поэтому, едва отдышавшись, мы тут же связались с лагерем, чтобы сказать, что все живы-здоровы. Испугаться не успели… А вот после того как пришли в первый лагерь, пришло понимание, чем все это могло закончиться, выйди мы минут на 5-7 позже из второго лагеря. Лавина вновь перекрыла тропу…. Вот тогда-то и пришел страх. Ведь в этом месте за всю историю восхождений на пик Ленина погибло очень много альпинистов. Имя каждого из них запечатлено на мемориальных досках, установленных рядом с базовым лагерем. Самой ужасной трагедией считается гибель 43 человек. Это произошло 13 июля 1990 года. Сорвался огромный ледник, образовалась лавина, которая прошла полутораметровым фронтом. Эта лавина стерла с лица земли альпинистскую стоянку, расположившуюся на «сковородке», на высоте 5300 метров.
Ложка дегтя в бочке меда
– Как я уже говорила, за время нашего пребывания на маршруте произошло несколько несчастных случаев. У одного из горовосходителей на высоте 6800 остановилось сердце. Во втором случае альпинист погиб, сбившись с тропы и уйдя на ледово-снежные сбросы… Еще одна ситуация связана с группой из Польши, один из участников которой провалился в трещину и получил серьезные переломы обеих ног. Один из альпинистов получил сильнейший ожог сетчатки глаз, и его спускали, т.к. он ничего не видел…
Про горы
– Горы – огромный риск, огромная ответственность.
Есть высказывание «Горы зовут тех, чья душа им по росту». Многие говорят: « Я покорил вершину». Так нельзя утверждать, ведь находясь в горах, особенно высоких, таких как Памир, ты ощущаешь себя просто песчинкой по сравнению с той мощью, которая вокруг тебя. Гора либо пустит к себе, либо по каким-то причинам не пустит. Если вы «договоритесь» друг с другом – тогда все получится (улыбается). К горам нужно относиться уважительно.
Во время экспедиции нам пришлось, как я говорила выше, наблюдать разные ситуации, в том числе трагические. В нашем случае восхождение прошло благополучно и по графику, нас радовала погода. К тому же, так получилось, что мы взошли на вершину 8 августа, в Международный день альпинизма. Так совпало. (Смеется). Это считаю отличным знаком – мы шли в гору, а она нам навстречу! Думаю, что горы меня любят, как и я их…
Планы на будущее
– Сложно пока сказать. Я пока не загадываю. Несколько лет не была в наших горах… то есть в Горном Алтае. Возможно, поеду в Монгольский Алтай.
Справка
Пик Ленина считается одной из высочайших горных вершин Центральной Азии. Его высота 7134 метров. Находится пик Ленина в горной системе Памира на границе Киргизии и Таджикистана.
Евгения Скаредова

Мы Вконтакте

Мы в Facebook

«За науку!» © 1980-2017
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.