В этом году Алтайскому государственному университету исполнится 50 лет. Юбилейный год АлтГУ начал с обновления фирменного стиля – брендбука.
Одобрено. Утверждено
27 декабря на заседании ученого совета АлтГУ утвердили новый брендбук Алтайского госуниверситета. Ученый совет практически единогласно одобрил измененный фирменный стиль. Брендбук представил Сергей Валентинович Землюков, президент Алтайского государственного университета, профессор, д. ю. н., руководитель рабочей группы по подготовке АлтГУ к юбилею. Он заметил, что сегодня между ведущими вузами – и российскими, и зарубежными – большая конкуренция. Поэтому то, как университет позиционирует себя, свой фирменный стиль, имеет большое значение.
От сущности к образу
– Современный логотип, как и вся официальная символика, должен быть ярким и в то же время лаконичным, он должен нести смысловую нагрузку. За последние семь-десять лет почти все университеты, особенно те, которые попали в группу лидирующих, провели ребрендинг. Все, кто вышел на передовые позиции, стали меняться, переходить от сущности к образу. Университет сегодня – не просто образовательная организация, его роль гораздо шире. И новый образ должен отражать это, – подчеркнул Сергей Валентинович.
В результате плодотворных творческих поисков известный дизайнер выпускник Алтайского госуниверситета Павел Запольский разработал уникальный для alma mater символ: парящий сокол, который несет людям знания – свиток. Уникальный он, потому что именно на базе нашего университета работает известный за пределами России питомник редких птиц «Алтай Фалькон», где ученые АлтГУ занимаются восстановлением популяции краснокнижных соколов-балобанов. Таким образом, птица сокол олицетворяет не только мудрость, полет мысли и устремленность в будущее, но и сам университет. Такой смысл и заложен в обновленный логотип АлтГУ.
– Создавая новый брендбук, в частности логотип, дизайнер сохранил преемственность стиля Алтайского госуниверситета. В этом дизайнерском решении отражены традиционные для АлтГУ книга и геральдический щит. В качестве фирменного знака выступает упрощенное изображение сокола с расправленными крыльями, напоминающее фигурную скобку: символ объединения неравенств. А герб университета может использоваться как в монохромном – обычная версия, так и в двухцветном – парадная версия – исполнении, – заострил внимание Сергей Валентинович.
Кроме того, есть и совмещенный блок, где использованы оба изображения сокола: как упрощенное, так и основное. Если говорить о фирменной палитре, то основной цвет брендбука – темно-синий, а фирменная гарнитура – Museo. Такое сочетание говорит об академизме, оно «представляет собой минималистичный, графичный гротеск, сочетающий в себе изящность и монументальность».
Как было замечено на презентации, «фирменный стиль имеет свойство трансформироваться в три основные формы: сокол, книга, герб. Причем трансформация образа строится в строгих пропорциях, символ является частью достаточной гибкой системы, позволяющей визуально сохранить единообразие стиля».
Новая веха
– За всю историю Алтайского госуниверситета его фирменный стиль менялся два раза: в 1993 и 2014 годах. Новый стиль 2023 года отвечает всем дизайнерским трендам, он получил множество положительных отзывов от профессионального сообщества дизайнеров. Такой живой, наполненный символизмом брендбук АлтГУ выделяет университет среди других вузов. Есть в нем и еще один смысл: сокол – знаковая птица для всей Евразии. И Алтайский госуниверситет, центральный вуз на евразийском образовательном пространстве, задает тон большинству евразийских научно-исследовательских направлений. Так что новый фирменный стиль – брендбук высокого полета! – отметил Сергей Валентинович.
Первое публичное появление логотипа состоялось в День российского студенчества, 25 января. Напомним: к празднику в АлтГУ испекли огромный пряник, украшенный как раз таки этим крылатым символом. А вообще, сокол – распространенный образ в геральдике, его изображение красуется на гербах Сирии, Ирака, Ливии, Египта, Кувейта, Йемена… В случае с Алтайским госуниверситетом он, помимо прочего, означает силу духа, достижение целей и открытость миру.
– Мы искали такой образ, который бы олицетворял науку, образование, высокий полет, сильный дух и успешное будущее. Решение принималось коллегиально. В результате живой и современный образ птицы выделяет наш вуз не только на федеральном уровне, но и на международном. Действительно, сокол является знаковым образом всей Евразии, и новая символика АлтГУ как научно-образовательного центра Центральной Евразии отображает это, – уверен Сергей Валентинович.
Природа одобрила
Сергей Валентинович припомнил такой интересный эпизод: когда шла работа над концепцией логотипа, летом в Университетском дворике АлтГУ, у стен главного корпуса, гнездо свил дикий сокол! И там же вывел птенцов. Ученые АлтГУ тут же взяли опеку над крылатыми. Окрепнув, птицы вернулись в природу.
– Это был очень символичный момент, мы сразу поняли, что наша идея поместить именно птицу сокола на логотип университета – правильная. Сама природа нам дала знак, – говорит Сергей Валентинович.
– Что касается грядущего юбилея, то основные торжества запланированы на 24–25 мая. В эти дни мы вспомним историю вуза и тех, кто в нем работал. Запланирована конференция под названием «Университеты, которым 50»: оказалось, таких в России, в Казахстане немало. После реконструкции откроется музей памяти первого ректора АлтГУ Василия Ивановича Неверова. Будут приглашены ветераны вуза. Сейчас обстановка не совсем для праздников, поэтому салютов не будет, но нам важно собраться и пообщаться, – считает Сергей Валентинович.
Сайт – летает!
Проректор по цифровой трансформации и медиакоммуникациям Максим Викторович Герасимюк обратил внимание на тот факт, что если предыдущий логотип был универсален и показывал назначение университета (образование, открытая книга), то задача нового образа – рассказать об уникальности именно Алтайского госуниверситета:
– С 2023 года университет запустил обновленную версию сайта, где тоже использован новый брендбук. Теперь портал www.asu.ru имеет современную мобильную версию. При этом содержание сайта и рубрикатор абсолютно не изменились. Верхняя панель навигации в шапке с самыми популярными разделами сохранена: расписание, образовательные ресурсы, телефонный справочник, вход в личный кабинет. Хочется, чтобы наши студенты и преподаватели читали про свой университет как можно больше, интересовались работами и достижениями друг друга в научно-образовательном направлении, молодежной тематике.
Новый логотип также используется в официально-деловой документации университета. Завершается работа над новыми логотипами институтов АлтГУ.
Соб. инф.