Еще вчера ребенок был веселый и жизнерадостный, но вдруг стал замкнутым и неразговорчивым? Все время проводит в своей комнате и не хочет идти в школу? Возможно, он стал жертвой буллинга. Как понять, что у ребенка проблемы, и как ему помочь? Горячую сейчас тему буллинга обсудим со старшим преподавателем кафедры клинической психологии Алтайского государственного университета, практикующим клиническим психологом, когнитивно-поведенческим, семейным и схема-терапевтом, судебным экспертом Минюста России Екатериной Прайзендорф.
– По каким признакам можно определить, что ваш ребенок стал жертвой буллинга?
– Самое главное, что заметят, пожалуй, все родители – ребенок ведет себя нетипично. Он не хочет идти в школу, может потерять интерес к учебе. Кроме того, часто буллинг проявляется в эмоциональных реакциях – ребенок может стать замкнутым, необщительным, отгороженным, безразличным к любимым занятиям. Либо наоборот, может стать раздражительным и агрессивным. Переживания, связанные с буллингом, могут отразиться на сне и аппетите ребенка.
Если под буллингом мы понимаем уже очевидную травлю, ребенок может приходить домой в порванной одежде, с рваным рюкзаком, измазанным в мелу, траве, грязи, со ссадинами.
– Если родители заметили какие-то из этих признаков, что им делать?
– В моей практической деятельности часто бывает, что родители говорят: «Я чувствую, что с ним что-то не то». Было бы хорошо, чтобы у родителей был близкий эмоциональный контакт с ребенком, чтобы они могли поговорить. Задать ему вопросы: «Что происходит?», «Как ты себя чувствуешь?», «Почему ты стал таким агрессивным». Причем иногда родители думают, что ребенок сам им расскажет, если что-то случится. Нет, мы взрослые и мы должны самостоятельно инициировать этот разговор, это наша ответственность.
– А стоит ли родителю ребенка обращаться в школу?
– Вообще, если мы говорим о школьном буллинге, учитель практически всегда знает, если кого-то в его классе травят. Не заметить это сложно: ребенок после уроков задерживается в классе, или, когда он входит в класс, все вдруг замолкают – таких «зацепок» много. И, к сожалению, очень часто учитель бездействует. Иногда даже учителя этих лидеров-агрессоров делают своими помощниками, и тем самым усугубляют ситуацию. Если ваш учитель именно такой, или он просто отказывается помочь в решении конфликта, советую обратиться в администрацию школы. Иногда это срабатывает, иногда нет.
Второй аспект – нужно поговорить с родителями того ребенка, который обижает. Люди бывают разные: кто-то может сказать, что вы преувеличиваете, их ребенок замечательный и никого не обижает. Кто-то может действительно не знать, что его сын или дочь проявляют агрессию в школе.
Есть и такие родители, которые считают это нормальным поведением – так, по их мнению, ребенок отстаивает свои интересы.
– А если разговоры не помогают?
– Тогда нужно вывести ребенка из этой системы – перевести в другой класс или даже в другую школу и т.д.
Какие дети чаще всего становятся жертвами буллинга? И какие сами инициируют травлю?
В первую очередь буллингу подвергаются дети, которые выходят за обычные рамки, отличаются от большинства. Может быть, ребенок учится слишком хорошо или слишком плохо, или это может быть ребенок из малообеспеченной семьи. Он может иметь какие-то дефекты речи или особенности внешности. На самом деле, любое качество может стать предметом буллинга. В психологическом плане это дети, которые более чувствительны, впечатлительны, обособленны от других детей. Агрессору важна слабая, пассивная реакция жертвы.
Но ведь страшно не только, когда твой ребенок жертва, но и когда – инициатор травли. Мы порой думаем, что агрессоры – это дети из неблагополучных семей, имеющие определенную модель поведения. Но на самом деле это не так – часто у детей из неблагополучных семей тоже нет высокого уровня жизнестойкости, стремления к лидерству и т.д. Случается, что сам ребенок-агрессор сам находится в позиции жертвы в семье и буллинг с его стороны – это гиперкомпенсация, способ самоутверждения за счет более слабого товарища. Иногда у таких детей отсутствует толерантность, у них низкий уровень психологической культуры, эмоционального интеллекта. Иногда такое поведение связано с желанием испытывать яркие, сильные эмоции – есть люди, которые в них нуждаются, и неважно, положительные они или отрицательные.
– Хорошо, с этим разобрались. Как же все-таки себя вести родителям, если их ребенок – жертва буллинга? Что сказать, как поддержать?
– Мы должны всем своим видом показать, что мы стоим на страже физического и психического здоровья нашего ребенка. Показать ему, что мы готовы его защищать, что происходящее с ним – не нормально. Если это первые стычки, можно попробовать обучать ребенка навыкам коммуникативной компетентности, рассказать ему, что можно попробовать договориться с обидчиками. Если мы видим уже затянувшийся конфликт – полностью встаем на сторону ребенка, разбираемся в ситуации, даем ему понять, что он не должен терпеть такое отношение к себе. Рассказать, как он может попросить о помощи в случае экстренной ситуации, куда звонить. Если ребенок четко знает, что за ним стоит семья, что мама и папа всегда его поддержат, то у него появляется «иммунитет» к буллингу.
– Получается, что буллинг можно предупредить?
– Мы не можем защитить ребенка от всего, мы не можем изменить общество. Но мы можем обезопасить его, повысив уровень его осведомленности о данной проблеме. Например, моему старшему ребенку 10 лет, и мы сейчас разговариваем о том, что есть такой феномен, когда в классе все обижают какого-то ребенка. Мы говорим ребенку, что он должен делать, если заметил, что кто-то кого-то травит: пойти к учителю, сказать об этом родителям, потому что в силу своего возраста он не может самостоятельно разобраться с этими проблемами.
Дети часто просто не знают, что каких-то действий по отношению к себе терпеть нельзя. Мы должны говорить с ребенком, рассказывать, что есть плохие люди, и если ты с ними встречаешься, ты должен реагировать на это так-то и так-то. Детская психика так устроена, что сначала она накапливают знания, а потом их функционально использует. И нужно эти знания ребенку дать, поэтому мы беседуем, информируем, обозначаем границы, это очень важно. Не менее важно выстроить с ребенком гармоничные, доверительные отношения – это шанс, что в какой-то сложной ситуации ребенок к нам обратится.
Необходимо повышать уровень эмоционального интеллекта ребенка – но это тема для отдельной беседы. Сейчас об этом все чаще говорят, и это действительно важно – чтобы ребенок умел распознавать свои чувства и справляться с ними. Чтобы он знал, что сейчас ему страшно, а сейчас обидно, чтобы он мог сказать своему обидчику, что ему это неприятно, что с ним так нельзя. Чтобы он не терпел, не копил в себе эмоции, которые могут вылиться в непоправимые последствия.
Екатерина СПИРИНА