Слово директору

Без химика ракета не взлетит

21 сентября 2024 года институт химии и химико-фармацевтических технологий Алтайского госуниверситета отмечает 50-летний юбилей, с чем редакция нашей газеты искренне поздравляет студентов, сотрудников и преподавателей института! Первое слово на первой полосе дается директору ИХиХФТ к. х. н. Ирине Владимировне Микушиной.

– Ирина Владимировна, давайте начнем с истории: как и когда менялся ИХиХФТ?

– Институт бурно развивается, особенно в последние годы. Раньше, еще на химическом факультете, была только одна специальность – «химия», но с 2000-х годов появилась «техносферная безопасность», позже «биотехнология», «химтехнология», «фармация» и так далее. Мы продолжаем готовить химиков, в том числе и по программе специалитета, а параллельно у нас обучаются студенты по другим востребованным направлениям химической промышленности.

В 1996 году химфак открыл свой собственный научный журнал «Химия растительного сырья», который входит в базы цитирования Scopus, и в настоящее время является очень популярным и востребованным среди авторов и исследователей. На тот момент кафедра органической химии активно развивала направление, связанное с растительным сырьем, поэтому новый журнал пришел на смену журналу «Химия древесины».

Второе крупное достижение: создание и открытие направлений подготовки и образовательных программ, связанных с программой «Фарма-2030». В 2014 году в нашем институте были реализованы государственные контракты на открытие программ фармацевтического профиля. А параллельно с этим была открыта лаборатория промышленной фармации и сверхкритических флюидных технологий, которая также направлена на реализацию задач развития фармацевтической отрасли и соответствующих научных направлений в АлтГУ.

В последние годы в институте открыли межуниверситетскую лабораторию квантовых технологий материалов и эколого-химический центр. Эколого-химический центр – это лаборатория, оснащенная современным оборудованием для решения задач обеспечения экологической безопасности почвы, воздуха, воды, пищевого сырья. Что касается кадрового обеспечения, то сейчас большая часть преподавателей – выпускники химического факультета, а некоторые – уже и института химии и химико-фармацевтических технологий. Они сохраняют традиции и верность университету. Также у нас еще работают те, кто пришел к нам на факультет с самого его открытия и преподают уже 50 лет: Владимир Антонович Новоженов, Борис Павлович Шипунов, Елена Анатольевна Лейтес.

– Скажите как студентка химфака 1990-х годов: какими студенты были раньше и какие они сейчас?

– У каждого времени свои студенты. Они формируются в тех условиях, в которых находятся. Современные студенты окружены большим информационным потоком, но, что парадоксально, они не всегда могут правильно управлять им. Раньше, скажем, нужно было ходить в библиотеку и ждать нужный журнал если не месяцами, то неделями. Сейчас же доступность информации рождает легкое отношение к ней и некорректное ее использование. Конечно, мы не говорим, что раньше студенты были лучше – мы любим всех наших студентов. Но все же нынешним студентам иногда нужно больше усидчивости и навыков самостоятельной работы, чтобы эта работа не сводилась к двум опциям: «копировать – вставить». У нас учатся очень талантливые, креативные, творческие ребята, они проводят интересные студенческие мероприятия, участвуют в различных конкурсах. В 1990-х годах, когда я училась в университете, все было скромнее, чем сейчас.

– Как ваш институт поддерживает научные инициативы студентов?

– Как правило, инициаторами тематик исследований выступают преподаватели. Они расписывают со студентами задачи, которые могут быть решены в рамках того или иного проекта.

Непосредственное общение преподавателей и студентов позволяет достигать нужных результатов, и наши студенты участвуют в различных программах на получение грантовой поддержки на реализацию этих проектов. Из последнего: два года подряд наши студенты выигрывают конкурс «Альфа-шанс», а еще в этом году трое наших студентов получили гранты от Фонда содействия инновациям. По возможности мы поддерживаем всех заинтересованных студентов, рекомендуем их для участия в тревел-грантах, в которых они, как правило, успешно проходят отбор и выезжают на различные конференции и стажировки (тревел-грант – это система поддержки студентов АлтГУ для участия в различных научных мероприятиях. – Прим. автора).

– А какие компетенции ИХиХФТ развивает в студентах?

– Начнем с того, что все направления подготовки, связанные с химией, вырабатывают ответственность. Нельзя, например, наобум смешать два химических вещества. Вторая важная компетенция: быть предельно честным. Потому что если ты соврал – ракета не взлетела, а таблетка не подействовала. В химической отрасли очень важно уметь работать руками: у нас каждый студент подолгу трудится в лаборатории, приобретая навыки работы с научным, учебным оборудованием, реактивами разных свойств, посудой. Важна работа в коллективе, ведь в нашей профессии без этого никуда: ни создать проект, ни реализовать его. Сейчас наметилась тенденция, что химия существует не только в лаборатории. В наше время есть много теоретиков, которые, используя программное обеспечение, предсказывают возможность или невозможность протекания химических реакций. Либо прогнозируют условия, при которых данная реакция будет протекать. В современных условиях развития технологий химия – это не просто знать, как смешать несколько реагентов, но прежде всего глубокая теоретическая проработка тех проблем, которыми химик занимается. Есть теоретические основы у химических дисциплин, которые позволяют без использования посуды и оборудования прогнозировать результаты эксперимента. Но это ведь только прогнозы. Как говорится, нет неосуществимых реакций, есть те, к которым не подобраны катализаторы. Конечно, опыты, которые мы проводим со студентами, как правило, описаны. В научных же исследованиях мы стараемся воплотить теоретические представления в реальные продукты.

– Где студенты проходят практику?

– Чаще всего на предприятиях Барнаула, но по желанию могут и за пределами города. Если говорить про химиков, то у нас были выезды на завод «Алтайский Химпром» имени Верещагина в Яровом, «Кучуксульфат» в Благовещенском районе. В Барнауле это уже упомянутые шинный и молочный комбинаты, Барнаульский пивзавод, «Сибэнергомаш», «Трансмаш». Также те студенты, которые учатся по специальности «фундаментальная и прикладная химия», изучают педагогические дисциплины, поэтому проходят практику в школах Барнаула и края.

– Как вы оцениваете роль междисциплинарных исследований в современном химическом образовании?

– Изначально на нашем факультете обучали только химиков, потом добавилась специальность «техносферная безопасность». Почему она добавилась? Потому что специалисты по техносферной безопасности оценивают и контролируют безопасность труда на любых производствах, включая химическое. Поэтому без этих специалистов не может обойтись ни одно предприятие. Также у нас есть направления «биотехнология», «химтехнология» и специалитет по фармации. Выстраивается очень междисциплинарная подготовка, когда химик, технолог, биотехнолог, провизор, специалист по промышленной фармации и специалист по техносферной безопасности в комплексе могут создать научно-техническое предприятие. Сегодня очень много говорят о междисциплинарности, когда стираются границы между химией, физикой, биологией, геологией и рядом других дисциплин. Так оно и есть, потому что, например, чтобы переработать минеральное сырье, нужно его добыть. Геологи должны сказать, где оно лежит, химики должны его проанализировать и создать технологию по его переработке и так далее. Междисциплинарность – это тренд, и мы в институте химии и химико-фармацевтических технологий следуем ему.

– С какими индустриальными партнерами сотрудничает ИХиХФТ?

– Прежде всего это те предприятия, которые обращаются к нам за кадрами. На сегодняшний день, если говорить про барнаульские производства, на каждом промышленном предприятии есть наш выпускник: это Барнаульский шинный комбинат, Барнаульский молочный комбинат и в целом предприятия по переработке молока, «Ренессанс косметик», лаборатории Центра гигиены и эпидемиологии, лаборатории Центра стандартизации и метеорологии. Можно сказать, что любая лаборатория края является нашим индустриальным партнером, поскольку она – заказчик кадров. Если говорить в научном плане, то здесь, конечно, уже сложнее, поскольку не так просто вклиниться в устоявшиеся производственные технологии. В научном процессе партнерами выступают более мелкие компании, поскольку они ищут себя на рынке, пытаются разрабатывать новые продукты. Например, наши партнеры – это «Алтайвитамины», предприятие по производству лекарственных препаратов; были проекты с предприятиями по производству пищевых продуктов, в частности с Сибирским научно-исследовательским институтом сыроделия, проекты по разработке лабораторных технологий переработки природного сырья и другие.

– Что посоветуете студентам, которые хотят продолжить научную карьеру после окончания университета?

– Если студент хочет заниматься наукой, то ему нужно идти в магистратуру и аспирантуру. Не нужно тратить четыре года на работу где-то – они должны быть посвящены непосредственно науке (аспирантура в ИХИХФТ длится четыре года. – Прим. автора). И преподаванию – большинство аспирантов являются преподавателями уже с первого курса. А те, кому нужен быстрый карьерный рост, не идут писать кандидатскую диссертацию, им достаточно бакалавриата и магистратуры. У нас в аспирантуре учатся те, кто хочет построить научную и преподавательскую карьеру.

– Какие у ИХиХФТ планы на ближайшее время? Какие на будущее?

– В сентябре главная задача – адаптация первокурсников. Нужно, чтобы они разобрались и мягко встроились в университетскую жизнь, которая сильно отличается от школьной, иначе мы потеряем их после первого же курса. Что касается научной деятельности на ближайшее время, то это, конечно, подготовка заявок на текущие программы, текущие гранты. По срокам сейчас идет заявочная компания и научные коллективы работают над составлением заявок. А на ближайшие годы хотелось бы сделать обновление научных направлений, то есть расширить спектр научных направлений для того, чтобы более полно охватывать научные тренды и привлекать финансирование. Сейчас вся наука в основном финансируется грантами и сложно развиваться, если нет таких поступлений, поэтому нужен пересмотр или расширение научных направлений, чтобы можно было увереннее себя чувствовать в научном плане.

Еще одна важная задача – профориентация и подготовка школьников к поступлению на наши направления подготовки. Уже сейчас в колледже АлтГУ осуществляется подготовка студентов по направлению «технология аналитического контроля химический соединений», и уже через год первые выпускники колледжа будут поступать в наш институт. Это существенно улучшит качество набора абитуриентов. Замечу: мы разрабатываем концепцию эффективного взаимодействия с выпускниками колледжа, как и с колледжем в целом: расширяем сопряженное образование по системе «колледж – вуз». В этом направлении в институте реализуется образовательный проект по программе «Приоритет-2030», организуется новая лаборатория, где студенты колледжа и студенты института будут работать над решением практических задач от индустриальных партнеров, воплощать в продукты и технологии свои идеи.

Важной задачей является и создание комфортных безопасных условий для работы и учебы. Научно-творческая работа студентов по реализации проектов осуществляется вне рамок часов аудиторных занятий, поэтому им нужны свободные лаборатории для работы над проектами. А с этим у нас возникают сложности, поскольку постоянно идут занятия по расписанию по дисциплинам учебных планов, лаборатории загружены, возникают неудобства. В идеальном варианте хотелось бы, чтобы у нас появился свой дом, свой корпус. Поэтому мы, как и весь вуз, мечтаем о новом корпусе с помещениями под лаборатории.

Директор ИХиХФТ И. В. Микушина:

– Дорогие коллеги, студенты, выпускники! Сегодня мы отмечаем знаменательную дату – 50-летие нашего родного химического факультета, а теперь института химии и химико-фармацевтических технологий! За эти годы он прошел яркий путь, став символом прогресса в области химии. Мы гордимся тем, что являемся частью этой большой истории. Наши преподаватели – настоящие эксперты, которые не только передают знания, но и вдохновляют на научные открытия. Наши студенты – будущие лидеры отрасли, полные энтузиазма и жажды познания. Наши выпускники – гордость института, они успешно реализуют себя в науке и различных отраслях производства. 50 лет – это не просто дата, это целая эпоха! За это время мы пережили взлеты и падения, но всегда оставались верны нашим ценностям: любознательности, стремлению к знаниям и инновациям. Сегодня мы благодарим всех, кто вложил свой труд и талант в развитие института! И с оптимизмом смотрим в будущее, полное новых идей, исследований и открытий! С юбилеем, наш любимый институт!

Личный вопрос

– Как вы увлеклись химией? Какие научные проблемы вас интересуют? Почему?

– Наверное, сильное впечатление на меня произвели химические опыты, которые демонстрировались на уроках химии в школе. Это казалось чем-то невероятным! А когда это можно еще и объяснить с точки зрения науки, то получаешь неоценимый опыт сопричастности к чему-то большому и значимому. В студенчестве меня увлекла тема механохимии, в частности механохимические способы активации растительного сырья для его химического модифицирования в различные продукты. При работе над кандидатской диссертацией было показано, что природные полимеры (целлюлоза, лигнин, гемицеллюлозы) по разному ведут себя при механохимической обработке, и это связано с их молекулярной и надмолекулярной структурой, которая существенно преобразуется под действием механической энергии. Это способствовало тому, что появился интерес к изучению твердых дисперсий, а именно твердых лекарственных форм.

Мстислав ВЯЗАНЦЕВ
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА

948 просмотров

Related posts

Можно поточнее?

Анна Загоруйко

Сила трех F: Fормула, Fотон, Fундаментальность

Здесь изучают жизнь