Трибуна ректора

Юрий Кирюшин: новый корпус стал украшением города

Время на прочтение: 4 минут(ы)

Итак, новый учебно-административный комплекс АГУ из некогда бумажного проекта воплотился в бетон и сталь, стекло и гранит. Честно говоря, верится с трудом, что это свершилось. Да и как поверить, если все эти годы экономика рушилась, заводы останавливались, люди нищали, безработица росла, народная интеллигенция (учителя и врачи) перебивалась с хлеба на воду. Дышать, правда, стало посвободнее, но и не воздухом же единым жив человек. Вот и многим сотрудникам университета все эти десять лет приходилось не очень сладко. Правда, весьма скромную зарплату из бюджета мы все же получали, но остальные статьи расходов как “второстепенные” правительство финансировать решительно не желало. В этих условиях сдачу комплекса на Молодежной-Ленина можно рассматривать как подлинное чудо. Впрочем, слово ректору АГУ, профессору Ю.Ф. Кирюшину.

– Юрий Федорович, не могли бы вы осветить вклад организаций и конкретных людей в создание нового монументального административно-учебного комплекса АГУ, ставшего, без преувеличения, украшением столицы Алтайского края?

– Как справедливо написал Сергей Зюзин в “Свободном курсе”, проект этого комплекса приняли еще в 80-е годы при Василии Ивановиче Неверове. В зале заседаний Ученого совета, где сейчас картинная галерея, даже был выставлен макет здания. Проект активно изучали и обсуждали многие сотрудники АГУ, после чего он и был утвержден…

А строительство – мы вспоминали об этом с П.И. Захаровым – началось в 1989 году. Причем, 9-этажку возвели очень быстро. Но в связи с тем, что стало у нас твориться в начале 90-х: покатился рубль, перестали вообще выделяться средства на “прочие” расходы, 9-этажное здание пришлось законсервировать на целых 5 лет…

О том, что здание надо достраивать, со всей остротой вопрос вновь встал в 1997 году. Это мы сейчас попали в “золотую середину”, в число “нормальных”, уважаемых вузов. С недавних пор “нормальным” в министерстве стали считать такие российские вузы, в которых учится не менее 10 тысяч студентов. Еще более Москва “уважает” те вузы, где обучаются по 12-15 тысяч студентов. Такой вуз прочно стоит на ногах и занимает твердое положение в регионе.

Надо было развиваться, расти, увеличивать количество студентов. Чтобы увеличить набор, нам нужны были дополнительные площади. Вопрос встал: а куда садить, куда размещать студентов? Мы обсуждали этот вопрос на ректорате. Было решено в первую очередь достроить 5-этажную часть здания как УЧЕБНЫЙ корпус, и лишь потом 9-этажку, которая с самого начала планировалась как административно-учебный корпус. Единственно, что там размещалось, так это библиотека (два читальных зала) и две поточных аудитории.

И вот – задуманное нам удалось претворить, хотя и с великим напряжением сил всего университета, всех его факультетов. Спасибо всем за то, что коллектив с пониманием отнесся к строительству, терпел все эти три года, потому что мы много потратили на строительство своих средств. Министерство давало мизер.

– Помогали ли университету в этой сложной ситуации краевые власти?

– Меня часто спрашивают об этом. Я бы даже отметил, что в коллективе в этой связи существует некоторое непонимание. Скажу однозначно: администрация края нам помогала развиваться, хотя и не всегда не напрямую в строительстве нового корпуса. В свое время, еще в 1997 году, краевые власти выкупили для нас по взаимозачету по Семипалатинской программе здание в Рубцовске под филиал, заплатив огромную сумму – 4 млрд 600 млн рублей. Затем администрация выкупила для нас под филиал здание в Белокурихе. Это позволило нам сберечь свои средства для строительства. Краевые власти помогли нам и с мебелью, оплатив поставки с мебельной фабрики. А в 2000 году были выделены средства и на
строительство.

Мы объединили то, что давало министерство, краевая администрация и собственные ресурсы и, благодаря такой концентрации усилий, все-таки достроили, довели дело до конца.

В это здание вложен труд многих сотрудников университета. Начинал стройку П.И. Захаров, который сейчас работает в профкоме и является помощником ректора по социальным вопросам. Внес свой вклад и проректор по капстроительству Вагнер. Активно поработал с 9-этажкой и ректор В.Л. Миронов. Огромный вклад внесли Н.А. Демиденко, В.Г. Олейников, Б.Н. Кагиров. На последнем этапе активно помогал В.П. Усольцев.

Чтобы сосредоточить властные полномочия в одних руках, мы упразднили должность проректора по капстроительству, ввели ОКС в состав АХЧ и подчинили Борису Николаевичу. Это позволило бить в одну точку не растопыренными пальцами, а сжатой в кулак рукой.

Мы плотно работали с министерством на предмет получения стройматериалов по взаимозачетам. Таким образом нам удалось получить от Стройгаза на полтора миллиона рублей раствора, бетона и других стройматериалов.

Вот так, объединив усилия, мы сдали корпус.

– Управленцев волнует вопрос, когда начнется переезд в новый, отныне ГЛАВНЫЙ, административно-учебный корпус?

– Переезд администрации начнем уже через неделю. Сейчас строители заканчивают делать гардероб. Кроме того, осталось также протянуть компьютерные сети с тем, чтобы после переезда администрация не оказалась без связи.

После переезда начнем реконструкцию двух этажей в корпусе на Димитрова. Освободившиеся помещения 4 этажа мы передадим филологам, журналистов переместим на 2-й этаж. От заселения новых площадей выиграют все, даже экономисты получат дополнительные площади.

– Вы добрым словом упомянули о вкладе предыдущих администраций в создание комплекса. Но нельзя отдельно не упомянуть и о роли нынешней. Ведь не зря говорят, что финансовые затраты на отделочные работы, выполненные нынешней администрацией, намного превышают затраты на возведение самой коробки, хотя внешне ЭТОТ вклад может быть и не так заметен…

– Отделка здания действительно стоит гораздо дороже, чем строительно-монтажные работы по возведению стен и крыши. Кроме того, мы тут еще вот с какой проблемой столкнулись. Несмотря на то, что 9-этажку законсервировали, т.е. заварили входные двери, там оказалось разворованным много оборудования – батареи отопления, лифтовое оборудование (моторы и т.д.), дюралевые витражи и другое. Пришлось все это восстанавливать (убытки поделили со строителями), что еще более удорожило строительство. Нам помогло министерство, выделив 2,5 миллиона на оборудование под новый корпус. Большая часть из этих средств ушла на восстановление лифтов, радиаторов. В общем, консервация вышла боком.

Сейчас заказана мебель под зал заседаний Ученого совета, а поточные аудитории уже оборудованы. Закупим часть нового офисного оборудования – не будем перевозить старое. Читальный зал тоже оборудуем. Это все предусмотрено. Министерство запланировало выделить нам 2 миллиона под оборудование на новый корпус.

Корпус действительно стал украшением города. Мы сделаем подсветку – будет красиво смотреться!

Материал подготовил Владимир Клименко

18 января 2001 года

4 просмотров

Related posts

Юрий Кирюшин: всем надоел этот забор в центре города