К 50-летию АлтГУ

Ровесница университета

В гостях у «ЗН» именинница из Международного института экономики, менеджмента и информационных систем – кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Ольга Анатольевна Гражданкина.

– Ольга Анатольевна, в этом году вы, как и АлтГУ, отмечаете юбилей. Как будете отмечать?

– Как правило, мы отмечаем дни рождения в семейном кругу. А так как любим путешествовать, при благоприятной погоде отправимся по любимым местам Горного Алтая, который по праву называется жемчужиной Сибири.

– Празднуете ли вы день рождения родного вуза?

– Да, вы правы: для меня наш университет – родной. Здесь я училась и продолжаю работать. Для человека 50 лет – это не много, а для вуза – тем более! Это путь от становления до успеха. Видела программу праздничных мероприятий: она обширная и интересная. Хотелось бы посетить большинство из них.

– А почему вы решили выбрать именно экономические науки?

– В конце 80-х годов началась перестройка. В это время я как раз училась в старших классах. Экономика нашего государства претерпевала кардинальные изменения. У многих складывалось ощущение, что страна идет не туда. Как теперь модно говорить – экономика сделала «странный зигзаг». Мне хотелось хорошо разбираться в экономике и быть внутри этого нового процесса. Поэтому решила поступить в Алтайский государственный университет – крупнейший вуз Алтайского края. Учиться в АГУ всегда было престижно, и только здесь в то время был экономический факультет.

– Если говорить о преподавателях…

– Они были мудрые и строгие. Чаще всего к ним нельзя было просто подойти, только на консультации – они выстроили дистанцию. Тогда преподаватели часто говорили: «Идите в Шишковку и ищите». Сейчас же преподаватели стали более открытыми. Были у нас и те, кому я очень благодарна. Время было сложное – начало 90-х – смена экономической формации государства. Появление нового налогообложения, которое было странным и непонятным, хаотичный процесс сдачи отчетности. Никто точно не знал, как вести бизнес-документацию, где брать информацию о налогах, начиная от бухгалтеров и заканчивая работниками самих налоговых органов. Можно сказать, мы были первопроходцами и имели только общие представления – и никакой конкретики. А на занятиях у нас была возможность разбирать примеры, в том числе из профессиональной практики: к тому времени я уже работала бухгалтером.

– Какой преподаватель вы?

– Мне трудно судить. Но хотелось бы верить, что на моих занятиях студентам интересно и информативно, ведь многие вопросы мы разбираем на их личных примерах. Лекции стараюсь проводить в диалоговом режиме, находить точки соприкосновения, видеть обратную связь в глазах слушателей. Все дисциплины, которые я веду, мне и самой очень интересны. Иначе было бы сложно доходчиво донести знания студентам. Мне нравится, как говорится, докопаться до истоков и выйти в аудиторию с максимально полным и полезным материалом. А знания и практический опыт позволяют мне уже много лет быть независимым экспертом в налоговых органах Алтайского края.

– Вы увлеклись наукой еще во время учебы?

– Да, студенткой мне посчастливилось работать в Алтайской лаборатории Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, которая в тот период занималась изучением последствий Семипалатинских испытаний. В лаборатории производились расчеты и экономическое обоснование компенсаций жителям пострадавших территорий. Сейчас это общедоступные факты, но тогда очень много информации было под грифом «секретно». Во время одного из исследований я впервые увидела фотографии мутаций животных: теленка с двойной головой, пятью- и шестью конечностями. На меня это произвело неизгладимое впечатление. Именно тогда я научилась систематизировать и интерпретировать полученные данные, проводить анализ и делать на его основании выводы. Все это пригодилось во время учебы и для защиты кандидатской диссертации. Защита проходила в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов (ФИНЭК). Моим научным руководителем был доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Александр Борисович Крутик – один из основоположников концепции развития малого предпринимательства в РФ, автор многочисленных учебников и учебных пособий по этой тематике. Было замечательное время: научных дискуссий, изысканий с формулами, графиками и аналитическими таблицами на несколько страниц. Время картограмм, проведения социологических исследований и многого другого. Приобретенный бесценный опыт продолжаю применять в своей научной и педагогической деятельности.

– Хорошо учились?

– Круглой отличницей я не была, но большинство предметов давались легко. Интересно было каждый день получать новую информацию, которую потом можно применять на практике в условиях новообразованной экономики, терпящей ежедневные преобразования. Экономика росла и изменялась, и мы менялись вместе с ней. Поэтому хорошие оценки приходили сами собой, и в итоге я получила красный диплом.

– Как сдавали свой первый зачет или экзамен?

– Помню, как сдавали высшую математику. Вел ее у нас очень интересный преподаватель с математического факультета. Он одной рукой писал формулы на доске, а второй – сразу же их стирал. Поэтому мы не могли отвлечься ни на секунду! Экзамен был очень серьезный. Мы с однокурсниками готовились к нему долго, многие не сдали с первого раза. Точные науки мне нравились всегда: и математика, и физика. Применение формул, многовариантность при решении задач и уравнений – это мое. Даже в своей диссертации я предложила собственные формулы, которые прошли апробацию.

– Поделитесь самым ярким воспоминанием из студенчества.

– Их достаточно много. Самое яркое – защита дипломной работы, когда тебе предоставляется возможность показать набор своих профессиональных компетенций. На второе место я бы поставила церемонию вручения дипломов: лето, все в красивых нарядах, в приподнятом настроении. С эстетической точки зрения все выглядело очень торжественно!

– С одногруппниками общаетесь до сих пор?

– О да. У нас очень дружная группа. Во время учебы мы отмечали вместе праздники. И до сих пор встречаемся. К сожалению, не у всех получается каждый раз присутствовать в силу высокой занятости, но у нас есть эта замечательная традиция, и мы всегда рады друг друга видеть!

– Экономика касается всех, не только экономистов. Те же налоги, налогообложение. О каких налоговых вычетах надо знать?

– Приведу такой факт. Студенты могут взять справку о том, что они обучаются на очной форме (в том числе магистранты и аспиранты в возрасте до 24 лет), и их родители смогут получать стандартный налоговый вычет в размете 1400 рублей за каждый месяц, пока их общегодовой доход не достигнет 350 000 рублей. Следующий факт – это социальный налоговый вычет за обучение. В нашем случае будем рассматривать вычет за оплату обучения ребенка. Сумма ограничена 50 000 рублями. Более подробную информацию можно посмотреть в первоисточнике – статья 219 Налогового кодекса РФ. Более того, исходя из практики применения НК РФ, для налогоплательщика выгоднее оплачивать обучение каждый год и каждый год получать вычет (тогда за четыре года сумма вычетов составит 200 000 рублей), чем один раз оплатить за весь срок обучения и получить только один вычет.

– Один из ваших профессиональных интересов – предпринимательство. Насколько сложно стать предпринимателем сегодня?

– В настоящее время достаточно легко зарегистрироваться и стать предпринимателем. Необходимо подать заявление в ИФНС (налоговую) по месту жительства или в МФЦ. Более того, сейчас существует разветвленная инфраструктура поддержки малого бизнеса. Более 20 лет назад, когда я защищала диссертацию по данной тематике, такой всесторонней господдержки не было. Мои рекомендации, описанные в диссертации, по взаимодействию с налоговыми органами посредством интернет-коммуникаций воспринимались на уровне фантастики. А сейчас мы настолько привыкли к порталу «Госуслуги», личному кабинету налогоплательщика, что уже не представляем, как мы жили без этого раньше. Но, возвращаясь к вашему вопросу, хочу обратить внимание на то, что предпринимателем может быть не каждый. В человеке должен присутствовать определенный тип мышления, та самая предпринимательская жилка. Есть теория, что таких людей всего лишь около 7–10 % от общего числа населения.

– Расскажите, как обезопасить себя с точки зрения финансовой грамотности.

– Финансовая грамотность позволяет сохранить свои финансы от нежелательных потерь. Например, многие совершают спонтанные покупки. Рекомендую перед походом в магазин написать четкий список. А во время сезона распродаж задать себе вопрос: действительно ли вам необходим конкретный товар? Не подвержены ли вы эмоциям? Является ли снижение цены реальным или это просто маркетинговая уловка, а цена осталась на прежнем уровне? Или, может быть, красный ценник возник из-за уценки по браку? Также хотелось бы вспомнить о получившем во время пандемии широкую популярность рынке ценных бумаг. Сейчас в интернете наблюдается повышение активности так называемых «гуру трейдинга и инвестиций», обещающих быстрый высокий доход на высокорискованных сделках, в том числе проводимых через сомнительных брокеров. Настоятельно рекомендую досконально разобраться в вопросе, прежде чем вкладывать куда-то свои средства.

– Почему финансовую грамотность не преподают в университете на неэкономических специальностях?

– В настоящее время у студентов нашего университета есть возможность изучать финансовую грамотность в дисциплине по выбору, называется она «Экономика личных решений». Нужно только подать заявление. В этом году мне довелось читать лекции по дисциплине «Человек в современном мире» для студентов Института гуманитарных наук. И практически в каждой теме я старалась затрагивать вопросы финансовой грамотности. Это позволяет сформировать у молодежи экономически грамотное мышление. Например, я рассматривала вопросы мошенничества в финансовой сфере. Рассказывала, какие бывают виды кредитов, когда и на какие цели их стоит брать, а когда лучше воздержаться. Какие есть возможности ипотечного кредитования, на что следует обратить внимание при его оформлении. И многие другие. Но, к сожалению, из-за ограниченного времени не удалось осветить все вопросы. Тема финансовой грамотности очень объемна. В ней стоит разобраться каждому, так как это то, с чем мы все с вами сталкиваемся буквально каждый день.

– Что в своей работе вы любите больше всего?

– Самое любимое в моей работе – это, конечно же, обучение будущих молодых специалистов. Ведь именно сегодняшние студенты будут формировать будущее нашей страны. Когда-то давно прочитала, что миссия преподавателя заключается в подготовке студента к новому этапу его жизни. И на самом деле это очень важно. Студенты учатся у нас, а мы в свою очередь – учимся у них. Сейчас у молодого поколения много возможностей: форумы, фестивали, грантовые конкурсы. Все направлено на саморазвитие и самоопределение. Хочу пожелать всем студентам: дерзайте, познавайте мир, увлекайтесь, ищите свое дело и старайтесь реализовать свои самые большие амбиции!

– Ваше пожелание родному вузу на 50-летие.

– Сейчас образовательный процесс максимально удобный и понятный. Помимо этого, ежедневно проходят различные внеучебные мероприятия: научные конференции, круглые столы, стартап-движения, репетиции и выступления творческих коллективов. Университет создает возможности для многогранного развития наших студентов. Разнохарактерные научные изыскания, высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава приводят к тому, что выпускники нашего университета работают в совершенно разных отраслях. Поздравляю студентов и коллектив университета с юбилеем, желаю дальнейшего процветания и развития, больших научных и творческих достижений, реализации новых проектов и открытий!

Александра СМОЛЯНИНОВА

541 просмотров

Related posts

Вот так Дед Мороз!

Семейный бюджет

История одной газеты