“ЗН” уже писала о выходе в свет “Энциклопедии Барнаула”, посвященной 270-летию нашего города. Но в этих публикациях больше говорилось о электронной версии издания на сайте Барнаула. Многие моменты остались, как говорится, “за кадром”. В том числе и люди, непосредственно работавшие над этой уникальной книгой. Сегодня мы восполняем этот пробел. Наш корреспондент беседует с главным редактором “Энциклопедии Барнаула”, д.и.н., профессором В.А.Скубневским, заведующим кафедрой отечественной истории АГУ:
– Валерий Анатольевич, как вообще возникла идея создания такой энциклопедии?
– Идея появилась во время работы над “Энциклопедией Алтайского края”, когда авторы увидели, что много материалов, относящихся к истории Барнаула, в нее не попадает вообще или попадает в очень сокращенном виде. Тогда-то у редколлегии и возникла идея о том, что неплохо было бы иметь отдельную “Энциклопедию Барнаула”, так как собран очень богатый материал по истории и современности нашего города.
– Как подбирался авторский коллектив?
– Для начала была создана редколлегия, которая затем занималась редактированием и подбирала авторов. Многие из членов редколлегии работают в нашем университете. Это: искусствовед Тамара Михайловна Степанская, курировавшая направление “культура и искусство”; декан отделения журналистики Валентина Дмитриевна Мансурова, занимавшаяся историей барнаульской прессы, журналистики, почты; географ Лев Николаевич Пурдик, отвечавший за направление “биология и географическая среда”; профессор Алексей Павлович Уманский, археолог из БГПУ.
Также в состав редколлегии входили Людмила Григорьевна Ковалева – журналист, долгие годы проработавшая в “Алтайской правде”; известный краевед Василий Федорович Гришаев, сам написавший очень много статей; писатель Александр Михайлович Родионов; Изольда Михайловна Дмитриенко из АГМУ, курировавшая направление “здравоохранение и медицина”; журналист Галина Ивановна Соколова. Каждый из членов редколлегии отвечал за какое-то одно направление и, соответственно, подбирал авторов.
– Как непосредственно шла работа над энциклопедией?
– Сначала был составлен словник, т.е. перечень тех статей, которые должны были войти в энциклопедию. Это была очень ответственная работа, поскольку нужно было определить, о чем же мы будем писать. Ведь энциклопедия – это не монография и не тематическое издание, в ней по алфавиту идут, к примеру, фамилии купца и современного деятеля, названия завода и учебного заведения. Поэтому мы вначале составили словник по тематическим направлениям, а затем переработали его в алфавитном порядке. Какие-то статьи в процессе этого так и не были включены в общий список, какие-то, наоборот, добавлены.
Когда словник был, наконец, составлен, мы начали искать авторов для написания соответствующих групп статей. Один автор мог написать всего лишь одну статью, а другой десятки, в связи с чем авторство по объему получилось очень неравномерным. Тем не менее, в работе над “Энциклопедией Барнаула” приняло участие свыше 250 человек. Среди авторов есть представители всех без исключения вузов Барнаула, причем как преподаватели, так и аспиранты и даже студенты. В числе авторов присутствуют и работники архивов, музеев, краеведы, практические работники: директора предприятий, заводских музеев, журналисты, писатели – очень широкий круг исследователей.
– Проверялась ли как-то достоверность, объективность информации?
– Кое-что, конечно, проверялось и некоторые статьи редколлегия даже не принимала. Бывали и обиды, приходилось искать новых авторов. В этом и заключалось искусство, где-то даже везение – найти нужных авторов. Разумеется, каждый факт мы проверить не могли. К примеру, написана статья о заводе. Не пойдем же мы вслед за автором проверять, действительно ли столько моторов было изготовлено в такую-то пятилетку или столько ли было рабочих. Каждая статья имеет подпись и автор несет ответственность за достоверность своего материала.
Работа же редколлегии заключалась в другом. Необходимо было сокращать некоторые авторские тексты. Большинство статей было написано так, как обычно пишут для ученых записок, периодики, но не для энциклопедии, которая имеет свой особый стиль – она должна содержать очень краткую и информативную “выжимку” и в ней не приемлемы лирические отступления. И не потому, что мы ученые “сухари”, а потому, что объем книги очень ограничен. Ну, и стиль кое-где приходилось править.
– Возникали ли проблемы по ходу работы?
– Конечно, возникали. Например, как оказалось, легче найти авторов, которые смогли бы осветить историческое прошлое, чем развитие города в ХХ веке. Хотя, казалось бы, чего проще – ведь мы живем в этом времени. Получается, что у нас лучше разработана история XVIII – XIX веков, чем история советского периода. Это очень большая проблема. В частности, не сохранились и не сохраняются архивы многих заводов, учреждений, например, строительных организаций, и оказывается, что история застройки, формирования Барнаула фактически не отслеживается.
– Вы, как главный редактор, удовлетворены итогом работы?
– Ни один нормальный ученый не может был удовлетворен результатом своего труда. Так и я на сто процентов не удовлетворен. Во-первых, возникли сбои при редактировании. Возможно, мы даже исказили первоначальных замысел отдельных авторов. Во-вторых, плохо получились иллюстрации. Так уж сработал “Полиграфист”. Но это чисто технический вопрос. Были подготовлены нормальные снимки и, я думаю, современная техника позволила бы воспроизвести их более качественно. Мы также готовили карты, но по техническим причинам они не попали в книгу. В-третьих, не по всем необходимым позициям были написаны статьи. К примеру, по таким крупным предприятиям как завод “Кристалл” или ООО “Мельница”.
Иногда уровень энциклопедии отражает уровень знаний по данному вопросу. Так, среди историков до сих пор нет единого мнения о том, когда же возник знаменитый Горный госпиталь, когда появилась первая аптека… Поэтому в энциклопедии приходилось эти моменты, скажем так, мягко обходить.
– Какое вознаграждение получили авторы за свой труд?
– Вы знаете, пока авторский коллектив ничего не получил. Вообще-то редколлегия выиграла грант и в течение двух лет члены редколлегии получали определенные средства от городской администрации. Теперь, когда книга вышла в свет, естественно, полагается гонорар. Но это также зависит от городских властей. Они предполагают продавать энциклопедию и, когда поступят деньги, рассчитаться с авторами. И, что самое любопытное, даже не все члены редколлегии получили книги. Лишь несколько книг были розданы на презентации. Их нет и в продаже, поэтому нельзя пока сказать, что она дошла до читателя.
Тем не менее, тираж издания – 5 тысяч экземпляров, и все желающие смогут с ней познакомиться. “Энциклопедия Барнаула” будет и в краевой, и в вузовских библиотеках.
– То есть, Вы уверены, что книга будет востребована?
– Безусловно. Потому что уже сейчас к нам обращаются люди, которым энциклопедия просто необходима: учителя, ведущие краеведение, ученые, журналисты. “Энциклопедия Барнаула” – это ведь справочное издание.
– Но тогда 5 тысяч экземпляров не слишком мало для 700-тысячного города?
– Здесь прежде всего нужно прикинуть, сколько энциклопедия будет стоить в книжном магазине. Отпускная цена составляет 160 рублей, значит в продаже она будет рублей по 200. Не каждая семья сможет ее приобрести – будем реалистами. К тому же всегда существует возможность допечатки тиража. Если книга будет хорошо расходиться, и будет желание администрации города, можно сделать второй завод. К тому времени можно будет даже исправить некоторые ошибки и погрешности, которые будут выявлены.
Я думаю, изучение истории Барнаула на этом не заканчивается, и не склонен рассматривать эту работу как завершающую. Не может быть такого определения вообще. Ведь это не математика, где у задача бывает решена раз и навсегда. А в истории все по-другому. Жизнь продолжается и история города не остановилась с изданием энциклопедии. Сама “Энциклопедия Барнаула” показала, что существует очень много направлений, которые могут исследоваться дальше. Не удалось, в частности, написать статью “наука в Барнауле”. Есть материал по дореволюционному периоду, а единого очерка по периоду после 1917 г., к сожалению нет. Хотя есть данные по отдельным вузам, но пока не нашлось автора, который связал бы их в одно целое. Значит, это направление до конца не закрыто.
– Может быть, к 300-летию Барнаула будет издана новая энциклопедия?
– Может быть. Не будем загадывать. Вообще, городские энциклопедии у нас редкость. В Москве постоянно переиздают “Энциклопедию Москвы”, есть “Энциклопедия Киева”. В некоторых сибирских городах, например в Томске, идет работа над созданием подобных энциклопедий. Вот и наши соседи – новосибирцы – собрали авторский коллектив для работы над “Энциклопедией Новосибирска”. К нам даже приезжал товарищ из администрации г.Новосибирска, смотрел нашу энциклопедию, мы обменивались мнениями. Надеюсь, это будет им полезно. Идея-то хорошая. Энциклопедии сегодня очень востребованы. Поэтому издание энциклопедий – дело благодарное, причем как переиздание старых, так и создание новых.
Беседовал Владимир Антропов


