Говорит ученый

Университет как universitas

Время на прочтение: 3 минут(ы)

Есть старинная, почти забытая идея университета как universitas – общности, единого организма. Это мир, где встречаются не просто студенты и преподаватели, но и мысли, мнения, идеи – разные, порой дерзкие, живые, противоречивые.

И от того, как мы, обитатели этого мира, умеем общаться друг с другом, зависит сама его суть – быть не просто фабрикой по передаче знаний, но живым организмом, где образование, наука и творчество переплетаются в единый, непрерывный процесс.

Возьмем образование. Сердцем его является диалог. Диалог между профессором и студентом на лекции, между коллегами на кафедре, между научными школами на конференции. И от того, насколько этот диалог культурен, насыщен и уважителен, зависит очень многое. Студент, пришедший на пару, впитывает не только факты. Он подсознательно считывает интонацию преподавателя, его умение ясно и образно излагать сложнейшие материи, его готовность выслушать и вступить в дискуссию. Именно так, через живое, заинтересованное общение, передается та самая любовь к предмету, которая важнее зазубренных формул.

Возьмем науку и творчество. Все научные открытия и творческие прорывы рождаются через их совместное осмысление в диалоге. Механизм этого процесса понятен и прост. Мозг никогда не бездействует. Даже в полном покое в нем идет работа – «сеть пассивного режима» перебирает обрывки воспоминаний, строит симуляции будущего, ищет связи между, казалось бы, несвязанными вещами. Это внутренний диалог, основа творчества. Но его богатство и глубина зависят от того, чем мы его наполняем. И ключевой источник этого наполнения – диалог внешний, то самое общение, что выводит мысль за рамки привычных маршрутов.

Самое ценное происходит даже не в самих словах, а в том, что между ними. В паузе, в интонации, в жесте, в том понимании, которое возникает без лишних фраз. Грубость, поспешность, категоричность – они как тормозные медиаторы в синаптической щели, «зашумляют», мешают сигналу преобразиться во что-то новое. А уважение, внимание, готовность услышать – это те самые посредники-медиаторы, которые облегчают рождение смысла.

Культура общения – это биохимия нашего коллективного интеллекта. От нее буквально зависит, родится ли что-то гениальное или так и останется невысказанным. И в основе этой биохимии лежит простая истина: качество диалога определяется глубиной внутреннего мира его участников. Бессмысленно требовать тонкости от сознания, которое ею не обладает.

И здесь мы подходим к главному: ученый не может позволить себе быть «узким специалистом». Потому что его основной инструмент не формула и не микроскоп, а его собственное, развитое сознание.

Мозг – это динамичная, перестраивающаяся сеть. И когда мы говорим, что литература, философия, история, искусство – это «питательная среда» для научного мышления, мы говорим не метафорически, а вполне буквально.

Слушая сложную симфонию, мозг не просто наслаждается гармонией. Он активно предсказывает развитие музыкальных тем, распутывает контрапункт, выстраивает иерархию звуков. Это та же самая работа с паттернами и структурами, что требуется для анализа данных или построения теоретической модели.

Стоя перед полотном в музее, мы анализируем композицию, считывая неочевидные связи между элементами; интерпретируем метафоры и символы; пытаемся реконструировать замысел художника. Этот навык целостного, нелинейного видения напрямую питает способность ученого увидеть новую, неожиданную связь в, казалось бы, известных фактах.

Чтение сложной прозы – интенсивная когнитивная тренировка. Мозг вынужден выстраивать сложные причинно-следственные связи между поступками героев, удерживать в рабочей памяти множество мотивов и конфликтов, сопереживать, задействуя зеркальные нейроны.

Продираясь сквозь философский трактат, мы сталкиваемся с концепциями, для которых в нашем обыденном языке нет готовых нейронных паттернов. Мозг вынужден создавать их с нуля, укрепляя синаптические связи в зонах, ответственных за логику и концептуализацию. Это силовой тренинг для префронтальной коры, отвечающей за абстрактное мышление и систему убеждений.

А каким мощным тренажером научного воображения является научная фантастика!
Прочтите роман Питера Уоттса «Ложная слепота». Автор, будучи биологом по образованию, предлагает шокирующую гипотезу: что, если высшая форма разума, более эффективная, чем наша, может существовать… без сознания? Без самосознания, внутреннего монолога, этого привычного нам «Я»?

Иллюстрация к «Ложной слепоте» П. Уоттса нейросети GigaChat

Эта идея не просто литературный вымысел. Это радикальный мысленный эксперимент, который бросает вызов самым основам нашей науки – нейробиологии, когнитивистики, философии сознания. Он заставляет нас задать пугающие вопросы: является ли наше сознание вершиной эволюции – или ее случайным и не самым удачным, побочным продуктом? Не являемся ли мы, с нашим рефлексирующим разумом, тупиковой ветвью на фоне более рациональных, «бессознательных» интеллектов?

Таким образом, быть всесторонне развитой личностью – это не прихоть, а профессиональная необходимость ученого. В конечном счете культура общения в нашем университете – это внешнее отражение внутренней культуры каждого из нас. И если мы хотим, чтобы в наших стенах рождалось по-настоящему гениальное, мы должны прежде всего усердно трудиться над тем, чтобы стать интересными собеседниками, – в первую очередь для самих себя.

Инна Воронина, к. б. н., доцент кафедры зоологии и физиологии АлтГУ

Фото Дмитрия Герайкина

106 просмотров

Related posts

Кто автор: человек или AI?

«Их было десять»

Круги рецензирования