На фото А. Н. Федосеенко
Сколько себя помню, на День водителя погодка так себе. Дождь, слякоть, снег… Но водитель – профессия не для неженок, руль любую погоду стерпит. Вот и я по случаю праздника, кстати, в этом году он отмечается 29 октября (последнее воскресенье октября), запрыгнул в служебный автобус АлтГУ, который бесплатно развозит наших сотрудников.
Корпус С. Задний двор. Гараж. Тут и ПАЗики, и ЗИЛы, разные автобусы, самосвалы, легковушки… Встречает меня механик Олег Юрьевич Беляков:
– Корреспондент? – спрашивает. – Заходи, ждем!
Захожу. Внутри чисто и светло, мужики работают. Один машину моет, другой – запчасти перебирает. Каждый занят своим делом.
– Коллектив у нас исполнительный, с работой полностью справляется, стараемся всячески улучшить условия труда. Старую, честно отработавшую технику списываем, взамен покупаем новую. Хотелось бы еще приобрести автобус и машины повышенной проходимости, УАЗ для рейсов в труднодоступные районы. Самостоятельно выполняем мелкий краткосрочный ремонт: свечи там заменить, масло, фильтры, – перечисляет Олег Юрьевич.
Поднимаюсь в комнату отдыха, она же диспетчерская. По телевизору – канал «Звезда». На диване – человек пять, отдыхают. Уютно. За деревянным столом – обаятельная дама в голубом пиджаке, это диспетчер Валентина Георгиевна Плевако. Подошел, разговорились, уточнил маршрут – и вперед, водитель ждать не будет.
У гаража обхаживает железного коня – ПАЗ Vector Next – Александр Николаевич Федосеенко.
– Ну, что, – говорит, – делать будем? Хы! Известно что, поедем.
…Он сказал: «Поехали!» И поехали. На часах 16:50. Заезжаем во двор корпуса С, где автобус открывает двери для своих первых пассажиров. Едем дальше. В 17:05 подъезжаем к свечке, точнее, в карман парковки напротив корпуса, рядом с кофейней Zavarka. У главного корпуса пассажиров – больше всего, сразу пятнадцать.
– У нашего автобуса, – объясняет Александр Николаевич, ловко обруливая машины, – два маршрута, они чередуются каждый месяц. Сегодня маршрут – через Павловский тракт, едем до конечной, остановка Докучаево. В ноябре автобус будет ездить через проспект Калинина, посадка – напротив главного корпуса, возле кафе Obakery.
Слышу за спиной диалог:
– Собралась на работу ехать, выхожу, а колесо спущено. Накачала – не помогло. Так выручил автобус.
– Да-да, есть… Да-да, хорошо.
Между тем нас застала пробка, конца и края не видать. По выделенке может ехать только общественный транспорт, у нас, хоть и есть пассажиры, не такой. Что делать? Остается терпеливо ждать. Мастерство водителя, увы, на пробки мало влияет. И даже наоборот: чем опытнее, тем за рулем осмотрительнее.
Спрашиваю водителя: давно вы за рулем?
– Давненько. В 1980-м окончил школу, пошел в техническое училище, что здесь, в Барнауле. Отучился два года на автослесаря. Тогда многих учили на права от военкомата, вот и я сдал, получил права – и пошел в ряды Советской Армии, два года, с 1983-го по 1985-й, служил на Байконуре шофером. Вообще, профессия шофер – дело для меня семейное. С малых лет ездил с отцом на машине. Затем, как уже сказал, служил за рулем. А после армии вернулся в Барнаул и шоферил на заводе механических прессов. Здесь работала вся моя семья. Мать с братом – диспетчером, отец, как и я, шофером. Такая вот, можно сказать, трудовая династия Федосеенко. А сейчас что? Развожу другие трудовые династии, уже АлтГУ, – смеется Александр Николаевич.
За разговором время летит быстро. Кончилась пробка, проехали мост на Павловском тракте, подъезжаем к Барнаульской кондитерской фабрике. Кто-то уже вышел, не входил, конечно, никто.
Между тем Александр Николаевич продолжает:
– Автобус работает с 1 октября по 1 мая. Потом начинаются практики у студентов, развозим их по базам, экспедициям. Летом приезжали ребята из ЛДНР, катали их по Горному Алтаю. Наш гараж отрабатывает любые заявки, которые к нам поступают. Есть автобусы большой вместимости, есть поменьше. Возим всех. Такому большому вузу, как АлтГУ, без транспорта нельзя. Недавно вот закончился алтаистический форум, отвозили участников в аэропорт, на вокзал.
– Работа кипит?
– А то! С приходом нового начальства дела в гараже пошли в гору. Сложилась добротная управленческая команда. Сделали ремонт в комнате отдыха, там же диспетчерская. В самом гараже – тепло. Чистота и порядок, в общем.
Проехали развязку на Павловском тракте. Едем размеренно, под колесами – не то дождь, не то снег. Дорога превращается в каток. Дизель шепчет. В салоне – «Дорожное радио».
– …Он знает лучше всех, он может рассказать, что наша жизнь – шоссе, шоссе длиною в жизнь…
Время от времени останавливаемся, двери открываются, пассажиры, сказав человеческое спасибо водителю, торопливо разбегаются по домам. Завтра они, уже утром, вновь окажутся здесь, в салоне, вновь услышат знакомые сердцу песни. Гляжу в окно на вечереющий город. Александр Николаевич же поет свою «песню»: как будет здорово, когда в гараже заменят ворота и заасфальтируют площадку во дворе. Каждый вносит свой вклад, чтобы работать в гараже было лучше и приятнее глазу. Например, водитель Александр Григорьевич Приболовец собрал картину из пазлов – теперь она украшает стену в комнате отдыха. А его коллега Александр Станиславович Перетягин любит разводить цветы, они украшают диспетчерскую. Об этом же, в цветущей диспетчерской, по-женски заботливо говорила и Валентина Георгиевна Плевако. Для нее главное, чтобы всем мужчинам работалось комфортно, чтобы ничто не отвлекало.
– Нам присылают заявку, я распределяю, кто куда едет. Оформляю командировочные листы, если рейс будет на межгород. Или путевку, если рейс в черте города. Работа ответственная, важно все сверить, уточнить, перепроверить. График не терпит опозданий, – еще до нашего выезда говорила Валентина Георгиевна.
А вот мы и приехали. Конечная. Остановка «Докучаево». Все вышли, салон опустел. И только Александр Николаевич остался за рулем. Минута – и вот он едет уже обратно, чтобы завтра снова выйти на рейс. С праздником, водитель!
П. В. Савлук, начальник гаража АлтГУ:
– Улучшая гараж, мы улучшаем и жизнь сотрудников АлтГУ, которые от работы живут далековато. Наши водители, механики, диспетчер – словом, все, кто работает в гараже, – люди трудолюбивые и надежные. По случаю Дня водителя желаю, как говорится, ни гвоздя ни жезла!
Дмитрий ГЕРАЙКИН
Фото автора