№ 34 (1578) от 7 ноября 2019 года
В зеркале прессы
Вузы формируют бренд города
В последнее время в краевых средствах массовой информации возникла дискуссия об основных трендах развития Барнаула, которые смогли бы повысить его имидж и сделать город более привлекательным для жителей и приезжающих. Своим мнением о данной проблеме корреспондент ИД «Алтапресс» попросил поделиться президента опорного Алтайского государственного университета, профессора Сергея Землюкова.

– Сергей Валентинович, что Вы вкладываете в понятие «бренд Барнаула»? Нет ли, на Ваш взгляд, среди участников дискуссии разногласий на понятийном уровне?

– Действительно, в этом случае стоит уточнить предмет возникшей дискуссии. Когда мы говорим про бренд – это одна тема. Здесь, прежде всего, имеются в виду достопримечательности города. Достопримечательностями могут быть отдельные здания, памятники архитектуры, парки, природные памятники. Например, «Демидовский столп» или «Дом под шпилем». Когда же мы говорим об имидже города, мы, скорее, имеем ввиду то, что его отличает от других городов, чем Барнаул уникален как место для проживания. Это не столько облик, картинка, внешняя сторона, сколько содержательная составляющая города, его душа, если так можно сказать. Говорят же, например, про некоторые города: «Город промышленников», «Город металлургов», «Город ученых» и т.п. Именно в этом контексте и хотелось бы вести речь.
– Итак, каким Вам видится эта содержательная сторона нашего города?
– Предлагаю задуматься над тем, что же сегодня является определяющим для имиджа города Барнаула с точки зрения занятости его жителей, с точки зрения профиля предприятий и организаций, которые в наибольшей степени представляют город? Проанализируйте состав наших промышленных предприятий, которые сохранились в Барнауле и активно работают, плюс ряд крупных торговых центров. А затем сопоставьте с количеством вузов в Барнауле – 7 самостоятельных плюс 2 филиала крупных столичных вузов, прибавьте сюда ФАНЦА – Федеральный научный центр агробиотехнологий – крупный научный центр СО РАН, объединяющий целый ряд институтов. Сделаем вывод. Есть ли сегодня такая производственная сфера, которая определяла бы содержание нашего города? Спорный момент. А вот вузы и ссузы, по моему мнению, формируют сферу образования Барнаула и региона в целом, и эту сферу можно назвать градообразующей! Ведь в ней задействовано несколько десятков тысяч (!) студентов, причем многие специально приезжают в Барнаул за образованием. В наших университетах работают около 2 тысяч докторов и кандидатов наук! Это не только численное превосходство, но и определенная субкультура, традиции и, в конечном счете, экономика.
— А история города?
– Именно в таком образе фокусируется история Барнаула! В XIX веке наш город называли уголком Петербурга, в плане архитектуры сравнивали с северной столицей. А в области культуры и образования Барнаул называли «сибирскими Афинами»! Именно такое сравнение сделал известный ученый и путешественник Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. И этому были определенные предпосылки. В Барнауле уже тогда жили образованные, талантливые люди, которые приезжали сюда и оставались, потому что здесь были хорошая работа и комфортная социальная и интеллектуальная среда. Сейчас тему культурной или образовательной столицы Сибири в большей степени перехватили соседние регионы. Но ведь это было и в нашей истории!
Мне кажется, что именно на таких исторических параллелях имеет смысл развивать будущий образ Барнаула, выводящий за грань провинциальности, местечковости. Вспомните исторические топонимы Барнаула: Московский проспект, Демидовская площадь, Петропавловская улица. А ведь топонимы – названия улиц – формируют образ города, историческую память его жителей, вызывают определенные ассоциации, исторические параллели.
– Каким Вы видите образ Барнаула будущего?
– Вернемся к отправной точке дискуссии об имидже Барнаула. В ее основе лежали данные о том, что растет количество молодых людей, желающих покинуть Барнаул и Алтайский край. Если говорить об образе будущего Барнаула, то есть все основания для того, чтобы это был образовательный, научный и интеллектуальный центр в трансграничном регионе Большого Алтая. Количество университетов, которые есть в Барнауле, и то качество образования, которое мы даем, показывают: развитие города напрямую связано с производством человеческого капитала. Еще раз отмечу, что это, например, профессорско-преподавательский состав, ученые – доктора, кандидаты наук, а их у нас достаточно много! Это студенты, молодежь – носители идей, технологий, которые могут обеспечить развитие Алтайского края в будущем. И как бы то ни было, здесь, на Алтае, у них много возможностей. Причем это касается как тех, кто родился и живет в регионе, так и тех, кто к нам приезжает. Например, только в Алтайском государственном университете учатся студенты из 44 регионов России и 22 стран мира! А зарубежные студенты обучаются и в других университетах Барнаула!
Поддержка со стороны общества и власти развития образования и его опоры, университетов и колледжей, решает еще одну важную задачу — развитие рынка труда в Барнауле и Алтайском крае, а также связано с позитивными демографическими процессами, которые на сегодняшний день очень важны для региона.
Сегодня главный вызов для экономики Алтайского края – что будет драйвером ее развития в ближайшие 10−15 лет? Не могу не высказать такое мнение: регион, который не обладает энергетическими ресурсами, определяющими его развитие, может и должен сделать ставку на развитие человеческого капитала, интеллектуальной среды, инновационных, научных решений! В подтверждение этого тезиса сошлюсь на положения научного исследования, проведенного лауреатами Нобелевской премии по экономике 2019 года Полом Ромером и Ульямом Нордхаусом, которые в своем исследовании искали ответ на вопросы, почему одни страны богаче других, и как искоренить бедность? Они в отдельности, каждый в своей области, построили научную модель, согласно которой выигрывают те страны и территории, которые инвестируют в образование, исследования и разработки, поддерживают университеты и развитие человеческого капитала.
Вот и нам на Алтае хорошо бы уделять больше внимание научным и образовательным направлениям, привлекающим талантливую молодежь! Барнаул может стать центром комфортной среды для жизни, творчества, образования и науки большого трансграничного региона. Несомненно, для этого требуется не только внимание, но и серьезная материальная и финансовая поддержка.

Молодежи необходимы современные площадки для общения, проектной деятельности, творчества — коворкинги, открытые пространства. Пока, увы, у нас таких мест мало, в том числе и в университетах. Например, проекты корпусов АГУ создавались в 1960—1970-е годы, они уже морально устарели. Посмотрите, как за последние 5 лет развились кампусы университетов Томска, Новосибирска, Красноярска! Сегодня мы остро нуждаемся в современных аудиториях, помещениях, где могут проявлять свое творчество будущие лидеры экономики, политики, бизнеса региона.

– А природе Алтая есть место в Вашей концепции имиджа Барнаула?
– Конечно! Барнаул неразрывно связан с Алтаем. А Алтай наряду с Байкалом, Кавказом, Камчаткой стал общепризнанным в России и мире местом уникальной, живописной и нетронутой природы, к тому же сочетающей в себе разные природно-климатические зоны. Сюда едут туристы со всего мира. У нас есть условия для того, чтобы экологическая, образовательная, культурная и производственная среды здесь гармонировали, оказались созвучны уникальной природе Алтая. Такой подход к имиджу Барнаула и Алтая создаст дополнительную привлекательность не только для туриндустрии, а станет новым стимулом для развития региона.
Я не сомневаюсь: если общественность, органы муниципальной власти, правительство Алтайского края сделают ставку на молодежь, на образование, на интеллектуальный капитал, это будет значимым сдвигом в сторону преодоления тех проблем, которые сегодня есть в регионе!










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2019
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru