№ 40 (1584) от 19 декабря 2019 года
Гость номера
Света, валяй!
В новогоднем номере «ЗН» – студентка, которая может изготовить самую зимнюю обувь – валенки
Новый год – чем не повод для рукотворных чудес? Ведь празднику этому сопутствуют не только веселье и смех, но и вдохновение. Гость номера Светлана Толмачева, например, валяет из шерсти. Что она только ни делает: сувениры, игрушки, валенки. Шерсть Светлана очень любит, и вот почему.

«Зачем тебе Столько лука?!»

Интерес к шерсти у Светланы научный. Девушка оканчивает факультет искусств и дизайна АГУ, летом она будет защищать диссертацию «Валяные элементы в современном женском костюме». Один из этапов исследовательской работы – создание трех костюмов из шерсти. За костюмы Светлана еще не бралась, пока набивает руку на более мелких вещах, игрушках и сувенирах. – Люди чаще всего носят обычную одежду из магазинов, что-то нестандартное для нас редкость. Мне, как дизайнеру, хотелось бы это исправить и показать, что авторская одежда не только для подиума, но и для повседневной жизни! Стоит она, конечно, дороже, но зато сделана с душой. Например, из натуральной шерсти можно свалять эффектный жилет или шапку, шарф, рукавицы. Такие вещи сразу выделят человека из толпы, его заметят, – уверяет Светлана.
Светлана мечтает о тех временах, когда барнаульцы перестанут одеваться «под копирку», и улицы запестрят нарядными прохожими. Любовь к краскам у Светланы с детства, сколько она себя помнит – всегда рисовала. Сначала в школе, затем в Новоалтайском художественном училище, после – в Новосибирском педагогическом университете. Так и стала художником.
– В НГПУ я писала работу, связанную с дорогами. Хотелось нарисовать что-то на злобу дня, а в России, как известно, две беды. Выбрала вторую, – смеется Светлана.
Днем художница учит рисовать детей в ДШИ №6, а вечером – играет в «баскетбол». Почему в кавычках – потому что мяч не настоящий, шерстяной, да и кольца нет. Светлана объясняет: «Есть две техники валяния, сухая и мокрая. При мокрой шерсть нужно скатать в мяч размером в кулак и хорошенько отбить. Вот я и стучу мячами об пол, как баскетболист».
Однажды вышел казус.
– Как-то захотелось свалять разноцветные шары, они нужны для поделок. Взяла шерсть разных цветов, накатала шаров и запихала в колготки, взбила в стиральной машине и повесила на балкон сушиться. Приходят друзья в гости и спрашивают: «Света, а ты что, как бабушка, лук в колготках держишь? Да и зачем тебе столько лука?!». Долго они смеялись, когда узнали, что не лук это вовсе.
Ковер из Ноева ковчега
Искусство валяния зародилось в Персии. В V веке персы научились плести ворсинки, и с тех пор исфахан, кум, наин, габе, тебриз – шедевры ковроткачества – известны на весь мир. Люди готовы платить сотни тысяч рублей, лишь бы заполучить пестрый шедевр ручной работы. За ковер из иранской провинции Тебриз, который соткан из овечьей шерсти и шелка, продавцы на одном из сайтов просят ни много ни мало 568 000 рублей. И это еще божеская цена – другой ковер, сотканный из одного шелка, стоит 2 535 000 рублей! Чем не новогодний подарок? Светлана такую цену оправдывает, потому что знает: работа с шерстью – настоящий труд. Тут нужны и терпение, и сноровка, и художественный вкус. Кстати сказать, один из первых ковров, судя по всему, не был таким уж примечательным.

– Первый ковер «соткали»… овцы, было это в Ноевом ковчеге. По легенде, животные вытаптывали упавшую шерсть, пока Ной в конце плавания не обнаружил в загоне тканое покрытие, напоминающее ковер. Если же обратиться к реальной истории, то первыми стали использовать шерсть кочевники. Из нее они шили мешки, подушки и другие вещи, – рассказывает Светлана.

На вопрос, почему именно из шерсти, мастерица отвечает: «Шерсть – материал уникальный. Он и согревает, и лечит, а в умелых руках еще и приобретает выразительную форму. Вспомните гобелены! Кочующий народ смекнул это, и теперь без шерсти никуда».
Валенки – для всех
Холод степей, в самом деле, натолкнул кочевников на мысль о теплой удобной обуви, так появились всем известные ныне пимы – сапоги мехом наружу. Было это сотни лет назад. Ближайшие родственники пимов, валенки (или их еще называют «коты», «катанки», «чесанки»), на Руси заскрипели по снегу в XIII веке, во времена Золотой Орды. С тех давних пор валенок и не слезает с ноги русской.
– Так повелось, что валенки – дело мужских рук, потому как надо обладать недюжинной силой, чтобы свалять их. Технология валяния передавалась из поколения в поколение, от отца к сыну, и у каждого умельца был свой, особый почерк. Стоили валенки дорого, в бедных семьях их даже передавали по наследству. Шерстяная обувь была мерилом богатства. Зажиточной считалась та семья, где валенки носили все, – рассказывает Светлана.

Сейчас валенками уже никого не удивишь. Хотя стоят они по-прежнему дорого, от полутора тысяч рублей и выше. Сама Светлана валенки не валяет – если только маленькие, для малышей, или сувенирные. На большие нет ни сил, ни времени, ни инструментов.

– Раньше валенки как делали? Брали шерсть, очищали ее от мусора, высушивали, расчесывали. Затем раскладывали на столе, сверху клали выкройку и обкатывали ее слой за слоем. Получалась шерстяная заготовка, которую заворачивали в простыню и с помощью рубеля выкатывали туда-сюда, пока не станет плотной. Затем простыню убирали, заготовку сворачивали подошвой кверху и, туго обернув все тряпкой, опускали в горячую воду. После этого мокрую заготовку тут же доставали и начинали разглаживать. Окунание и разглаживание повторяли раза три, не меньше. А уже затем формировали валенок. За день могли сделать пару, сушили ее по восемь часов в печи, – говорит Светлана.
В зависимости от шерсти валенки получались белыми, серыми, коричневыми или черными. Известный мышкинский валенок, например, всегда серый, потому что его делают только из шерсти романовской овцы – в городке Мышкин, что в Ярославской области. Там даже есть музей «Русские валенки», где выставлены валяные экспонаты на любой вкус и цвет. Есть валенки на платформе в стиле «диско», спортивные валенки – с шипами для футболистов и с лезвием для фигуристов, валенки на каблуках. Среди экспонатов затесался даже валенок-долгожитель, «родившийся» в конце XIX века! А сколько в музее игрушек, сделанных из этой обуви…

В Барнауле же посмотреть на валяные изделия можно во время краевого фестиваля «День сибирского валенка», который обычно проходит в январе. Фестиваль собирает алтайских пимокатов и мастеров художественного валяния, а их у нас порядком. В Родинском районе, например, сохранилось пимокатное предприятие, которому в январе нового года будет 90 лет. Светлана, заметим, носит именно родинские валенки. Говорит, очень теплые.

Факт
Массовое распространение техника валяния получила лишь в XIX веке, с развитием мануфактур. Но уже через столетие валяние из филигранного искусства стало объектом легкой промышленности, шерстяные изделия полюбились людьми за долговечность и теплоту. В наше время валяние превратилась в хобби, в русском языке даже закрепилось понятие «фелтинг» (от англ. felt – «войлок»).
Аркадий Шабалин










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2020
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru