Литературный маршрут

Аня, вперед!

Фото Марии Дубовской

Барнаул. Томск. Питер. Барнаул. Такой вот литературный (и не только) маршрут у Анны Загоруйко, первокурсницы направления «филология». Она изучает Достоевского и Иванова и не представляет своей жизни без стихов и прозы. А еще Аня, после учебы в СПбГУ, считает, что на филолога в Алтайском госуниверситете учат очень даже хорошо. Ей нравится!

Томск

Вообще, родилась я в Барнауле. Но в 12 лет происходит ключевое событие: мы всей семьей переезжаем в Томск. Там я поступаю в Томский гуманитарный лицей, и началось. Первая любовь, первые лицейские друзья, поэзия. Именно тогда я заинтересовалась филологией. И сейчас, уже когда живу в Барнауле, езжу в Томск, чтобы вновь увидеться с любимыми друзьями и учителями. А самому Томску я посвятила поэму «Два маяка», где живописала томские реалии, те события, которые со мной происходили.

Питер

После выпуска из гуманитарного лицея задумалась: куда поступать дальше? Очень тянуло в культурную столицу. И вот – Санкт-Петербург. Поступила в СПБГУ. Так как я очень люблю литературу, то ходила по тем местам, где жили наши классики. В частности, тропами Достоевского.

Нашла дом, где он жил и работал. Даже высчитала шаги Раскольникова, и, к моему удивлению, они совпали. Искала могилу Блока – ходила в сумерках по кладбищу. Когда было очень грустно, приходила в музей Анны Ахматовой – восторг! А еще там неподалеку растет дерево, которое Анна Андреевна описала в «Поэме без героя». И вот, меня утешала, согревала мысль, что если Ахматова справилась, то я тоже должна. Да, в Петербурге чувствуется дух эпох. Но, увы, суровый влажный климат мне не подошел. Я часто болела, уставала. Да и учеба в целом не оправдала ожиданий.

Поэтому приняла решение уйти в академический отпуск, вернуться на малую родину, в Барнаул.

Барнаул

Вернулась в Барнаул. Пробую себя в репетиторстве по русскому языку и литературе. Затем предлагают работать уже преподавателем в колледже, это меня бесконечно наполняет и вдохновляет. Долго думала, справлюсь ли. Но все получилось. Мои занятия – театр одного актера, каждый раз начинаю и так и эдак. Рассказываю с огоньком в глазах, с задором. Для меня самое ценное, когда я вижу, что ученики отвлекаются от смартфонов. На одной из конференций, она проходила в Новокузнецке, было много ребят, школьников. И когда я начала рассказывать, они оживились, начали слушать, а одна девочка подошла в конце и сказала: «Вы так интересно рассказывали, у вас такой поставленный голос!» Для меня это самый большой комплимент. Вообще, если говорить о литературе, я уверена: изучать книги нужно разные. Для меня зарубежная литература что-то неотъемлемое, как и русская. Как понять русский романтизм, если не знать немецкий? Как понимать Достоевского, не зная Бальзака, которого он первый в России начал переводить.

Так вот, выхожу из академического отпуска и решаю, что останусь учиться здесь, где родилась. Поступила в АлтГУ. Никаких сомнений, зачем в АлтГУ, не было, тем более что когда-то мой папа учился здесь на юрфаке. А я учусь на филолога. Все оказалось хорошо, подружилась с одногрупниками, мне очень нравится наша кафедра, на ней уютно, комфортно, гораздо лучше, чем я могла себе представить. Впечатления от жизни за три месяца обучения только положительные. Много времени, конечно, отнимает работа и научная деятельность. С самого начала учебы мы стали сотрудничать с Анной Сергеевной Яровой, она-то и посоветовала обратиться к Олегу Александровичу Ковалеву, с которым мы подготовили доклад на тему «Аллюзии на творчество Достоевского в романе Алексея Иванова “Географ глобус пропил”».

Эта тема – поле непаханое. В конце октября мы с Анной Сергеевной съездили на научную конференцию в Новокузнецк, где я защитила свой доклад. Там познакомились с авторитетными достоеведами, например Константином Барштом, который работает в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге. Погуляли по томским местам, где в свое время бывал Федор Михайлович. Выбор темы научной работы был еще обусловлен тем, что во время учебы в СПБГУ я училась на экскурсовода в музее Достоевского. Была насмотренность, ощущение тех мест, где ходил великий писатель. Да что говорить, я несколько дней жила в том доме, где жил Достоевский с видом на переулок Раскольникова! Позже с этим же докладом участвовала в «Воробьевских чтениях» на кафедре общей и прикладной филологии, литературы и русского языка. Организация была на том же уровне. Анна Сергеевна с Алевтиной Андреевной, специалистом по УМР кафедры, нарисовали плакатик «Аня, вперед!». Так и шагаю.

Любимые книги

  • «Мастер и Маргарита» Булгакова. Мое самое любимое, перечитывала 12 раз.
  • «Бесы» Достоевского. С этого произведения началось мое изучение его как писателя.
  • «Госпожа Бовари» Флобера. Роман, благодаря которому можно познакомиться с изящным французским и тонким искусством психологии.
  • «Черный человек» Есенина, которого знаю наизусть, каждый раз после прочтения случается истерика, я забываю, что я – это я. Поэтому читаю его очень избирательно и редко. А еще
  • Александр Блок, очень значимый для меня поэт. У меня есть баллада, которую я написала в 10-м классе, она называется «Блок смеется». 

Санкт-Петербург

Душа поэта просится домой,
Где нам остались улицы и стены,
Сплетенные из камня бахромой,
Витки метро как тоненькие вены.
Где все живет и говорит с тобой,
Где на фиесту люд валит гурьбой,
Дыша искусством этой мизансцены.
Но мы с тобой для них не перемены,
Мы переменные слагаемых людей,
В истории погладивших грифонов,
И мы с тобой сошли бы за детей
Всех тех громадных уличных плафонов,
Что освещают вечности дорогу,
В тумане мне казалось – в никуда.
Но ветер победил мою тревогу,
Такие вот, большие города.
И мы пойдем маршрутом, что Данила
И вся Россия будто бы прошли,
Невольно усмехнусь — а в чем же сила?
А в том, что здесь дожди идут три дня.
Мне, сибирячке, дышится вольнее,
Закат в глазах оставит два огня.
Я жизнь хочу и грызть ее сильнее,
Такой же быть, как талая Нева.
Пойдем! Кипит закат, там на Дворцовой
Уже звучит Кипелов, даже Цой,
Сто лет назад дворец стоял пунцовый,
Теперь вот я — под падающей мглой.
Хочу туда вернуться, чтоб остаться,
Моя душа поэта бродит там.
Мне на метро за нею не угнаться,
За ней я побегу по берегам
И вспомню, как ходили мы на Ваську,
А город плыл, спасая ледоход,
Желания бросали словно гальку,
И каждый был смелейший мореход.

Дмитрий ГЕРАЙКИН

354 просмотров