Александр Каримов – аспирант 1-го курса направления «математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» АлтГУ создал систему тайного голосования. Она позволяет проводить выборы и опросы онлайн так, чтобы никто не мог узнать личные предпочтения голосующих. Далее – со слов героя.
– Я планирую заниматься передовыми разработками в IT. Моя основная область интересов – обучение с подкреплением. Это сфера ИИ, которая, если говорить простыми словами, имитирует дофаминовую систему вознаграждения. Я считаю, это первый шаг к созданию настоящего ИИ, который не просто генерирует тексты или картинки, а способен к самоосознанию. Ведь эта система лежит в основе человеческого интеллекта. Убежден, что для глубокого понимания ИИ необходимо знать, как устроен интеллект настоящий. Пока же мы используем ИИ как объект, как инструмент. Но с философской точки зрения субъектность вполне возможна. Все мы – и люди, и роботы – системы, просто очень сложно устроенные, и пока мы не до конца понимаем, как именно. Если разберемся в собственном устройстве, то сможем воспроизвести подобные системы. Человек действует по алгоритму, только у нас он биологический, нам ничто не чуждо, а робот – просто «железо». Но и роботы «живут». Просто у роботов алгоритмы гораздо более простые, тогда как наши алгоритмы пока настолько сложны, что мы не до конца их понимаем.
Моя главная работа в бакалавриате и в магистратуре была связана с криптографией – наукой о математических методах обеспечения конфиденциальности и целостности данных, аутентификации, шифрования. Поэтому и проект посвящен электронной системе тайного голосования на основе гомоморфных функций и RSA-шифрования. Система позволяет проводить голосование таким образом, что никто, даже администратор сервера, не может раскрыть или фальсифицировать голоса. В основе идеи лежат два надежных криптографических алгоритма. Гомоморфное шифрование по схеме Пэйе: оно позволяет суммировать голоса, не раскрывая самих голосующих, так что невозможно узнать, кто за какой пункт проголосовал. А цифровое шифрование RSA позволяет сделать цифровую подпись и аутентифицировать участников, то есть всегда можно проверить, что проголосовал реальный человек, но при этом не узнать, кто именно это был. Система реализована как веб-приложение на Python с использованием фреймворка FastAPI. Базы данных PostgreSQL обеспечивают быструю, надежную и асинхронную работу. В вопросах криптографии меня консультирует научный руководитель моей магистерской Евгений Владимирович Журавлев, к. ф.-м. н., директор института математики и информационных систем. Работу я уже представлял на конкурсах и конференциях. Она заняла призовое место на конференции «Мой выбор – наука» в 2025 году, прошла в финал конкурса Фонда содействия инновациям – 2025. Зачем вообще нужна платформа, на которой нельзя идентифицировать проголосовавшего участника? Чтобы выборы оставались тайными и никто не мог узнать, кто за что проголосовал. Такая система может применяться в самых разных случаях: от голосования за председателя в университете до корпоративных выборов или даже, при масштабировании, в региональных голосованиях. При этом всегда можно проверить, что голосовал реальный человек, а не сфальсифицированный голос. Тема тайного голосования пришла ко мне неслучайно. Когда я поступил в вуз, мне нужно было выбрать тему для работы. Я тяготел к программированию, так как моя специализация была чисто математической и мне не хотелось заниматься только ей. Искал задачу, где можно было бы применить программирование.
Заострю внимание: любая программа всегда зависит от программиста. Стараюсь все делать модульно, избегая кода из тысячи строк. Каждая функция вынесена в отдельный модуль. Например, шифрование вынесено в отдельные подпрограммы, и все это собирается как конструктор. Сейчас я сфокусировался больше на искусственном интеллекте. Готовятся крупные разработки для моей будущей кандидатской работы, связанные с применением ИИ в агротехнологиях Алтайского края. Это будет касаться детекции заболеваний агрокультур и сегментации самих агрокультур. Нейросеть, например, может легко отличить березу от дуба, но ей сложнее различать десятки различных видов берез. Этим я и мой руководитель в аспирантуре Денис Юрьевич Козлов, к. ф.-м. н., заведующий кафедрой информатики АлтГУ, будем заниматься. Практическое применение – огромное, в Алтайском крае выращивают множество культур, подверженных различным дефектам и заболеваниям. Дрон сможет оперативно детектировать эти заболевания, что позволит принять меры до их распространения.
Роботы живут?
Более того, уже год я занимаюсь фрилансом в сфере программирования, специализируясь на разработке ботов и искусственного интеллекта, активно его изучаю. В основном боты разрабатываю для Telegram. Тематика их чаще всего связана с продажей недвижимости. Это своего рода «умные» доски объявлений, аналогичные «Авито», но работающие в Telegram. В них реализованы продвинутые запросы, которые позволяют пользователям находить нужную недвижимость, даже если пожелания описаны простыми словами. Например, можно сформулировать запрос: «Хочу купить двухкомнатную квартиру на окраине Барнаула и ценой не более 10 миллионов». Бот найдет подходящие варианты. Создать бота можно по-разному, но я предпочитаю писать их вручную, как программу, а не использовать конструкторы. Для начала необходимо получить API-токен в Telegram через BotFather – официальный бот Telegram, который служит для создания и управления другими ботами. Далее начинается сама разработка на языке программирования Python – это самый распространенный язык для этой цели, хотя можно использовать и другие. С использованием полученного API-токена и происходит разработка. Что касается заказов на фрилансе, то их количество зависит только от меня. Сколько я возьму, столько и будет. Сейчас у меня достаточно заказов, но я стараюсь не брать слишком много, так как основное время уходит на первый проект и аспирантуру. Время, затрачиваемое на создание бота, зависит от его сложности. Простенький бот для опроса можно сделать за пять минут. А разработкой целой платформы по продаже недвижимости можно заниматься и месяцы.
Софья ПРОТАСОВА
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА
