№ 12 (1632) от 8 апреля 2021 года
Управление
Опора для молодых ученых
В нашем вузе научные работы молодых ученых активно поддерживаются. Мы уже много раз писали о проектах аспирантов и об их грантовой поддержке. Сегодня у нас в гостях заместитель проректора по научному и инновационному развитию АГУ молодой ученый Николай Николаевич Серегин. Он рассказал о растущих возможностях ученых, о финансовой поддержке в АГУ и немного о себе.

Помимо научно-инновационного управления, которое осуществляет организацию и сопровождение научно-исследовательских и технологических работ, научных мероприятий, подготовку кадров высшей квалификации, а также реализацию издательской деятельности, в АГУ есть еще два человека, работающих в этой сфере. Это Светлана Геннадьевна Максимова, проректор по научному и инновационному развитию, и Николай Николаевич Серегин, ее заместитель. О своей работе он рассказывает так:

– Вместе с управлением мы составляем один большой организм и занимаемся организацией и сопровождением научных исследований, если говорить простыми словами. Также ряд отделов занимается профильными делами: организацией конференций, сопровождением различных проектов, консультацией в области подачи заявок, например на гранты, и по финансированию научных работ; один из них занимается бизнес-проектами (связью науки и бизнеса). Это большая структура, а я, вместе со Светланой Геннадьевной Максимовой, занимаюсь организацией этой работы.
Обязанности у сотрудников совершенно разные. Начиная с ответов на запросы министерства, передачи данных по университету и заканчивая организацией науки внутри вуза, что самое важное. А задач еще больше! К примеру, сейчас большое значение имеет организация научной работы ученых для участия в конкурсе «Приоритет 2030». Это огромный проект, который уже в процессе оформления документально. И АГУ тоже будет в нем участвовать.
Не зря этот год объявлен годом науки и технологий. С точки зрения науки, самые главные люди в вузе – это ученые. Без них любая управленческая структура не имеет смысла. Соответственно, мы помогаем ученым организовать их работу. Сейчас растет понимание того, что надо поддерживать именно молодых ученых. От этой помощи зависит развитие не только университета, но и страны в целом. Кроме того, огромное значение имеет поддержка инновационной деятельности, без которой невозможна динамика экономической сферы. Из года в год прослеживаются положительные тенденции развития науки, а мы стараемся им следовать, – рассказал Николай Николаевич.
Но кто же такой молодой ученый? Оказывается, есть точные (формальные) критерии, которые задаются министерством. Так, молодые ученые делятся на несколько групп: - ученые до 30 лет без научной степени;
- ученые до 35 лет с кандидатской степенью;
- ученые до 39-40 лет со степенью доктора наук.
Так что, если человек захотел продлить себе возраст молодого ученого, он должен защитить кандидатскую и докторскую. В АГУ учитываются и магистранты, и аспиранты, так как они являются будущим вуза. А всего в Алтайском госуниверситете насчитывается около 100 научно-педагогических работников до 35 лет и свыше 250 аспирантов – именно эти категории имеются в виду прежде всего, когда идет речь о молодых ученых.
– Как осуществляется финансовая поддержка молодых ученых?
– Во-первых, просто так гранты или стажировки не предоставляются. Сейчас практически любое финансирование ученых осуществляется на конкурсной основе. Одной из эффективных практик, реализуемых в АГУ, является система внутриуниверситетских грантов. Как раз только недавно подведены итоги конкурса 2021года, по результатам которого победителями стали семь научных коллективов под руководством молодых ученых. На эти цели направлено 1,5 млн рублей – более 200 тысяч на каждый проект. Это конкретная, адресная поддержка молодых ученых, которые получают опыт руководства проектом, занимаясь близкой им и при этом актуальной проблематикой. Они берут на себя серьезные обязательства, публикуют статьи в высокорейтинговых журналах в рамках этого гранта. Кроме того, вторая группа ученых, участвующих в наших грантовых проектах, – взрослые, уже состоявшиеся исследователи. При этом обязательным условием для них является включение в состав коллектива нескольких молодых ученых. На эти цели в 2021 г. направлено 3,5 млн рублей, и мы планируем расширять данную форму поддержки.
Третий важный внутриуниверситетский конкурс – академическая мобильность.
Сейчас в рамках этого формата мы поддерживаем молодых ученых, которые запланировали стажировки в разных образовательных и научных центрах. На эти цели предусмотрено использовать 1 млн рублей. Мы поддерживаем практически всех, кто подал заявки, оформленные на высоком уровне, в серьезные научные центры, со значимыми публикациями. Руководство университета предполагает, что реализация данных программ даст серьезные результаты в будущем – руководители и участники проектов сформируют необходимый опыт и компетенции для привлечения в дальнейшем серьезного внешнего финансирования. В данном случае мы даем лишь некий первый импульс, предоставляющий возможность ученому быть конкурентным уже на другом, более высоком уровне.
– Если обобщить то, что университет должен для развития науки, что получится?
– Я уверен, что очень важно прежде всего не мешать ученым. Минимизировать по возможности лишнюю нагрузку, дополнительный мониторинг и проверки. Это основной принцип. Университет является в первую очередь образовательной организацией, и ученый и так выполняет серьезнейшие задачи, связанные с учебным процессом. Далее – нужно всячески поддерживать науку. Помимо реализации внутренних университетских программ, необходимо способствовать участию сотрудников университета во внешних проектах.
В АГУ существуют разные форматы консультационной поддержки в оформлении заявок на гранты, эффективно организовано сопровождение проектов любого уровня. Здесь не могу не отметить высококвалифицированную работу отделов научно-инновационного управления, оказывающих помощь на всех этапах деятельности ученых университета.
В-третьих, нужно стараться слышать ученых. В рамках разных мероприятий важно понимать, какие проблемы сейчас их волнуют, и по возможности оказывать помощь. И, безусловно, важно следить за трендами организации науки в стране. К примеру, в последние годы Министерство науки и высшего образования активно задает вектор на то, чтобы молодые ученые, начиная со студенческого уровня, активно включались в исследования. Даже самые крупные российские научные проекты предполагают участие не менее 50 % молодых ученых в составе коллектива!
– В чем заключалась ваша работа председателем Совета молодых ученых?
– Я передал эту должность еще в 2019 году Полине Дмитриевне Гудковой, сейчас эту важную позицию занимает Яна Константиновна Смирнова. Основная задача председателя СМУ – быть представителем молодых ученых в коммуникациях с руководством вуза. Важно понимать их ожидания, надежды и запросы. Когда мы искали человека на эту должность, выбирали молодого ученого, который имеет серьезный опыт в области исследований, является авторитетом для других, при этом прошел весь этот путь и знает, что нужно сейчас от руководства для эффективного развития «молодой науки». В конце мая – начале июня будет проводиться традиционный форум «Алтай. Территория развития», на котором АГУ организует отдельную площадку под названием «Время науки». Я являюсь руководителем этой площадки и обязательно привлекаю председателя Совета молодых ученых. Мы постараемся передать знания о том, как правильно писать статьи, как получить грантовое финансирование для проведения научных исследований и как связать науку и бизнес. В данном случае форум АТР предоставляет дополнительные возможности, в том числе выхода на федеральные площадки. Пользуясь случаем, приглашаю наших молодых ученых поучаствовать. Следите за новостями!
– Вы еще работаете преподавателем, верно?
– Да, я работаю на кафедре археологии, этнографии и музеологии. Кроме того, стараюсь совмещать административную работу с научной деятельностью. Уверен, что это просто необходимо для того, чтобы разговаривать с учеными университета на одном языке.
– А как выбрали такое направление в обучении?

– Это довольно банальная история. Исторический факультет я выбрал потому, что в школе история мне нравилась больше всего. Я еще не знал, что такое археология, поступил на истфак, занимался отечественной историей, пока не столкнулся в рамках учебного процесса с археологией. После этого я заинтересовался этой сферой и уже со второго курса начал серьезно заниматься. Спустя некоторое время это привело к определенным результатам: кандидатской, потом докторской диссертациям, ряду научных проектов, статьям и монографиям. Важным обстоятельством является то, что в университете существует археологическая школа, основанная Юрием Федоровичем Кирюшиным, высокий уровень которой признан в России и за рубежом. Это во многом определило возможности для развития.

– Как определились с этим узким направлением истории?

– Археология – совсем не узкое направление. Так получается, что именно на основе археологических материалов мы изучаем бОльшую часть истории человечества. На выбор повлияли несколько факторов. Первый – это мой научный руководитель, Алексей Алексеевич Тишкин. Именно он, будучи преподавателем курса археологии, заразил меня этим интересом. Второй – то, что я почувствовал, что в археологии можно сделать много нового. Любая экспедиция может принести такие результаты, которые просто перевернут уже устоявшуюся ситуацию. В том числе на региональном уровне. Находясь в Барнауле, сложно заниматься историей Египта, например. Но историей Алтая, Центральной Азии нужно заниматься именно здесь! Скорее всего, тогда я почувствовал возможность совершения этих серьезных открытий, прорывов, самостоятельной работы.

– Давайте поговорим конкретно о вашей научной деятельности.

– Основное направление – это археология и древняя история народов Центральной Азии. По разным причинам до сих пор те сложные процессы, которые происходили в этом обширном регионе, изучены очень слабо. Уже из школьной программы мы знаем историю Европейской части России, историю западных стран. А вот то, что было, к примеру, на Алтае, в азиатской части страны – какие народы здесь проживали, какое влияние они оказывали на мировую историю – представляем крайне плохо. Дело в том, что Сибирь – это, по сути, до прихода русских зона бесписьменной истории. Поэтому археологические материалы являются основным источником для понимания этнокультурных явлений, реконструкции политических процессов, исследования социально-экономической сферы и мировоззрения древнего и средневекового населения. При этом надо понимать, что в некоторые периоды Центральная Азия была важнейшим центром и процессы, которые здесь происходили, оказывали огромное воздействие на историю всей Евразии. Именно здесь сформировались крупнейшие империи в истории человечества – Великий Тюркский каганат, Монгольская империя. Кочевые народы Центральной Азии были проводниками многих культурных достижений, контролировали Великий шелковый путь, контактировали со многими крупными политическими центрами. Феномен Великого переселения народов, в ходе которого была перекроена политическая карта Евразии, сформировался именно в нашем регионе. В общем, можно долго рассказывать про эти интереснейшие и, что главное, пока во многом не исследованные процессы.

– Не все же студенты идут в науку, почему вы остались?

– Действительно, не так уж много выпускников ИИМО остаются в науке. Но это абсолютно нормально. В принципе не обязательно работать именно по этому направлению. Главное, что дает история, – это развитие мышления. Сейчас не нужно досконально знать какие-то исторические факты, даты, ведь это легко найти в интернете. Гораздо важнее уметь понимать процессы и иметь навыки обработки больших объемов информации. Это пригодится в жизни в любом случае. Многие выпускники исторических факультетов именно поэтому успешны в разных сферах – в политике, бизнесе, в силовых структурах. Я пошел в науку, потому что мне всегда было интересно изучать всю эту информацию, ездить в экспедиции. Отчасти еще не хотелось терять те наработки, которые были сделаны в студенчестве. Да и было много возможностей, удержавших меня в этой сфере. Я являюсь руководителем нескольких проектов, у меня есть серьезные обязательства не только перед научными фондами, но и перед коллективами. И опять же – я уверен, что любой представитель администрации университета, занимающийся организацией науки, должен сохранять связь с конкретными научными исследованиями, иначе он потеряет связь с реальностью.

– А какие еще у вас есть увлечения?

– Учитывая уже традиционную нехватку времени – немного спорта, немного музыки. До известных событий 2020 г. было много путешествий – удалось посетить более 25 стран. Хоть в большинстве случаев эти поездки были связаны с работой, всегда была возможность просто побывать в интересных местах, пообщаться с неординарными людьми. Скорее всего, это неправильно, но во многом наука замещает хобби. Будем стараться это исправлять.

Александра СМОЛЯНИНОВА










          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook



«За науку!» © 1980-2020
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru