№ 23 (915) от 26 мая 2005 года
Ликбез в гостях у ЗН - N4
ПОЭЗИЯ
Баджо
* * *
Ты скажешь, что я баловень судьбы,
И что она меня не обижала.
А ты пересчитай-ка все гробы,
Которые я взглядом провожала.
Потом перелистай все мои сны,
Когда я просыпалась среди ночи
Под взглядом наглой и седой луны,
Когда я думала, что жить уже нет мочи.
Ты загляни в глаза моей души -
В эти заплаканные мутные оконца:
Я мучилась, но я умею жить,
Ведь я умею радоваться Солнцу
Ася МАСЛОВА
* * *
Чай с луною вместо лимона
Отпиваешь и смотришь в меня.
Ты на редкость очень спокоен -
Чай с луною спокоит тебя.
И в небесное море прохлады
И в пустынную гладь бытия
Уплываешь без толики жажды.
Уплываешь. И смотришь в меня...
Евгений БАННИКОВ
* * *
Бывает такое - душа замирает.
И тихо рождается чудо.
И сердце раскрыто. Но память не знает
Нисходит такое откуда.
Бывает такое - внезапно проснешься
От щебета мыслей. Невольно
Душою незримого мира коснешься.
Становится сладко и больно.
Все станет понятным. Вселенная дышит
С тобой в унисон. И далекий
Неведомый кто-то тебя вдруг услышит.
И ты не такой одинокий.
Все беды рассеются. Сгинут печали.
Покой и блаженство, и... Впрочем,
Мгновенье прошло. Начинаем сначала.
Нас новое утро морочит.
В.В.Корнев,
редактор "Ликбеза", представил материалы странички

Словарь Паутиныча
Иллюстрация - Ветер
ВЕТЕР - перемещение воздуха, которое мы замечаем благодаря воздействию его на нас и на предметы: облака, деревья, уличный мусор, одежду, развешанное белье, рекламные щиты и пр. В. может вредить человеку, мешая, например, играть в бадминтон, купаться в озере (ибо после купания может сделаться холодно телу), спокойно сидеть на скамейке, любуясь природой. В. раздражает, когда раздувает полы пальто, болтает твоим пакетом, срывает и уносит далеко шляпу, зонтик, бумагу. Тогда ты досадуешь на него. Но может быть и полезен или по крайней мере приятен. Ты ждешь его в нетерпении, если хочешь запустить змея, если у тебя есть ветряная мельница, парусник (нужен попутный и не слишком сильный В.), даже если тебе просто жарко и хочется свежести и прохлады.
Особо хотелось бы остановиться на деревьях. Находясь дома и будучи укрытыми (если только в стенах или окнах нет щелей) от него, мы ощущаем присутствие В. благодаря их шуму. Когда ты идешь по улице в сильный В., деревья как бы становятся живыми существами, которые машут руками (ветками), переговариваются о чем-то (от этого кажется, что они злоумышляют против тебя), угрожают или предостерегают.
Сильный В. способен вызывать состояние тревоги. Мир теряет устойчивость, ты понимаешь, что покой иллюзорен и относителен, все может прийти в движение и измениться. Сильный В. - это маленький конец света.
В.В.Корнев,
редактор "Ликбеза", представил материалы странички

КУЛЬТУРА-МУЛЬТУРА
К.Е. Либидо
* * *
Я спросил у ясеня,
Я спросил у тополя,
Я спросил у яблони,
Я спросил у пня,
У забора я спросил,
Я спросил у лошади.
Лошадь мне ответила:
"Зря ты это все!"
* * *
Кусай, кусай, кусай меня скорей!
Я яблоко, я жажду боли.
Огрызь меня!
И что осталось,
Брось к ногам своим
Огромного размера
НАПОМИНАНИЕ
Поговорим о сталинщине,
О суровых тех годах.
Сталинщина - ах!
* * *
Поселюсь в каморке тесной
Средь дерьма и паутин.
Буду книжки умные читать,
Стану звезды наблюдать украдкой.
А о девушках забуду даже думать,
Положив все силы на учебу,
Чтобы стать культурным, смелым, умным.
И тогда подумают соседи:
"Вот каков он, молодой ученый!"
В.В.Корнев,
редактор "Ликбеза", представил материалы странички

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
Автоматы Игровые (Фр. Automate от греч. automatos - самодействующий)
Игровые автоматы - самодействующие, имеющие отношение к игре.
На улицах нашего современного города (Барнаула) как грибы после дождя открылись неисчислимые конторы под громким и до конца не понятным названием: "Игровые автоматы". Что же это такое? Чем там люди занимаются? Интересно?
Возле подобных "игрищ" роятся молодые люди, или не очень молодые. Где-то около 15-30 лет, судя по всему. (Самый активный возраст, кстати). Причем заметьте - сугубо мужчины. Что их так притягивает там, почему они там тратят свое драгоценное время, пока женское население рождает, выращивает, обучает и лечит подрастающее поколение?
Спрос рождает предложение - факт известный. Коли есть "залы" - значит есть "игроки". Неизвестно, что из них первично. Факт остается фактом - людей чрезвычайно сильно заинтересовали "игры". Ответ на вопрос "почему?" можно только предполагать.
В современном мире существует огромная по значимости и капиталовложениям индустрия услуг, называемая игровой. Оказалось, что люди готовы платить большие деньги, заработанные ими в поте лица с восьми утра до шести вечера на ненавистной работе, за то, чтобы их развлекали, а проще говоря - уводили от реальности. Именно в современном мире этот уход от реальности превратился в насущную необходимость. Почему?
Тому может быть множество причин. Возможно привычка, воспитываемая с детства телевизором, игровыми приставками, компьютерными играми и прочим, выражающаяся в постоянном существовании возможности реализовать себя в иной, пусть и не живой реальности. Также, возможно, слишком невыносим стал "с миром тет-а-тет", слишком силен стал голод, холод, отчуждение, и человеку всенепременно требуется возможность иного, пусть и виртуального мира, где он ощутит себя достигшим всего того, чего не сумел достичь в реальности, где хоть на пару часов забудет о насущной ответственности перед собой. На лицо продуцируемый человеческий инфантилизм.
Теперь можно конкретно разобрать некоторые психологические механизмы воздействия на "игрока", реализуемые в "залах".
Чтобы статья была более правдивой, мне пришлось совершить поход в "игровой зал" и самому на месте все выяснить.
И что же?
Знаете, я был приятно удивлен чистотой зала, какой-то притягательной комфортностью, приятным полумраком, чистым, даже приятно пахнущим воздухом, учтивым персоналом. Правда, меня немного настораживало какое-то невнятное напряжение там. Хотя ладно, обо всем по порядку.
Там стоят ряды аппаратов, таких чуть выше человеческого роста, с экранами и своеобразной клавиатурой: с большими кнопочками, которые светятся лампочками приятного света, с маленькими мигающими, когда необходимо, лампочками. Эти аппараты оказались очень притягательными своей округлостью (как у машин - плавность женских линий), мягкостью линий, матовостью, приятными расцветками: яркими, и в то же время уютными. Цвета все насыщенные, слишком насыщенные и никаких огрех, аппарат - само совершенство. Он умело стилизован под игру, которую вы видите на экране. Стилизован цветами, формами кнопок и клавиатуры, которые вторят формам, используемым в самой игре. Признаю, мне самому сильно захотелось присесть за этот аппарат и с удовольствием "пообщаться" с дружественным интерфейсом. Я человек суггестивный и чуть было не поддался такому соблазну. Благо есть что-то еще во мне помимо суггестивности. Что-то неуловимое притягивает в этих автоматах еще, но что?
Наша культура (как и любая культура) всенепременно имеет определенную иерархию ценностей, статусов, критериев статуса. Так вот, в нашей современной культуре таким критерием оценки чего-либо (читай - всего) являются деньги. В нашей буржуазной культуре. Это и хорошо, что есть единый критерий оценки. Но это к делу не относится. Так вот. Деньги т.о. приобретают сакральный характер, священный, мифологический, ибо они связаны практически со всеми феноменами культуры, дают возможность количественной их оценки и сравнения. Да и вообще, дают возможности и открывают перспективы. Деньги - это возможность удовлетворения первичных потребностей и даже вторичных интересов. Деньги пронизывают все существо, всю структуру личности современного человека и являются неотъемлемой частью человеческого общественного бытия.
В этих "играх" напрямую задействованы деньги. Именно они - критерий реальных ценностей - используется в этой сфере виртуальности. Гремучая смесь. Непосредственное вложение денег в подобный автомат, т.е. символическое придание ценности виртуальной игре, да и сама игра ценными вещами - т.е. риск - играют немаловажную роль в формировании магнетичности этих игр, их притягательности. Я совершаю сакральный акт - вкладываю нечто ценное в аппарат, он пожирает это и превращает в игру. Раз игра связана с сакральными ценностями - она уже не игра. Это уже мифологическое действо, это серьезно и важно для человека. Я отдал за это деньги. Т.о., с одной стороны, игра делается тем самым более реальной, с другой, вводится в общетсвенное бытие посредством денежных отношений.
А дизайнеры постарались превратить оболочку этой игры в реальность. Ведь соответствие стилизации реального аппарата виртуальности электронной игры - суть сплавление виртуальности и реальности и придание эфемерной игре материальной референции (кнопки нарочито большие, "вещественные", нарочито яркие, гиперреальные). Ее теперь можно потрогать, а стоимость игры денег придает ей еще большую реальность. Собственно, это все суть чисто психологические механизмы, которые вполне вписываются в парадигматические тенденции современной культуры.
Ну и, конечно же, уже было сказано об этом ранее, главная притягательность такого времяпрепровождения состоит именно в сущности самой компьютерной игры, которая всяческими методами создает иную, параллельную реальность, в которой возможно нечто, что невозможно в этом мире. Причем, связанность обоих этих реальностей поражает. Они строятся на одинаковых ценностях, на одинаковых механизмах наслаждения: соблазне, провокации, власти, сексуальных техниках сублимации. (Все четыре части важны). Их искусственно связывают (о чем говорилось выше: деньги, дизайн самих "реальных" аппаратов), чтобы добавить реалистичности виртуальному миру, но при этом действует и обратная связь: реальность достраивается симуляцией, реальность уже никакая не реальность, но тоже виртуальная модель, которая теперь реципиентом воспринимается инфантильно - здесь можно проиграть, сохраниться, начать заново.
Итак, какие мне сделать выводы?
Человек становится инфантильным, если его не научили, сам не научился, не приобрел, или ему не дана способность к агрессивной самореализации в мире, если он не имеет опыта, или имеет негативный опыт борьбы за себя. (И тут невозможно выяснить, кто виноват в этом, как это произошло, вопрос о вине вообще следует здесь отбросить как неэффективный). Именно инфантильность как свойство личности открывает путь к постоянному бегству от проблем, ускользанию в сторону, т.е. наркотикам, играм и прочему виртуалу. Кстати, в том числе и телевидению, особенно всяким сериалам, шоу и пр. и пр. (Наверно, я говорю банальности?). А подобные практики только усугубляют инфантильность. Замкнутый круг, в котором мы все вертимся, а не только эти 15-30-ти летние мужчины из "игровых залов автоматов".
Конечно, скажу вам честно, на самом деле все не так просто и однозначно, но основные тенденции и "красную линию" проблемы "развлечений" я наметил, и, боюсь, проблема инфантильности касается всех.
Думать вам. Решать вам.
В.В.Корнев,
редактор "Ликбеза", представил материалы странички






          Мы Вконтакте


          Мы в Facebook




«За науку!» © 1980-2020
При использовании материалов газеты
ссылка на "За науку!" обязательна
Мнения отдельных авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Редакция оставляет за собой право публиковать такие материалы в порядке обсуждения.
Контактные адреса
656099, Барнаул,
пр-т Ленина 61, ауд. 901.
Телефон: (3852) 29-12-60
E-mail: natapisma7@gmail.com
Internet: http://zn.asu.ru