Ректор Алтайского госуниверситета уже неоднократно призывал не попадать на уловки мошенников – быть бдительными. Но, увы, до сих пор случается, что наши студенты и сотрудники на обман ведутся. «ЗН» решила изучить «черную риторику», которую используют аферисты, и обратилась за экспертным комментарием к Евгении Александровне Московкиной, к. ф. н., доценту кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка АлтГУ, специалисту по речевым коммуникациям.
– Важно понимать, что информация мошенников часто бывает отвлеченной и неточной. Ведь данные, которые они используют, находятся, как правило, в открытом доступе. Они могут ссылаться на ваших руководителей, называя их имена, но при этом часто допускать фактические ошибки, использовать устаревшие данные. Например, если вы говорите, что больше не работаете в названной ими организации, мошенники могут ответить, что это неважно, поскольку произошла утечка данных, или что-то подобное. Они также любят использовать логотипы организаций, когда звонят: вместо фотографии звонящего якобы официальный логотип. А если присмотреться к нему, открыть и рассмотреть, то выяснится, что нет.
Еще распространенный прием, которым пользуются не только мошенники, но и рекламисты: говорят очень быстро, то есть не дают времени подумать, обрушивая сразу большой объем информации. Это так называемый эффект коммивояжера. Когда сведения поступают валом, человек отследить их не успевает, и уровень критичности резко падает. Жертва просто не успевает проанализировать данные. Создается ощущение сумбура, или объема, как в рекламе, где мы попадаем под иллюзию дефицита времени: «Прямо сейчас!», «Немедленно надо покупать!», «Закрытие!», «Последний день!», «Ликвидация!». Мошенники пользуются точно такими же механизмами, говорят, что нужно решить что-то очень быстро, моделируют экстремальную ситуацию, в которой вы должны «немедленно» принять решение, сообщить нужные им данные. Они могут даже вызвать вас (и обеспечить трансфер), сказать, что ехать надо прямо сейчас, без отлагательств, в банк или еще куда-то, что это «вопрос жизни и смерти».
Степень критичности у всех разная. Есть люди с высокой степенью критичности, есть с низкой. Довольно внушаемыми считаются флегматики и меланхолики, тогда как холерики и сангвиники более устойчивы к коммуникативному давлению. Зная свой темперамент, вы можете эффективнее противостоять мошенникам. Например, если вы флегматик, то нужно быть особенно бдительным и осторожным. Но у флегматиков есть и преимущество: они очень внимательны к речи и могут заметить фактические ошибки, логические несостыковки. Флегматики сами говорят четко, понятно и последовательно, медленно думают и конструируют правильные фразы, поэтому могут более тщательно наблюдать за речью собеседника. Но им для этого нужно время.
Универсальный метод: прикинуться очень заинтересованным и начать задавать уточняющие вопросы: «Вот здесь мне непонятно…», «А это как будет?» Когда вы начинаете задавать вопросы, лучше уточняющие, то мошенники начинают теряться, потому что не владеют полной информацией. Они могут начать спрашивать в ответ или засмущаться, особенно если на звонках сидят молодые девушки, которых, судя по голосу, легко сбить с толку. Возрастные критерии также могут играть роль, и этим можно попробовать воспользоваться. Уточнения выводят мошенников на чистую воду.
Еще один способ – сказать, что вам нужно с кем-то посоветоваться, подобно тому, как японцы говорят «мне нужно посоветоваться с женой», имея в виду отказ и не говоря прямо нет. Если после этого вас тут же начинают переубеждать, уговаривать не класть трубку и ни в коем случае не разглашать услышанное, то это явный сигнал: на проводе с вами – мошенники.
Кроме того, если вас просят поставить звонок на громкую связь и ведут беседу длительное время, около 10-15 минут, это тоже подозрительно. Ни один сотрудник из любой официальной структуры (за редким исключением) не будет тратить столько времени на разговор по телефону с одним человеком на громкой связи.
Акцент
Важнейший момент: если звонит незнакомый человек, говорит вам о чем-то долго и быстро, не давая вам ответить или подумать, это должно наводить на мысль, что, скорее всего, вами манипулируют, злоупотребляют вашим доверием.
Рекомендация
Защита от мошеннического влияния – больше психология, и здесь могут помочь эти книги:
- Пол Экман «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь»
- Роберт Чалдини «Психология влияния»
- Эверетт Шостром «Анти-Карнеги. Человек-манипулятор»
Софья ПРОТАСОВА
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА