ЧетверТАК!

Дом, который строит АГУ

Время на прочтение: 5 минут(ы)

Продолжаем рубрику, посвященную четвертьвековому юбилею университета. Нынешний “рассадник демократии” – АГУ – самим своим существованием, равно как и местожительством, обязан “родной КПСС”. Политбюро во главе с “лично Л.И.Брежневым” приняло решение об открытии на Алтае университета, после чего крайком в 1973 году волевым решением передал новому вузу достраивающийся корпус Института повышения квалификации учителей на Соцпроспекте, а
также “попросил” политеховцев освободить солидное здание на площади Советов. Представьте, насколько просторным оказался вуз для 300 студентов первого набора, особенно если учесть, что в этом учебном году только на один экономфак поступило на 1-й курс такое же количество студентов!

С течением времени АГУ развивался и увеличивал набор. В прежних помещениях становилось все теснее. С расширением аудиторного фонда опять помогла партия. Тогдашний I секретарь крайкома Аксенов санкционировал передачу университету недостроенного корпуса, первоначально предназначавшегося для горкома КПСС и горисполкома рядом с гостиницей “Центральной”.

До сих пор жива легенда о доблестных студентах – строителях главного корпуса. На чугунную плиту, висящую у входа слегка обижаются настоящие строители. Стены, перекрытия, крыша – все это работа “профи”. А кирпичи таскать, раствор мешать или мусор убирать – это уже студенты. Такая вот романтика.

Ввод в эксплуатацию физматкорпуса прошел как-то буднично, без прежней помпы: набирала обороты перестройка, и общественность была озабочена разоблачением партаппарата. Тут же – в суматохе, заложили еще один корпус, который… строим до сих пор. А что вы хотели? В стране экономический кризис. Но даже при отсутствии государственного финансирования все эти годы на стройке “теплилась жизнь”.

Обратимся к истории. Строительство всего комплекса было разделено на две очереди. Сначала сдается первый (“административный”) блок, за ним – второй (“аудиторно-лабораторный”). Для полной ясности обрисую, что есть что. “Административный” блок (I) – это та девятиэтажка, которая уже третий год стоит за химкорпусом и ныне радует стопроцентное зрение прохожих рекламой “Зернобанка”. “Аудиторно-лабораторный” блок (II) является пристройкой к первому. Он будет иметь всего 5 этажей и протянется за химкорпусом по Молодежной.

Так вот, о стратегии. Когда в начале 90-х начались серьезные перебои с финансированием, Комитет по высшей школе и администрация края заняли довольно жесткую позицию: незавершенное строительство – консервировать, а близкое к сдаче – сдавать. Практически в безвыходной ситуации университет пошел на маленькую хитрость. Все силы подрядчиков из “Барнаулжилстроя” были брошены на кладку высотного блока. Про то, что должна еще быть и “пятиэтажка”, все на время забыли.

На строительной площадке сразу все смешалось – планы, сроки, приоритеты. Зато теперь проректор АГУ по капитальному строительству Леопольд Александрович Вагнер мог уверенно ходить по коридорам краевой администрации и периодически подводить недоверчивых чиновников к окну: “Вон та серая “коробка”. Видите? Нам осталось совсем чуть-чуть. Обязательно надо заканчивать”. Как ни странно, это срабатывало. Из краевого бюджета выделялись какие-то скудные средства, и университет пускал их на… второй блок (его, ведь, тоже надо было строить). Со стороны все выглядело очень даже мирно. Мы свои действия не афишировали, администрация в свою очередь не особо придиралась к тому, что конкретно делается за бетонным забором недалеко от драмтеатра.

Долго так тянуться не могло. Ежегодно Москва присылала так называемую “форму 7” на 2 млрд. рублей. Но деньги под нее не шли. Ходить по министерствам с фотографиями готовой “коробки” было, мягко говоря, утомительно. И тогда экономический гений Леопольда Вагнера выработал “систему кредиторской задолженности”. Что это такое, в подробностях рассказать не могу – коммерческая тайна. Но система проста, как все гениальное и абсолютно “привязана” к ситуации (хоть патент выдавай) – работает только в России и только в наши дни. Эффективность оцените сами: немного подпитывая первоначальный капитал в 1 млрд. рублей, мы с 1994 года ведем строительство практически без копейки из федерального бюджета. Слово – главному строителю Alma mater Л.А.Вагнеру:

– Впервые мы открыто заговорили о том, что надо сдавать “низкую” часть, когда уже увидели, почувствовали, что сможем доделать ее раньше “высокой”. До того формула была обратная – сдавать сначала 1-й, а потом уже 2-й блоки. Но ситуация постоянно меняется. Раньше говорили, да и сейчас многие говорят, мол, вы там себе ректорату да бухгалтерии контору строите, а производственных площадей не хватает, аудиторного фонда с гулькин нос… Я понимаю такие разговоры, есть в них доля правды. Не имея достаточных площадей, университет не может дальше развиваться, открывать новые специальности. Поэтому нами была подготовлена вся документация, и вопрос в конце концов вынесли на обсуждение ректората. Ректорат поддержал предложение о смене приоритетов в строительстве. Это значит, что первым будем сдавать все-таки 2-й блок.

Кто-то может удивиться всем этим пертурбациям. Действительно, к чему такая кутерьма? Не проще ли было закончить почти готовый “высокий” блок, заселить его, а дальше спокойно копошиться на “низком”? Оказывается, не проще. И виной всему – одна-единственная дверь.

Попробую объяснить предельно популярно. В “административном” корпусе обычного студента заинтересуют только три этажа. Пятый, где разместится библиотека. Четвертый, с поточной аудиторией на 150 человек. И третий, с аудиторией поменьше – на 100 студентов. Так вот, в случае (не дай Бог) пожара, из этих двух амфитеатров можно будет убежать только двумя путями. Первый – вниз по лестнице и далее на улицу. Я очень хочу верить в единовременную железную выдержку 250-ти юношей и девушек, но на всякий случай предупреждаю: лестничные пролеты там далеки от определения “широкие”. И второй путь – через дверь на четвертом этаже в соседний корпус. Кому интересно, может сходить, поглазеть. Эта дверь до сих пор в гордом одиночестве торчит посреди “девятиэтажки”. Представляете, как было бы забавно. Подбегает кто-нибудь изнутри. Хвать за ручку, шаг ступил, а там – пустота… Как ни крути, а пожарные в таком виде здание даже в великий праздник не примут.

Да и не надо. Строительства осталось на каких-то 2 млрд. рублей. Работы ведутся в основном на 3-м и 4-м этажах. Кое-где вышли на пятый. Если сейчас не подведет федеральный бюджет, то к Новому году будет закончена “коробка” 2-го блока (включая утеплитель, асфальт и один слой мягкой кровли). Дальше за дело примутся субподрядчики. Подтянут водопровод, канализацию, отопление. Смонтируют электропроводку. Сразу после этого начнем отделку обоих корпусов.

Кстати, если “административный” блок состоит сплошь из конторских помещений и менять там что-то сложно, то конструкция “аудиторного” оказалась намного гибче. Под сегодняшние требования его подгоняли уже наши проектировщики.

Новый корпус проектировал в 1985-87 гг. алмаатинский филиал ГипроВУЗа. В планировке здания была заложена передовая учебная технология того времени. Поскольку предполагалось разместить здесь лабораторный комплекс, то проектная энергетическая нагрузка получилась более 700 квт/час. Это очень много. Один только геофак в свое время запросил 18 вытяжных шкафов. Под стать и вентиляционная система с воздуховодами 800х800 мм на технических этажах. Человека сдует – он даже пискнуть не успеет.

Сейчас все это в прошлом, и столько шкафов никому не надо. Рано или поздно следовало переориентировать корпус. Детально рассмотрев планировку, ректорат решил поменять функциональное направление здания и отдать его “гуманитариям”.

Сначала блок был предложен экономическому факультету. На том основании, что здесь же разместится учебный банковский центр. Предполагалось, они вполне логично вязались бы друг с другом. Но декан наотрез отказался от переезда.

Потом корпус предложили юристам. В.Я.Музюкин внимательнейшим образом изучил планы, посетил стройку, посмотрел на кирпичные стены и … тоже отказался. Мотивировал тем, что факультету нужны большие аудитории, на 100 человек и больше.

С радостью бы обеспечили. Но существуют определенные нормы, которые не позволяют этого сделать. Л.А. Вагнер специально пересмотрел все чертежи, нашел тот вариант, по которому можно разместить в корпусе 10 аудиторий на 90 человек каждая, но это предел. Согласятся ли на такое юристы – пока неизвестно. Долгое раздумье в известной мере тормозит строительство и в конце концов может закончиться некрасиво для последних. Для справки: в АГУ есть еще 8 факультетов. И некоторые из них просто жаждут новоселья.

Университет полон решимости достроить новый корпус, а 2 блок ввести в эксплуатацию уже в 1997 году. По сегодняшним деньгам на это надо затратить 15-18 млрд. рублей. Если найти такую сумму в ближайшие полгода, то в следующем сентябре будет праздник. АГУ примет в свою архитектурную семью еще 6 тысяч квадратных метров.

Алексей Калинов

17 октября 1996 года

11 просмотров

Related posts

Мы выросли из томских традиций

Терехина у истоков ботанического движения