№ 20 (1604) от 10 сентября 2020 года
Аспирантура
Третья ступень
Кто учится в университете? 99% процентов опрошенных ответят: «Ну конечно, студенты!». И ошибутся, ведь среди обучающейся братии есть еще и аспиранты. Поговорим о них. На вопросы «ЗН» ответила Оксана Николаевна Тихонова, заведующая сектором аспирантуры и докторантуры АГУ.

– Сколько всего аспирантов в АГУ? Как эта цифра соотносится с цифрами прошлых лет?

– В опорном АГУ подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре проводится по 16 направлениям. С 1 сентября в нашем вузе обучается 282 аспиранта. На очную форму обучения принято 52 человека, из них 27 - на бюджетные места, и 10 получили грант ректора, который предоставляет льготные условия оплаты за обучение (75% за него платит вуз). На заочную форму обучения осуществляется прием документов до 21 сентября включительно, но уже зачислено 27 человек. Относительно прошлых лет это очень хороший показатель. Так, в 2018году по всем формам обучения было принято 63 аспиранта, а в 2019 году - 81 аспирант. Хочется отметить, что на следующий 2021-2022 учебный год Министерство науки и высшего образования РФ выделило университету 60 бюджетных мест, что значительно превышает контрольные цифры этого года (27 бюджетных мест).
– Каков учебный регламент в аспирантуре?
– Все нормативные документы представлены на официальном сайте нашего университета (www.asu.ru) в разделе «Аспирантура». Но выделю основные моменты. Обучение в аспирантуре на современном этапе является третьей ступенью образования и осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования – программами подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (ФГОС ВО), на основании которых разрабатываются образовательные программы по направлениям подготовки. В учебный план включены учебные дисциплины, направленные на подготовку к кандидатским экзаменам, осуществление научно-исследовательской деятельности, подготовку научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. В базовую часть входят дисциплины: «История и философия науки», «Иностранный язык», «Основы педагогической деятельности в системе высшего образования».
Вариативная часть включает научно-исследовательский, педагогический и профильный модули.
В рамках аспирантуры существуют профильная и педагогическая практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Научно-исследовательская деятельность включает в себя написание и публикацию научных статей по теме исследования (по одной статье в семестр). За весь период обучения аспиранты должны опубликовать 3-4 статьи РИНЦ, 2-3 статьи ВАК и 1 статья Scopus. Кроме того, они должны принимать участие в научных конференциях разного уровня не реже одного раза в год.
Государственная итоговая аттестация включает государственный экзамен и защиту научного доклада по основным результатам научно-квалификационной работы (диссертации).
По итогам аттестации аспиранту вручается диплом с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».
Кандидатские экзамены не входят во ФГОС ВО. Аспирант сам определяет, сдавать кандидатский минимум или нет, выходить на защиту кандидатской диссертации на соискание учёной степени кандидата наук или нет. Однако если молодой ученый мотивирован на серьезную исследовательскую работу, то, как правило, в конце первого года обучения он сдает кандидатские экзамены по истории и философии науки, иностранному языку, а в конце третьего года обучения – кандидатский экзамен по специальности.
13 декабря 2019 года в Государственную Думу был внесен законопроект №860618-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». По новым правилам программы аспирантур будут реализовываться не на ФГОС ВО, а на основе Федеральных государственных требований. Весь период обучения аспиранты будут заниматься научно-исследовательской деятельностью. Задача реформирования заключается в том, чтобы нацелить аспирантов на защиту диссертации и получение степени кандидата наук, а не на защиту научной квалификационной работы (НКР) и получение диплома педагога-исследователя, как это установлено сейчас.
– Положен ли аспиранту какой-либо документ, как студенту – студенческий билет? Какие преимущества он дает?
– После зачисления в аспирантуру выдается удостоверение аспиранта. Документ дает возможность пользоваться всеми студенческими льготами. А это и льготный проезд , скидки или бесплатные билеты в музеи и т. д.
– Где найти актуальную информацию о приеме научных статей? Каким научным журналам можно доверять? На что обратить внимание при отправке статьи?
– Актуальную информацию о приеме научных статей аспирантам можно найти на сайте нашего вуза в колонке объявлений, получить информацию об иностранных журналах Scopus и WoS, а также предостережения об изданиях, которые следует игнорировать. Более того, регулярно проходят обучающие семинары, как правильно выбрать иностранный журнал для публикации. Их проводят Светлана Владиславльевна Лобова, д.э.н., профессор, и Александр Владимирович Мацюра, д.б.н., профессор. Следите за объявлениями!
– Чем ВАК отличается от РИНЦ? Как опубликовать статью в зарубежном издании?
– Предъявляемые к аспиранту требования предполагают наличие публикаций в журналах перечня ВАК и журналах, индексируемых РИНЦ. РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) представляет собой базу научного цитирования, а ВАК (Высшая аттестационная комиссия) является инстанцией, которая, выставляя основные требования и ценз на содержание, определяет нормы научных публикаций в России. Для научной аттестации требуется наличие статей в журналах из ВАКовского списка, а публикации уровня РИНЦ может быть недостаточно. В противном случае можно не получить или не подтвердить ученую степень или не получить грант на исследование.
– Недавно прошла новость, что аспиранты АГУ взяли сразу несколько серьезных грантов РФФИ...
– В 2019 – 2020 учебном году в серьезную научно-исследовательскую деятельность включились аспиранты первого и второго годов обучения. В результате, из десяти проектов на грант Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), заявленных аспирантами, восемь получили грантовую поддержку, из них пять авторов – аспиранты-первокурсники.
Назову их: А.К. Волкова «Трансформация опорного каркаса хозяйства муниципальных районов аграрного региона (на примере Алтайского края)» - научный руководитель А.Н. Дунец; А.И. Власова «Формирование и развитие медико-санитарной службы в Степном генерал-губернаторстве (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.)» – научный руководитель Ю.А. Лысенко; Е.Ю. Пешков «Проблема художественности в изобразительном искусстве Алтая в контексте российско-монгольских кросскультурных коммуникаций» – научный руководитель Л.И. Нехвядович; С.С. Грибов «Генеративное искусство в системе выразительных средств танц-перформанса» – научный руководитель Л.И. Нехвядович; Му Цзиньшань «Керамическая посуда из памятников пазырыкской культуры скифо-сакского времени: комплексные исследования и реконструкции» – научный руководитель А.А. Тишкин. А также аспиранты второго года обучения А.О. Катасонов «Разработка программно-аппаратных комплексов для исследования проводящих материалов на основе сверхминиатюрных вихретоковых преобразователей» – научный руководитель А.М. Сагалаков, С.А. Князев «Высшие чешуекрылые (Insecta, Lepidoptera) Омской области (Россия)» – научный руководитель Р.В. Яковлев; Д.А. Качусов «Гражданская активность как фактор развития местного самоуправления в современной России (на примере регионов Юго-Западной Сибири)» – научный руководитель Я.Ю. Шашкова.
В рамках каждого направления подготовки в аспирантуре ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» можно выделить проблематику научных исследований, значимую для развития Алтайского края.
– Что дает обучение в аспирантуре? Чем можно заниматься после ее окончания?
– Обучение в аспирантуре формирует научно-исследовательские компетенции, что позволяет профессионалу выполнять свою деятельность на качественно новом уровне: самостоятельно осуществлять научные исследования, анализировать и обобщать их результаты, оценивать эффективность исследовательской деятельности, выстраивать прогнозы и презентовать научную деятельность через PR-акции, прогнозировать тенденции развития своей научной области. «Академическая мобильность», программа поддержки молодых ученых в нашем университете, обеспечивает возможность стажировки и участия аспирантов в разного уровня конференциях в ведущих научных центрах России и зарубежных стран. Аспиранты реализуют совместные научные исследования с учеными РАН. Это определяет успех в профессиональной карьере ученого и преподавателя вуза.
Соб. инф.










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2020
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru