Твои люди, университет

Анна Георгиевна Петрова: Свободный дух нам присущ

Материал из архива газеты “За науку” 2003 года.

Для встречи с А.Г. Петровой, доцентом кафедры дифференциальных уравнений математического факультета, у меня было, как минимум, два повода. 18 января Анна Георгиевна отметила свой юбилей. Кроме того, она уже больше 25 лет преподает в АГУ, 30-летие которого мы скоро будем торжественно отмечать. Поэтому первый вопрос был посвящен университету:

– Анна Георгиевна, расскажите, каким был университет, когда Вы только начинали здесь работать? Что изменилось с тех пор?

– Конечно, в то время университет был “маленьким”. По возрасту и по размерам. Да и мы были очень молоды. И с энтузиазмом участвовали в его “взращивании”. В перспективах сомнений не было. Университет стремительно набирал силы. Сегодня – это весьма заметный университет, и не только в нашем регионе. Хорошо, что он сумел встроиться в новую систему, причем успешнее многих других. Правда, мне кажется, он многое от этого потерял. Как и все наше общество, наверное. В определенный момент cтало цениться только то, что может принести скорую выгоду, упал престиж науки. Был нарушен принцип равной оплаты за равный труд. Я считаю, что это неправильно. То, что факультеты получили относительную самостоятельность, привело к негативным последствиям. Появились бедные и богатые факультеты. Люди получают по-разному за одну и ту же работу. И эта разница весьма существенна. Нарушилась связь между факультетами. К примеру, сейчас некоторые факультеты стремятся обойтись своими силами даже в преподавании математики. Ни к чему хорошему это привести не может. Нельзя забывать, что мы – классический университет. Но главное все-таки у нас сохранилось – университетский “свободный дух”. По-моему, он всегда был нам присущ и отличает нас от других вузов города. В университете замечательный профессорско-преподавательский коллектив и хорошие студенты. Сейчас я преподаю на двух факультетах, у физиков и математиков.

Так вот, с нашими студентами я никогда не испытывала трудностей. Ни в 1976 году, когда почти их ровесницей пришла работать в АГУ, ни сейчас.

– А что касается математического факультета?

– При организации нашего факультета костяк составили выпускники Новосибирского госуниверситета, которые и принесли сюда атмосферу демократии и свободомыслия. Это никогда не зависело от времени. Мы были ровесники и единомышленники, такими, впрочем, и остались. Некоторые, к сожалению, уехали (что интересно, в основном – в Германию), но в целом наш коллектив достаточно стабилен. Есть у нас и молодежь, но жаль, маловато. У нас сейчас очень хороший декан. Студенты его любят. А ведь их не проведешь.

– А что Вы можете сказать о сегодняшних студентах? Кто-то их хвалит, кто-то ругает.

– Да, поколение сменилось. Наверное, и изменилось. Хотя в наши, 70-е годы, чем мы отличались? Одевались почти также – мини, джинсы, клеш, платформа, танцевали – ну очень похоже, слушали The
Beatles, Led Zeppelin, Queen, Машину Времени, БГ, и, конечно, Высоцкого. Так все это и осталось! Читали, правда, куда больше, а, главное – спорили, и весьма ожесточенно, ночи напролет – в
общежитии, на кухне. Считается, что подрастающее поколение теперь читает крайне мало. Возможно, книги частично вытеснены интернетом и нашествием дешевой американской поп-культуры. Но вот совсем недавно студент-математик у меня на занятии наизусть цитировал Данте Алигьери, причем, весьма пространно. Неплохо? Разные они, студенты, но, мне кажется, я их вполне понимаю и никакого конфликта поколений не вижу.

Хорошие они, студенты, во всяком случае, на нашем и физическом факультетах. Как там экономисты и юристы, не знаю. Я считаю, что, несмотря на все изменения, конъюнктуру, платные наборы, у нас все осталось по-прежнему. К нам поступают талантливые, увлеченные дети. Бесплатно. И у нас таких подавляющее большинство. В главном, какими они были 30 лет назад, такими они остаются и сегодня. На наш факультет кто попало не пойдет. Какая-то склонность, интерес к математике необходимы. Этот интерес должен преобладать над другими.

– То есть, Вы считаете, что главное – это работа, наука?

– Трудно сказать, что главное. Но в идеале это так. Мне кажется, что, если человек выбирает математику, то он выбирает свой жизненный путь. И он должен, по крайней мере, добросовестно по
этому пути идти. И получать от своей работы удовольствие. Либо, поняв, что это не его, должен бросить мучиться. Хотя, конечно, в жизни есть масса других сторон.

– А как Вам удается сочетать в себе качества состоявшегося ученого, опытного преподавателя и просто красивой, стильной женщины?

– Спасибо. А что значит сочетать? Наверное, чем-то жертвуешь. Конечно, я занимаюсь научной работой, и не безуспешно. Но, если бы я могла на этом сосредоточиться, если бы у меня было меньше других дел, я бы, наверное, достигла чего-то большего. Но это была бы уже не моя жизнь.

– Расскажите о своих увлечениях.

– Получаю удовольствие от многого. В каждый период жизни появлялось что-то новое. Когда-то увлекалась философией. Потом кино, литература, музыка. Довольно много прочла о живописи и
архитектуре. Достаточно походила по музеям. Люблю путешествовать. Побывала во многих странах Европы – и туристом, и по работе. Каждую зиму провожу неделю в Горной Шории, горные лыжи –
увлечение последнего периода (но еще допрезидентское). Летом нет ничего лучше моря, (хотя бы Обского) и Горного Алтая.

Подготовила Евгения Сасковец

510 просмотров

Related posts

Мама, это она!

Как жить-то без мечты?!

Наталья Глушанина: «Надо уметь жертвовать собой»