Светлана Сергеевна Слажнева, к. г. н., замдиректора по внеучебной и воспитательной работе ИНГЕО, доцент кафедры природопользования и геоэкологии АлтГУ, училась у Геннадия Яковлевича Барышникова, д. г. н., профессора, некогда декана географического факультета и заведующего кафедрой природопользования и геоэкологии:
– В 2002 году я поступила на географический факультет по направлению «экология и природопользование», на первом курсе и познакомилась с Геннадием Яковлевичем – он зажег во мне научный огонек! Помню как сейчас: свою первую курсовую должна была посвятить геоморфологическим процессам в Республике Алтай, но изучение рельефа земной поверхности особого интереса у меня не вызвало и на втором курсе Геннадий Яковлевич изменил направление моего исследования, связав его с рациональным природопользованием (впоследствии с рекреационным природопользованием). В дальнейшем тема переросла в кандидатскую диссертацию «Эколого-географическая оценка туристско-рекреационного потенциала озер боровых лощин Степного Алтая».

В 1973 году Геннадий Яковлевич окончил Томский государственный университет по специальности «география», специализация «геоморфология». В 1985-м – аспирантуру ТГУ на кафедре географии. В 1986 году защитил кандидатскую диссертацию «Особенности развития рельефа северо-восточной части Горного Алтая». В 1994 году – докторскую «Рельеф переходных зон горных сооружений». Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Почетный член Русского географического общества.
С Геннадием Яковлевичем у нас были первые выезды в поля, он объяснял, показывал, что и как нужно делать. Первый выезд состоялся в Романовский район на озеро Мормышанское, по которому написана бакалаврская работа. Совместно с ним мы исследовали более двадцати озер различных типов в Алтайском крае. Студенты, которые приходят учиться в институт географии, должны понимать, что география – наука о Земле и без полевых выездов здесь нельзя! Вот и я приобщилась к походной жизни, и во многом – благодаря ему. Причем в экспедиции и на семинаре Геннадий Яковлевич – два разных человека. На кафедре он профессор, и очень серьезный. В экспедиции – другой. Он же и был полевиком, работал в геологоразведке, походы для Геннадия Яковлевича – привычное дело. И палатку поставит, и костер разведет, а географам по-другому нельзя. Как-то в одной из экспедиций рядом с нами стоял лагерь московских студентов, так Геннадий Яковлевич позвал их вечером к нам и прям у костра прочел лекцию про Гигантскую рябь течения в Курайской степи. Он – безумно открытый миру человек, студенты никогда его не боялись. На семинарах мог пошутить, разрядить обстановку. Если кто-то что-то не понимает, всегда все объяснит. Часто мне говорил: «Выбирай людей правильно! Не давай на себе ездить».
Преподаватель должен чувствовать момент. Когда-то должен быть жестким, строгим, непреклонным. Но бывают ситуации, когда необходимо проявить мягкость. Как раз таки Геннадий Яковлевич чувствует этот момент. К лекциям он всегда готовил карточки с записями, но никогда ими не пользовался: больше перекладывал их с места на место. Вот это я переняла. Сейчас иду на лекцию, и у меня с собой такие карточки. Они не для того, чтобы ты читал с них, а больше для спокойствия. Что это давало Геннадию Яковлевичу, не знаю. Но карточки всегда были при нем, это я еще со студенчества помню. А когда в Перми защищала кандидатскую диссертацию, Геннадий Яковлевич, как научный руководитель, был рядом. Я уже выступила с докладом, посыпались вопросы. Мне задают первый: делаю глубокий вдох – смотрю на Геннадия Яковлевича, он кивает…
И все, ответ потек рекой – успешно защитилась. Геннадий Яковлевич дал мне тогда, как и было все эти годы, колоссальную поддержку.
Софья ПРОТАСОВА
Первое фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА

