К 1 июня

Сто одежек: у нас в гостях Оксана Александровна Бацына, доцент кафедры искусств АлтГУ

Как появился детский костюм? Какие ткани используют для пошива детской одежды? Почему на них изображены цветы и ракеты? На эти и другие вопросы ответила Оксана Александровна Бацына, доцент кафедры искусств. По случаю Международного дня защиты детей «ЗН» поговорила с экспертом, как развивалась детская мода.

– Оксана Александровна, расскажите, пожалуйста, как менялся детский костюм на протяжении веков?

– Собственно детская одежда как таковая появилась в XVIII–XIX веках. Изначально же не было деления на детскую и взрослую одежду: дети одевались в то, что носили взрослые, в том числе в кринолины, корсеты. Даже было такое поверье: движение ослабляет кости, поэтому одеваться надо туго, затягиваться. В общем, быть как куколка, еще и парик носить. В XIX веке крой стал более свободным: сказался переход к кустарному изготовлению, развитие легкой промышленности, трикотажного производства. С этого времени уже можно говорить о детском костюме. В России, кстати, он появился веком раньше, при Петре I. До тех пор было так же, как и в Европе: носили взрослое.

– А из чего шили детскую одежду?

– Как я уже сказала, до XVIII века детскую одежду не шили, а донашивали. За исключением зажиточных семей: здесь водились и парча, и бархат, шелка. Семьи беднее довольствовались мешковиной, льном – тем, что сами соткут и сошьют. Натуральные материалы сейчас особенно ценятся, для пошива детской одежды рекомендуется использовать только их. Если используются синтетические материалы, то подклад из натуральных волокон крайне необходим. В советское время существовали конструкторские бюро, которые тщательно прорабатывали крой и дизайн одежды, следили за тем, чтобы мода шла в ногу со временем. Например, те же художники-текстильщики рисовали эскизы, отражающие приметы эпохи. Вывели новый цветок или полетела ракета – в скором времени они появятся и на тканях. То есть одежда носила исторический характер.

– Расскажите о расцветке. Откуда такой стереотип, что для мальчиков – голубой, а для девочек – розовый?

– Может быть, это связано с тем, что при Петре I женщинам присуждали орден Святой великомученицы Екатерины, прикрепленный к красной ленте с серебряной каймой. А мужчинам – орден Святого апостола Андрея Первозванного, у него лента голубая. Хотя в Германии и Бельгии, например, все наоборот: розовый носят мальчики, а девочки – голубой. Универсальный цвет – белый. Но это не тот белый, к которому мы привыкли, а экрю, т.е. неотбеленный, жемчужно-серый. Такой использовали, потому что его легко отбеливать и окрашивать. Поэтому ребятня ходила чаще всего в светлой одежде.

– И все-таки: чем отличалась одежда для мальчиков от одежды для девочек?

– Сначала ничем. На Западе мальчиков было принято одевать в женскую одежду, разделения на одежду для мальчиков и для девочек не было. Платья, которые носили все дети, были удобны тем, что не стесняли движений, в них было удобно играть, есть, спать. В XIX веке социально-демократические изменения повлияли и на моду. Образ военного приобретал почетную роль, так появились костюмы, мундиры, жакеты, брюки – все то, что мы называем сегодня мужской одеждой. Тон задавали и философы. Жан-Жак Руссо одним из первых заметил, что детству надо дать созреть в детях, без этого не стать взрослым в полном смысле этого слова. И ассортимент детской одежды, самой разной, со временем стал гораздо больше.

– Повлияло ли на детскую моду появление текстильных фабрик?

– Переход от кустарного пошива одежды к промышленному сильно повлиял на детскую моду, как и на моду вообще. На фабриках появились экспериментальные конструкторско-технологические бюро, специалисты которых отвечали за качество и удобство детской одежды. Началась стандартизация моды, стали появляться конкретные размеры и фасоны с учетом особенностей телосложения, методические указания по конструированию и технологии. Например, так установили, что до трех лет линия членения должна быть под грудью, с трех до семи – на талии и т. д.

– Вы сказали, что мода и время связаны…

– Да. Скажем, в XIX веке c развитием сети железных дорог появилась возможность отдыхать на море. У одежды появилась морская тема, тот же матросский костюмчик. В Англии, насколько я помню, королева Виктория одела сына в такую одежду, чтобы выразить королевское признание военно-морскому флоту. А что носила королевская семья, то носило и общество. Так же делали и русские цари, например Николай II, дети которого носили матроски. Да и сейчас матросский костюмчик не менее популярен: тельняшка, широкий воротник, матроска с лентами… Это так мило и стильно смотрится на детях!

– А вы сами шьете?

– Конечно! Я преподаю конструирование, муляжирование, технологию швейных изделий. Мои студенты в рамках дипломных проектов разрабатывают настоящие авторские коллекции, которые не стыдно носить и даже продавать. Еще я учу технологиям моды школьников в Доме научной коллаборации АлтГУ – за три урока дети могут сшить свитшот! Как говорится, было бы желание.

Алена НИКОЛАЕВА

508 просмотров