№ 5 (1624) от 11 февраля 2021 года
Дни науки
Концентрированый, динамичный, технологичный
Секреты идеального онлайн-курса от А.В. Ваганова, старшего научного сотрудника ЮСБС АГУ
В рамках Дней российской науки в АГУ прошла серия лекций и мастер-классов от ученых университета. Часть из них – об изнанке работы в сфере науки. Одним из таких мастер-классов стал «Исследовательский массовый онлайн-курс: возможности и проблемы», который провел кандидат биологических наук, старший сотрудник Южно-сибирского ботанического сада, доцент Алексей Владимирович Ваганов. Пересказываем тезисы и выводы о том, каким же должен быть современный образовательный онлайн-курс.

Step на stepik

Электронным образовательным курсам с влиянием пандемии на организацию жизни и, конечно же, образовательных процессов стало уделяться больше внимания. Они все больше заинтересовывают и слушателей, и авторов. Плюс для первых от самостоятельного дистанционного образования – доступность материалов, широкий их выбор по нужной тематике, а также получение сертификатов и повышение своей профессиональной квалификации. Авторы же получают возможность расширить свою аудиторию, сделать курс и для широкого пользования, и для узкого (зачетным для студентов), выйти на международные площадки и – в том числе – научиться креативно и технологично подавать информацию. Этими возможностями стали пользоваться и преподаватели нашего вуза.
Так, в 2020 году Алексей Владимирович разработал и опубликовал массовый онлайн-курс «Компьютерные технологии в биологии» на национальной образовательной платформе Stepik. Большая часть его слушателей – биологи и исследователи, прямо или косвенно занимающиеся живыми объектами (экологи, географы, палеонтологи, натуралисты и прикладные математики). Помимо основных научных знаний, слушатели могут освоить навыки подготовки научного проекта, дипломной работы, диссертационного исследования. На данный момент на курс записаны 1149 человек.
– Сегодняшний мастер-класс, наверное, рассчитан больше на преподавателей, но я рад, что здесь есть и студенты. Возможно, это станет руководством к совместной работе и исследованиям. И я надеюсь, что после сегодняшней беседы мы вместе создадим нечто, что смотивирует нас к самообразованию и изменению образовательного процесса, – поприветствовал участников встречи Алексей Владимирович. – Ведь чтобы научиться делать «Боинг», нужно начать делать одну из его деталей!
Начать с коллектива
По мнению спикера, можно определить три показателя конкурентоспособного научного коллектива, способного создать качественный курс: молодой слаженный креативный коллектив, научная инфраструктура и необходимые методики, харизматичный лидер, признанный коллективом и экспертным сообществом. И подготовка такого коллектива, в том числе, относится к образовательному процессу – вовлечению в этот процесс людей. Чаще в такие коллективы начинают входить с магистратуры, поскольку на этой ступени образования у молодых ученых уже есть собственные результаты работы по исследованиям, на которые они могут опираться. И опытные преподаватели – научные руководители – могут вовлечь студентов в работу над курсом точно так же, как, например, сделать соавтором научной публикации.
Запросы и тренды
Несмотря на возросшую роль самообразования и онлайн-образования, есть и моменты разрывов и низкого интереса студентов к таким ресурсам – это априори становится риском для создателей курсов. Так, для многих учащихся образование – «скучно, долго, дорого». Но каким должен быть курс, чтобы этот разрыв починить?
Для качественного курса очень важна передача в нем новых трендов, а не повторение и переработка старой информации;
Раздвигать и убирать условные рамки: аудитории (давать возможность посещать курс всем интересующимся), временные (не делить жестко на лекции и практики) и возрастные (также оставить доступность курса для всех пользователей). Кроме того, это поможет авторам показать курс на более широкую аудиторию и выйти из зоны своего университета, а также поучаствовать в грантовых конкурсах.
Чем больше в курсе будет заданий по реальным кейсам, тем больше у слушателей будет мотивации их проходить: так они смогут увидеть реальную сферу применения получаемых знаний и навыков;
Стоит ориентироваться на рынок труда и мировые компетенции. Так слушатели выйдут более подготовленными к запросам работодателей. При этом также важно учитывать и региональные запросы этого рынка. Кроме того, так авторы смогут создать профессиональное комьюнити в федеральной и международной среде и окружить себя профессионалами-единомышленниками;
Минимизировать текстовую часть. К такому типу информации студенты уже привыкли – это учебники. Возможности онлайн-курсов позволяют делать его интерактивным и вовлекающим: для этого можно добавлять видеоматериалы, анимации, конструкторы и т.д. Чем разнообразнее и динамичнее будут инструменты на курсе, тем интереснее будет его проходить и лучше запоминаться информация.
Также слушатели мастер-класса с помощью сервиса menti.com создали облако тегов из ответов на этот вопрос. Самыми популярными описаниями идеального курса стали «концентрированный», «технологичный», «динамичный», «увлекательный», «креативный», «углубленный», «практический».

Риски и разрывы

Конечно, любой эксперимент и выход за рамки несет свои риски. Так, чаще всего ученые не рискуют расширять рамки и площадки размещения своих курсов, чтобы не потерять уже имеющуюся аудиторию. По этой же причине не все готовы к разнообразию инструментов изучения, предпочитая традиционные формы текста и иллюстрации.
Нехватка рабочего времени для проработки актуального курса, а также загруженность преподавателей – одна из самых серьезных проблем для современных ученых и преподавателей. Этот вопрос сложнее, однако тоже решаемый: здесь поможет «рабочий отпуск», если есть возможность его получить, или организация надежной команды и распределение обязанностей.
Со стороны слушателей чаще всего возникает проблема низкой мотивации. Этот вопрос, возможно, автору проработать сложнее. Однако можно завершить свой курс сертификатом, который подтвердит знания и повышение квалификации прошедшего его. А для студентов – сделать курс зачетным по предмету, добавив специальный уровень с заданиями и контрольными точками.
Юлия Абрамова










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook



«За науку!» © 1980-2020
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru