№ 3 (1587) от 30 января 2020 года
Главная тема
Отчет и стратегия развития
28 января в Алтайском государственном университете состоялось открытое заседание ученого совета АГУ, главным вопросом стал отчет ректора Сергея Николаевича Бочарова о работе опорного вуза Алтайского края в 2019 году.
В работе заседания ученого совета АГУ приняли участие представители Алтайского краевого Законодательного собрания, правительства Алтайского края, администрации Барнаула, бизнес-структур и высших учебных заведений региона, Попечительского совета и Совета выпускников АГУ, а также ректората, факультетов, филиалов и Колледжа опорного университета, главы студенческой администрации, представители студенческих объединений вуза.

В холле была организована выставка научных достижений университета, при регистрации гости получали и свежий выпуск газеты «За науку», в которой были опубликованы основные положения отчета ректора.

В президиум конференции во главе с министром образования и науки Алтайского края Максимом Александровичем Костенко вошли председатель комитета Алтайского краевого Законодательного собрания по здравоохранению и науке Александр Федорович Лазарев, академик РАН, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Лаборатории междисциплинарного изучения археологии Западной Сибири и Алтая Анатолий Пантелеевич Деревянко.

В начале своего отчета Сергей Николаевич напомнил о том, что в 2019 году Алтайский госуниверситет успешно прошел процедуру государственной аккредитации и лицензирования новых направлений подготовки, благодаря чему опорный вуз Алтайского края до 2025 года гарантирует получение диплома гособразца.

Прошедший год для АГУ стал третьим годом эффективной реализации программы развития опорного университета. По результатам комплексной оценки в 2019 году наш госуниверситет вошел в десятку наиболее эффективных вузов среди опорных университетов и получил дополнительное финансирование в размере 47,8 млн. рублей, что на 15,8 млн. рублей больше, чем в 2018 году. Эти средства будут использованы на развитие материальной базы вуза и стимулирование научно-исследовательской деятельности ученых.

Сергей Николаевич Бочаров отметил:

– В 2019 году Алтайский государственный университет расширил и укрепил свое присутствие в международных и национальных рейтингах, что является одним из приоритетов развития нашего университета. В планах АГУ – дальнейшее участие в национальных проектах «Наука» и «Образование».

Это также одна из приоритетных задач Алтайского госуниверситета, в соответствии с которой мы будем модернизировать нашу образовательную и научную деятельность, работу с местными сообществами с ориентацией на развитие экономики Алтайского края. Так, например, совместно с Министерством образования и науки в настоящее время мы подготавливаем «Дом научных коллабораций», который откроется в нашем университете с 1 сентября 2020 года и будет направлен на специализированную подготовку школьников с 6-го по 11-й классы. Среди реализованных и реализуемых в рамках нацпроекта «Образование» можно отметить проекты «Билет в будущее», «Экспорт образования» и другие. В целом следует отметить, что совокупный доход Алтайского государственного университета от участия в национальных проектах РФ в 2019 году превысил 40,7 млн. рублей.

Еще одним направлением развития АГУ в 2019 году была серьезная подготовка к конкурсу на присвоение статуса национального исследовательского университета. В результате по 6 показателям оценки НИУ из 12 АГУ повысил категорию в 2019 году, в т.ч. по 4 показателям, связанным с числом публикаций и динамикой доходов, опорный вуз региона достиг наивысшей категории оценки. В завершение отчета Сергей Николаевич Бочаров назвал приоритеты развития университета на 2020 год.

После окончания выступления ректора в рамках прений своими впечатлениями от доклада поделились члены трудового коллектива вуза и почетные гости. В частности, министр образования и науки Алтайского края Максим Александрович Костенко от имени и по поручению губернатора Алтайского края и председателя правительства региона Виктора Петровича Томенко поблагодарил весь коллектив опорного вуза за самоотверженное служение на ниве образования и науки региона.
Максим Александрович Костенко подчеркнул:
– Опорный вуз на 150 % ориентируется на социально-экономическое развитие края и создает коллаборацию вузов в регионе, где каждый является центром компетенций в своей области, направлении и профиле. Мы гордимся Алтайским госуниверситетом и тем, что он создает эту объединяющую атмосферу в региональной системе образования. Но существующий статус накладывает на вуз и ряд ответственностей, которые необходимо учитывать, реализуя и выстраивая свои планы. И мы уверены, что они будут соответствовать утвержденной в крае стратегии развития до 2025 года.
В завершение выступления главы Минобрнауки состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки Алтайского края и опорным вузом региона.

Поблагодарив Максима Александровича за плодотворное сотрудничество с университетом и вклад в его развитие, Сергей Николаевич вручил министру Почетную грамоту Алтайского государственного университета. «Впечатляющим» назвал отчет ректора АГУ председатель комитета Алтайского краевого Законодательного собрания по здравоохранению и науке Александр Федорович Лазарев.
– Алтайский госуниверситет не стоит на месте, он живет, развивается, укрепляется его материально-техническая база, новые образовательные и научные программы наполняются новой техникой и новым содержанием, в целом вуз прирастает новыми кандидатами и докторами наук. Опорный вуз активно сотрудничает с краевым Законодательным собранием, мы провели множество мероприятий и реализовали значительное количество проектов и надеемся на дальнейшее эффективное сотрудничество. Отчет ректора показывает, что университет движется вперед, и уровень его материального благополучия улучшается, – отметил А.Ф. Лазарев, вручив ректору АГУ от имени председателя Алтайского краевого Законодательного собрания Александра Алексеевича Романенко памятную медаль, выпущенную к 80-летию представительной власти в Алтайском крае.
Академик РАН, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Лаборатории междисциплинарного изучения археологии Западной Сибири и Алтая Анатолий Пантелеевич Деревянко добавил: – Я с большим интересом прослушал отчетный доклад Сергея Николаевича и обсуждение этого доклада. Дело в том, что становление Алтайского госуниверситета проходило на моих глазах. И если в самом начале создания вашего университета аббревиатуру АГУ расшифровывали как «А где ученые?», то уже многие годы Алтайский университет поставляет во все сферы науки и образования великолепных профессионалов – своих выпускников. Ученые из АГУ работают не только в России, но и за рубежом. И это благодаря слаженной работе всего коллектива, а также особому микроклимату, создавшемуся в вузе. Еще раз подчеркну, что мне было очень важно прослушать отчет ректора. Сегодняшний отчет и обсуждения свидетельствуют о том, что за прошедший год университет и его коллектив достиг очень хороших результатов в разных сферах своей деятельности, в частности, в международной – АГУ действительно широко известен не только в Азии, но и в Европе. Ученые АГУ, судя по количеству грантов и защищенных диссертаций, очень многого добились в различных направлениях, в том числе в научных исследованиях. Мне сегодня хотелось искренне поздравить студентов, профессорско-преподавательский состав, всех работников университета и ректорат с достигнутыми успехами и выразить уверенность, что это фундамент для дальнейшего продвижения вперед. И хотелось особо поздравить Сергея Николаевича, который, как я искренне считаю, состоялся в качестве ректора. Кроме того, хочу поздравить его с днем рождения. Сравнивая с прошлыми годами, когда я сам был ректором, могу с уверенностью сказать, что эта должность стала предполагать более трудную и ответственную работу. И хотелось бы пожелать Сергею Николаевичу новых успехов!
На открытом заседании ученого совета АГУ также были озвучены итоги конкурса среди учебных подразделений за 2019 год, а в завершение его участники единогласно признали работу ректора АГУ и администрации опорного вуза в 2019 году удовлетворительной и утвердили все положения, внесенные в проект решения конференции.

От лица студенческого сообщества АГУ на отчете выступил Михаил Ковалев, заместитель председателя Лиги студентов АГУ, магистрант ГФ. Он рассказал об итогах проделанной работы за 2019 год и выделил основные направления студенческой активности, занявшие лидирующие позиции в деятельности всего вуза. Так, Михаил отметил волонтерское движение Алтайского госуниверситета, ставшего уже неотъемлемой частью жизни активистов. Волонтеры АГУ представили университет на ХХIХ Всемирной зимней Универсиаде, Молодежном управленческом форуме «Алтай. Территория развития», Форуме молодых деятелей культуры и искусств «Таврида», Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов» и многих других. Студент отметил и гран-при краевого конкурса студенческого творчества «Студенческая весна на Алтае» и участие студентов АГУ в составе делегации Алтайского края на его всероссийском этапе в Перми – важное событие для всего творческого сообщества университета.

– Ключевым моментом можно назвать и то, что за год были выделены средства на поездки и развитие студентов по общественной линии, – сообщил Михаил. – Это и различные грантовые форумные кампании Росмолодежи. Так, театральный марафон «История одной земли» и региональный театральный фестиваль-конкурс студенческих и школьных театров «Облепиха-2019» стали опорными точками молодежной политики Алтайского края в 2019 году, который был объявлен в России Годом театра. Важен для развития алтайского студенчества и запуск крупного проекта «НЛСК Алтайский край», который объединяет студенческие клубы нашего региона и входит в нацпроект «Образование».
Кроме того, на открытом заседании ученого совета присутствовали студенты-активисты нашего университета, интересовавшиеся положениями доклада ректора АГУ. Так, Ксению Жинкину, студентку юридического института, волновал вопрос компьютеризации образования и развития системы Moodle. Девушка на своем опыте убедилась, что электронные курсы дополняют классическое образование и помогают эффективнее осваивать материал. Но студентка считает, что в нашем университете эта система еще только начинает развиваться и надеется, что в будущем инструмент качественных электронных курсов будет реализован в полном объеме.

– Мне интересно положение моего университета, задачи, стоящие перед ним в новом году. Была рада узнать, что АГУ повышает свой рейтинг как на всероссийском, так на международном уровне, ведь мне, как студенту, важно понимать, что образование в моем вузе высоко оценивается. И конечно, была рада услышать, что руководство университета следит за заполнением Moodle, ставит целевые показатели, проводит полномасштабные оценки курсов, – рассказала Ксения.

Наталья Теплякова, Юлия Абрамова,
Аркадий Шабалин, Евгения Скаредова

Мнения об отчете ректора
Владимир Петрович Смагин, профессор кафедры техносферной безопасности и аналитической химии:

– В докладе ректора в полной мере отражены основные результаты работы коллектива университета в 2019 году. В настоящее время является актуальным, и это прозвучало в докладе С.Н. Бочарова, расширение в университете тематики научных исследований и возрастание значимости поддержки научных групп, особенно под руководством молодых исследователей, а также создание условий формирования новых коллективов, тематика исследований которых востребована на разных уровнях с теоретической и практической точек зрения.

Важным шагом в этом направлении стало проведение в конце прошедшего года конкурса внутриуниверситетских грантов и выбранные приоритеты при подведении их итогов. На мой взгляд, они в полной мере отражают намерения руководства динамично и многопланово развивать науку в университете, и с пониманием восприняты коллективом.
Лариса Анатольевна Капустян, доцент кафедры региональной экономики и управления:

– Университет не стоит на месте, образовательный процесс постоянно совершенствуется. Мы обновили образовательные программы: перешли на модульные планы (по направлению «Экономика» и «Менеджмент»), давая возможность студентам после второго курса выбирать траекторию обучения. В целях повышения качества образования в прошлом году в учебном процессе приняли участие восемь зарубежных профессоров, из них два ученых с мировым именем. Повысилась учебная дисциплина студентов. На 33% уменьшилось количество должников, вышедших на комиссионные пересдачи. Практикоориентированное обучение позволило увеличить количество ВКР, выполненных по заявкам работодателей, рекомендованных к внедрению на предприятиях, повысилось качество работ. Конечно же, хотелось бы поблагодарить руководство вуза за активную помощь в ремонте нашего корпуса «С». И еще один момент, на котором бы хотелось остановиться – это то, что во многом благодаря поддержке руководства университета была проведена реорганизация структуры института. Сергей Николаевич лично принимал участие в обсуждении данного вопроса с коллективом МИЭМИС, отвечал и разъяснял непростые вопросы. В качестве пожелания: хотелось бы, чтобы руководство более активно вовлекало ведущих специалистов институтов в процедуры цифровизации образовательного процесса в университете.

Юлия Александровна Лысенко, профессор кафедры востоковедения:

– Одним из центральных событий 2019 года для университета стал Первый Алтаистический форум. В нем приняли участие ученые 10 стран. Форум имел огромные резонанс у научного и экспертно-академического сообщества. Созданный по итогам Форума Центр алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» - это проект, реализация которого нацелена на превращение университета в ведущий мировой научно-исследовательский центр по изучению историко-культурного наследия народов тюрко-монгольского мира и его сохранение. Тем не менее, считаю, что у университета есть ряд существенных проблем, сдерживающих расширение его международного сотрудничества. Нужно признать, что университет пока существенно отстает от процесса интернационализации образования, предлагает недостаточно образовательных программ всех уровней подготовки, привлекательных для сильных, высокомотивированных иностранных абитуриентов. Недостаточно в университете используются наши возможности по приему абитуриентов из Китая. И еще одна проблема, которая, на мой взгляд, существует в университете - это низкий уровень совместных исследований с зарубежными коллегами.

Алексей Владимирович Ваганов, старший научный сотрудник Южно-Сибирского ботанического сада:

– Я отношусь к категории научно-педагогических работников в возрасте до 35 лет, поэтому хочу остановиться на оценке реализации Программы поддержки молодых ученых в АГУ. Конкурс молодых ученых был сформирован на принципах открытости и сопричастности самих пользователей Программы. Как мы все видим из отчета ректора, программа поддержки молодых ученых, выраженная в цифрах, носит масштабный характер. Выплачено более 5,5 млн рублей по мероприятиям Академической мобильности и Конкурса грантов для 20 коллективов. Считаю, что цель программы по стимулированию профессиональной активности и созданию в университете условий для развития потенциала молодых научно-педагогических работников, удовлетворения их потребностей в самореализации и профессиональном росте достигнута в полной мере.









          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2020
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru