№ 2 (1621) от 21 января 2021 года
Вопрос – ответ
Учись, студент. Аспирантом будешь!
В честь Дня аспиранта «ЗН» провела опрос и выяснила, чем занимается молодая смена: аспиранты-первокурсники АГУ. О себе и своем исследовании рассказали социолог, журналист, юрист и два психолога.
Марина Плотникова
Институт социальных наук
Тема диссертации: Факторы и механизмы формирования доверия в системе сохранения социальной безопасности в приграничных регионах России.
Ключевые слова: доверие, социальная безопасность, мигранты, отток и приток, приграничные регионы России.

– Проблема миграции существует давно, написана не одна социологическая работа по этой теме. Однако детальным изучением факторов и механизмов формирования доверия к мигрантам, насколько я знаю, никто не занимался. Как и проблематикой социальной безопасности в приграничных регионах России. Объединив две эти темы, мы можем провести комплексное исследование и понять, какая миграционная политика должна быть в том или ином регионе. Я говорю об Алтайском, Хабаровском краях, Омской, Оренбургской, Амурской областях, Республике Алтай. Здесь наблюдается пиковый отток или приток мигрантов, что позволяет сделать вывод о качестве жизни населения и нарисовать правдивый социологический портрет: кто именно уезжает или приезжает и почему. Чтобы понять это, я проведу анкетный опрос, экспертный опрос, психосемантический эксперимент. Пока лишь могу сказать, что среди ключевых факторов социальной безопасности находятся уровень безработицы, социальные гарантии, качество здравоохранения, идеологические умонастроения. Из-за них люди, особенно жители СНГ, становятся кочевниками, переезжают с места на место в поисках лучшей жизни. И если в одном регионе эти процессы протекают безболезненно, то в другом… Надеюсь, я таки узнаю, почему так происходит, и предложу свои рекомендации, как сделать так, чтобы всем было хорошо: и мигрантам, и коренным жителям.

Ксения Баданина
Институт массовых коммуникаций, филологии и политологии
Тема диссертации: Медиаменеджмент в условиях трансформации информационного рынка России.
Ключевые слова: медиаменеджмент, медиахолдинг, информационный рынок, трансформация СМИ, Алтапресс.

– Тема пришла неожиданно. Я прочла монографию Юрия Петрович Пургина «Стратегия неизбежного перехода. Медиадом и управляемые трансформации печатных СМИ» и задумалась: а ведь это то, что действительно актуально! Трансформация информационного рынка России происходит на наших глазах, и зафиксировать ее, установить причины и следствия – не только увлекательно, но и важно для теории и практики журналистики. В частности, меня волнует цифровая реальность, в которой функционируют СМИ, стратегия и тактики медиаменеджеров, факторы успеха современных медиа. Кстати сказать, до этого я анализировала не столько административную, сколько художественную кухню журналистики: алтайскую публицистику на примере авторских колонок Андрея Никитина и книги Анатолия Кирилина «Убывающая деревня».

Павел Чернышов
Юридический институт
Тема диссертации: Опционные договорные конструкции в гражданском праве
Ключевые слова: гражданское право, опционный договор, управомоченная сторона, судебная практика, ГК РФ

– В 2015 году были узаконен опционный договор: вид договора, когда одна сторона на условиях, предусмотренных этим договором, вправе потребовать в установленный договором срок от другой стороны совершения предусмотренных опционным договором действий, если же управомоченная сторона не заявит требование в указанный срок, опционный договор прекращается. Этот вид в юридической практике встречался и раньше, но сейчас, благодаря статье 429.3 ГК РФ, его можно однозначно квалифицировать. И это очень важно, так как опционные договорные конструкции стали использовать чаще, хотя первое упоминание о них в российском праве относят еще к XVIII веку (в то время опционные договоры заключали торговцы). В общем же и целом меня интересует история этих договоров, использование их в судебной практике. Об этом – моя диссертация.

Ольга Чернышова
Институт психологии
Тема диссертации: Образ физического «Я» женщин, занимающихся психофизическими практиками.
Ключевые слова: Пилатес, организмическая теория, телесная терапия, физическое «Я», здоровье.

– Я всегда любила физику, химию и биологию. И – спорт, чем только не занималась: рукопашкой, баскетболом, фитнесом. Стала тренером и теперь помогаю женщинам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Помимо собственно физических упражнений, немаловажно уделять внимание и психической стороне здоровья, своему физическому «Я»: ощущению своего тела, пониманию, что именно, а главное, зачем ты хочешь изменить. Мне импонирует взгляд Йозефа Пилатеса, его техники осознанного движения. Согласно Пилатесу сознание и тело – единое целое, следовательно, необходимо лечить и то, и другое одновременно. К этому выводу он пришел, наблюдая за солдатами с травмами. Для Пилатеса тогда стало очевидно: ни один симптом пациента не может рассматриваться просто как продукт частного органического поражения или заболевания, а должен анализироваться как проявление всего организма. Как фармацевта – до этого я окончила медицинский университет – меня поразила эта мысль, потому я всерьез заинтересовалась этой темой. Уверена: если ты здоров, то красив. Но не наоборот.

Ирина Горских
Институт психологии
Тема диссертации: Проблема развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в условиях дистанционного обучения в период пандемии.
Ключевые слова: младшие школьники, дистанционное обучение, высшие психические функции, эмоциональный интеллект, гармония.

– Всем привет! Психологией я увлеклась еще в школе, мне всегда нравилось понимать других людей, их мотивы и ценности. А теперь сама работаю со школьниками в детском оздоровительно-образовательном центре «Гармония», помогаю им раскрыть талант, стать более ответственными и собранными. Поэтому тема моей диссертации звучит: «Проблема развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в условиях дистанционного обучения в период пандемии». Регулятивные действия – одно из важнейших понятий в российской психологии, о них писал еще Александр Григорьевич Асмолов. Я же хочу посмотреть, можно ли как-то компенсировать недоразвитие этих самых действий у ребят, которые учатся дистанционно. И речь не только о произвольности когнитивных процессов – восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, но и в первую очередь о социальных навыках. Общении, взаимопомощи, поддержке… Дистант тормозит эмоциональный интеллект, а он, как и интеллект обычный, у школьников развивается преимущественно во время учебной деятельности, во время живого социального взаимодействия. На основе эмпирических данных будут разработаны рекомендации, как именно развивать регулятивы поведения в условиях цифровой среды. К слову, если ваш ребенок учится плохо, не слушается, то не теряйте времени – помогайте ему. Тем, кого тема воспитания и образования тоже интересует, рекомендую книгу Татьяны Ахутиной «Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей». В ней изложены ключевые сведения об общих основаниях нейропсихологического подхода к индивидуализации обучения, о коррекционно-развивающей помощи.

Аркадий ШАБАЛИН










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook



«За науку!» © 1980-2020
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru