№ 5 (1624) от 11 февраля 2021 года
Опрос
Говорят студенты
Что сейчас нужно науке? Чтобы было, кому продолжать ее изучение. А в АГУ для этого все двери открыты. Как вы думаете, с какого курса студенты начинают заниматься наукой?
Отвечаем: с самого первого! А общественное студенческое объединение представителей институтов «Научное студенческое общество» всеми силами помогает начинающим молодым ученым освоиться и привлекает все больше желающих развиваться в этой области.
Евгений Игнатов
Студент третьего курса ИХиХФТ, направление «Фундаментальная и прикладная химия», и глава НСО своего института.

– Я состою в НСО с первого курса. Как только узнал о нем, сразу захотелось вступить. Думал, что оно даст мне возможность заниматься научными исследованиями. Потом уже я узнал, что это общество занимается организацией и проведением различных мероприятий, так или иначе связанных с наукой. И меня это не остановило, потому что любое соприкосновение с химией и ее различными направлениями для меня – весьма интересно. Эта любовь к химии появилась у меня еще с первого школьного урока, поэтому работа в НСО дает мне возможность заниматься любимым делом. Вообще мне нравятся многие области химии, но особо могу выделить неорганическую химию, позволяющую получать новые вещества с полезными оптическими и магнитными свойствами. На данный момент я занимаюсь получением и изучением оптических свойств сульфидов цинка и кадмия. До этого я изучал получение галлатов (соединений, содержащих галлий), редкоземельных металлов.

Для Евгения День науки – это большой праздник, и вот почему:
– Именно наука двигает развитие нашего общества, и химия в этом смысле имеет огромное значение для нашей жизни. Во время празднования Дня науки мы проводим в нашем ИХиХФТ различные интересные мероприятия: например, в этом году мы провели «Химические бои», на которых студенты решали необычные химические задачи, доказывали правильность своего решения, указывали на ошибки других команд. В конце игры все участники были награждены памятными призами с символикой нашего института. Между прочим, вполне возможно совмещать учебную и научную деятельность, если есть особое желание. Нужно грамотно планировать свое время, уметь расставлять приоритеты, но самое главное, конечно же, желание. Специфика нашего обучения состоит в том, что учебная программа насыщена лабораторными работами, на которых студенты изучают химические свойства элементов и их соединений, выполняют органические синтезы и делают многое другое. В этом плане учебные задачи все-таки отличаются от научных исследований тем, что нет конкретного алгоритма действий: ты в какой-то степени сам выстраиваешь всю линию эксперимента, чтобы получить желаемый результат. Но научный руководитель, конечно, всегда рядом. Студент уверен, что наука – это творчество, возможность изменить мир в лучшую сторону: – Ученые имеют уникальную возможность своими разработками улучшить нашу жизнь, сделать ее проще, красивее. Поэтому, по моему мнению, цель науки – служить обществу, излечивать болезни, побеждать голод, улучшать экологию планеты и т.д. В нашем институте после распределения по кафедрам все студенты в той или иной степени начинают заниматься научными исследованиями по какой-то теме. Но это больше имеет отношение к подготовке выпускной квалификационной работы, хотя на этом этапе и проявляется желание заниматься наукой. Склонность к научным исследованиям, по моему мнению, – это в первую очередь стремление к познанию нового. Но этого недостаточно. Также необходимо терпение, усидчивость (ведь некоторые синтезы могут идти по нескольку часов подряд). Кроме того, молодому исследователю надо постоянно изучать литературу по своей теме, быть в курсе последних открытий и изобретений. Нельзя забывать и про анализ полученных опытных данных. Все это в совокупности и означает занятие наукой и характеризует студента как молодого ученого. Поэтому не все студенты склонны к научной работе и не все должны серьезно заниматься наукой. А для тех, кто желает дальше развиваться в выбранном направлении, в институте есть аспирантура.
Татьяна Лаврут
Первокурсница Института истории и международных отношений, направление «Международные отношения», в научную деятельность влилась, когда поступила в университет:

– Хотя я еще не сделала этого полноценно, но, думаю, совсем скоро стану полноправным членом научного сообщества. А почему я начала этим заниматься? Меня заинтересовала научная сфера: исследования, статьи, проекты... Все это звучит многообещающе. А началось все с курсовой работы, которая у меня пока находится в процессе написания, но обещает стать моим первым выдающимся исследованием! Говоря об интересных для меня направлениях науки, я могу выделить несколько, которые напрямую связаны с моей будущей профессиональной деятельностью: история международных отношений и дипломатии, сама дипломатия как наука и история гонки вооружений – этой теме и посвящена моя курсовая. Учебная и научная деятельность, по моему мнению, здесь сливаются, поскольку я отношу данную работу более к научной, нежели учебной. Да и участие в создании различных статей, проектов и проведении исследований обеспечивает, на мой взгляд, успешную учебную деятельность в силу многостороннего (или узкоспециализированного) развития студента. Поэтому я уверена: наука и учеба – априори единое целое. Также на данный момент я готовлюсь к ЕМООН-2021 и изучаю позиции различных стран по вопросу неразмещения оружия в космосе (однако я не уверена, можно ли отнести данную деятельность к научной). Помимо вышеперечисленного, у меня также имеется идея для статьи (или даже полноценного доклада) об излюбленном мною социализме, начать которую я планирую в конце первого курса и закончить ближе к окончанию магистратуры.

По словам студентки, научное студенческое общество – это коллектив, состоящий из ребят, переполненных интересом к научной деятельности и стремлением к великим открытиям:
– Именно так я вижу членов данного сообщества со стороны – вдохновленными и вдохновляющими других. Мотивация продолжать заниматься научной деятельностью – вот что дает мне НСО, хотя я даже не являюсь его членом. Признаться честно, раньше я и не придавала особого значения Дню науки, поскольку равнодушно относилась к этой сфере в целом. Теперь же этот праздник значит для меня куда больше, чем год назад, поскольку в моем понимании наука – это жизнь. Значительную часть моих занятий в День науки всегда составляли повседневные дела, нынешний год, к сожалению, также не стал исключением. В силу занятости я не имею возможности заняться чем-то интересным и в то же время связанным с наукой. Единственное, что мне остается, – продолжить написание курсовой работы, которая пока является единственным моим творением в научной сфере.
А еще Таня о науке говорит так:
е того, далеко не у каждого человека имеется предрасположенность к данному виду деятельности: одни делают успехи и поднимаются на самый верх, а другие могут топтаться на месте месяцами, если не годами, и так и не достичь желаемого результата. Поэтому я считаю, что не все студенты должны заниматься наукой, а лишь те, у кого есть не просто желание, а настоящее рвение, столь свойственное ученым. Здесь я плавно перехожу к вопросу о качествах, важных для научного деятеля. Могу ответить следующее: терпение и выдержка, стальные нервы и целеустремленность, склонность к реализму – той самой золотой середине, когда человек не приукрашивает ситуацию и не прибедняется намеренно, – и, конечно же, любовь к избранному научному направлению, потому что я твердо убеждена в следующем: если человек, к примеру, прекрасно справляется с математикой, но не любит этот предмет, ему никогда не добиться успехов на научном поприще в данной области. Хороши те научные работы, которые сделаны с душой: живые и перспективные. А холодные, сложно и страшно звучащие исследования – это «мертвые» работы без души, которые ни в коем разе не имеют право называться научными.
Иван Скударнов

Студент учится на втором курсе Международного института экономики, менеджмента и информационных систем АГУ на направлении «Государственное и муниципальное управление», а также является куратором НСО своего института.

– До начала учебы в университете не могу сказать, что активно занимался научной деятельностью, разве что участвовал в олимпиадах. Больше относил себя все-таки к общественным деятелям, нежели к научным. Но с поступлением все изменилось: сначала поучаствовал в конференции «Молодежь – Барнаулу», потом стал куратором НСО МИЭМИС. Сейчас участвую в разных олимпиадах и конкурсах: недавно прошел отборочный этап «Я – профессионал», впереди еще конкурс «Правовая Россия» и олимпиада «Высшая Лига». Главные направления в науке для меня, конечно же, – экономика, государственное и муниципальное управление, так как еще со школы начал ими интересоваться, а сейчас изучаю в вузе. Могу сказать, что чем выше поднимаешься по «лестнице» образования, тем больше наука врастает в твою учебную деятельность. А День науки – еще один повод вспомнить, как она важна не только для научных деятелей, но и для всего человечества. Для меня наука – это исследование мира, стремление человека к познанию окружающей среды. Цель ее, наверное, узнать и объяснить все, что представляется возможным! НСО, наша большая команда единомышленников и организаторов, как раз стремится продвинуть науку в массы. Я бы хотел, чтобы студенты были более активны по отношению к НСО и к науке в целом. Поскольку она многополярна, каждый может найти в ней то, что будет интересно. Поэтому хочу сказать, что стоит только полюбить науку и она обязательно полюбит вас.

Яна Плешкова

Студентка первого курса Института географии на направлении «Экология и природопользование» и уже куратор НСО своего института. А вот как она начала свою научную деятельность:

– Если честно, любовь к науке мне привили родители: они с детства покупали мне энциклопедии о космосе, животных, чудесах света, показывали телепередачи и фильмы о науке для детей. Заниматься наукой в классическом понимании я стала с шестого класса, когда у меня появилось новое хобби – спортивная орнитология. Это наблюдение за птицами в естественной среде обитания. Накопив материал о птицах своей местности, стала писать научно-исследовательские работы по орнитологии, экологии. В своих работах больше изучаю биогеографию – закономерности распространения птиц на определенной территории. На данный момент я систематизирую новые данные, чтобы проводить анализ с материалами прошлых лет – в результате можно будет получить новые закономерности и исследовать их более детально. Таким образом, работаю над изучением орнитофауны природного парка «Ая» Алтайского района. Для меня обе деятельности, учебная и научная, неразделимо связаны друг с другом, так как во время учебы в университете я вижу, что проводимая мной работа не ограничивается одной дисциплиной – в исследованиях есть элементы биологии, экологии, географии, истории, статистики. Освоение учебных дисциплин позволяет лучше прочувствовать свои исследования – понять, каким моментам стоит больше уделить внимания, какие проблемы стоит осветить.

Что же такое наука для Яны? Она отвечает так:

– Наука – прекрасный инструмент познания внешнего мира. Занимаясь наукой, человек лучше узнает окружающий мир: природу, общество, физические явления – все зависит от выбранного направления, в результате чего обеспечивается комфортное проживание человека. А 8 февраля – не только День науки, но и личная дата: именно в этот день 2015 года я начала вести наблюдения за птицами. Каждый год стараюсь в это время провести анализ работы за год и ставить цели на новый. Думаю, что любой может заниматься наукой, ведь для исследований главное – желание. От студента должно исходить стремление узнать что-то новое, провести самостоятельное исследование. Могу сказать, что такие качества, как пытливость и любознательность, помогли мне на начальных этапах провести исследование и не бросить его. Умение вести учет данных, грамотно пользоваться методиками, правильно оформлять результаты – это то, что было дано не сразу, а пришло с опытом. Повторюсь: главное – желание! С недавнего времени я стала куратором НСО в Институте географии, поэтому теперь в мои задачи входит помощь ребятам нашего института, неравнодушным к науке, и координирование их деятельности. Научное студенческое общество наполняет студенческую научную жизнь яркими событиями: организует обучающие семинары, тренинги, конференции и информирует студентов о предстоящих научных мероприятиях. Одним из подразделений НСО является «Клуб интеллектуальных игр», регулярно проводящий турниры по играм «Что? Где? Когда?» и «Своя игра».

Александра СМОЛЯНИНОВА










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook



«За науку!» © 1980-2020
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru