Цифровая фотография обесценила фотографию обычную, печатную. Кто сейчас вспомнит Прокудина-Горского, Халдея, Пескова… Между тем есть один ветеран алтайского фотоискусства, для которого эти имена – не пустой звук. Конечно, имя его не такое громкое, но в профессиональном кругу нашего героя знают и уважают. С ним-то мы и поговорили о прошлом и будущем фотографии.
С Сергеем Ивановичем Голубовским я знаком лично. И даже больше – два года учился у него фотографировать. Сергей Иванович научил меня главному: когда снимаешь, нужно всегда уважать человеческое достоинство. А еще выстраивать кадр до нажатия на спуск. В Заринске его жалуют за любовь к малой родине, за то, что все эти годы Сергей Иванович вел фотолетопись родного города – с того момента, когда рабочий поселок Заринск приобрел статус города. Было это 29 ноября 1979 года.
– О, заходи скорее! – зовет меня Сергей Иванович в теплую мастерскую.
– Вообще, я за объективом пришел, договаривались с вами.
– Да вот он, родной, как раз тебе привез. Carl Zeiss Jena 3.5/135 – объектив по советским временам редкий, немецкого производства. В СССР стоил бешеных денег, цена нового равнялась цене на «жигули». С него я, можно сказать, и начинал. Это сейчас техника далеко шагнула, появились скоростные камеры, улучшились технические характеристики, можно снимать в условиях плохой освещенности, не используя вспышку. А тогда у меня была камера Practica, добротная немецкая машина на самом деле, которая в паре с этим объективом выдавала достойную картинку.
Так начался наш разговор. Проговорили мы с Сергеем Ивановичем долго, конечно, по большей части о фотоискусстве. Оставлю здесь только самые интересные тезисы.
Дело в стакане
– В молодости учился в барнаульском 29-м училище, на фотографа. Первый год занимались теорией, фотографировали в павильоне, нас учили снимать на документы. А на втором году обучения тех, кто приезжал из районов, отправляли на практику домой. Лучших оставляли в Барнауле практиковаться в центре при училище. Обучение там дало мощную базу, которая пригодилась мне на всю жизнь. Я был старостой группы. И был в ней один из немногих студентов, у кого в первый год снимать получалось не очень – даже встал вопрос об отчислении. Собрали совет, нас, старост, а я и говорю: зачем же отчислять?!Вот есть стакан – или наполовину пуст, или наполовину полон. Дайте шанс показать себя в репортаже. Дали. И когда этот студент начал приносить первые кадры, мы увидели такой уровень, что равных, ему, скажем так, было мало. Может, и так не отчислили бы, но свою лепту в защиту студента я внес. Теперь он известный фотограф.
Камера, а не автобус
– Летом, после второго курса, я устроился в АТП водителем на междугородний автобус. Катался себе с ветерком, а в сентябре на учебу не поехал: тогда у меня уже была семья, и надо было содержать ее. Потом ко мне приезжает один мой учитель и говорит: «Надо учиться. Будешь в командировки ездить, но учиться надо». Скоро, и правда, поехал – снимать юбилей технического училища, что в Залесово. Поснимал, подзаработал. Меня стали везде приглашать, я и забыл про автобус.
Серега Махно
– Иногда, чтобы отснять мероприятие,например первомайскую демонстрацию, нужно было использовать три камеры. Вешал первую – «Зенит», пленка заряжена черно-белая. Потом Practica и третья – «Киев». Вот такая конструкция. Один товарищ подтрунивал: «Ну, Серега, Нестор Махно пулеметами обвешивался, а ты фотоаппаратами!»
Фотолетопись
– До самой пенсии посвятил себя фотографии, работал фотографом на родном заводе – Коксохимическом. Это градообразующее предприятие, поэтому часто снимал город, строительство кварталов, коксовых батарей, школ, детсадов. В общем, храню эту фотолетопись с того самого момента, когда Заринск зарождался как город. А в 80-х была всесоюзная выставка на ВДНХ, в Москве, и один из павильонов был посвящен черной металлургии. Я отправил свои работы на выставку,а через какое-то время меня попросили письмом отправить схемы для печати снимков. Но и этого оказалось мало. На завод пришла правительственная телеграмма: директора завода и фотографа вызвать в Москву для подготовки к выставке. Поехали. Командировку продлили еще на неделю, и вот утром я помогал на выставке, а потом Москву ходил фотографировал.
Как следопыт
– В Заринске я веду курсы «Искусство фотографии» при детской музыкальной школе №2, учу детей. Фотограф, он как следопыт: увидел след зверя и должен рассказать о нем. Самка или самец, раненый или не раненый, и все по следу. Вот и я стараюсь научить учеников читать фотографию.
Какая оптика, какая выдержка, какая диафрагма. Если они это поймут, то потом будет легче.
Показываю детям картины из Третьяковской галереи и говорю: «Представьте, что это не картины, а фотографии». Вот «Девочка с персиками» как объективом, например, снята. А «Эстафета» Дейнеки?
Смотрим газеты, те же репортажные снимки, фотопортреты. Так и учимся.
Дмитрий ГЕРАЙКИН